Образовательные цели:
• Формирование у детей умений сравнивать две группы предметов
• Формирование представлений о равенстве (столько, сколько, поровну, столько же) на основе счёта
• Совершенствование у детей умений сравнивать предметы по высоте
• Закрепление знаний о цвете предмета, его геометрической форме
Развивающие цели:
Развитие внимания и логического мышления
Развитие любознательности
Развитие познавательной активности, самостоятельности в поиске путей решения поставленных задач
Развитие коммуникативных способностей для продуктивного взаимодействия в коллективе
Воспитательные цели:
Воспитание интереса к математике
Воспитание чувства коллективизма и желание работать в коллективе
Оборудование к занятию: ленточки длинная и короткая; фланелеграф, клоун картинка, кольца, иллюстрация арены цирка, фигуры медвежонка, жонглёра, билеты, мячи, кегли, обручи, изображение солнца.
Раздаточный материал: Пуговки из картона, геометрические фигуры разных цветов, лестницы разной высоты, фигурки солнышка и тучки.
Ход занятия:
Организационный момент. Эмоциональный настрой
Организационный момент: Дети входят в группу и встают полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Скажите мне, какое время года сейчас?
Дети: Весна.
Воспитатель: Посмотрите в окошко и определите, какое сейчас время суток?
Дети: Утро.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел необычный гость (показывает изображение Клоуна). Вы знаете, кто это?
Дети: Это артист из цирка.
Воспитатель: Правильно.
Ребята, а вы любите веселиться смеяться? А цирк вы любите?
Дети: Да.
Воспитатель: Клоун очень любит смешить ребят, вот принес к вам в сад афишу, чтоб пригласить всех на представление в цирк. Только очень спешил, бежал коротким путем, упал и оторвал все пуговицы со своего чудесного костюма.. Он очень огорчен, теперь клоун не сможет выступать. Что же делать? (На экране изображен клоун в костюме без пуговиц).
Воспитатель: Давайте поможем клоуну и не будем расстраиваться, у меня есть много пуговиц, только они все разные. Ребята, вам нужно найти только те пуговицы, которые были пришиты на костюме и расставить их в правильном порядке.
Пришиты они были в порядке убывания, сверху была пришита самая большая пуговица, потом поменьше, еще меньше и самая маленькая внизу.
(Ребенок раскладывает пуговицы от самой большой до самой маленькой).
Воспитатель: Костюм удался как новый.
Вторая часть ОС
Воспитатель: Теперь можно и в цирк собираться. К цирку ведут 2 дорожки, сравните, какие они по длине?
Дети: Длинная и короткая дорожки.
Воспитатель: По какой дорожке мы быстрее попадем в цирк?
Дети: По короткой.
Воспитатель: Скажите, какого цвета короткая дорожка?
Дети: Красного цвета.
Воспитатель: Какого цвета длинная дорожка?
Дети: Жёлтого цвета.
Воспитатель: Проверим, пусть Маша идет по длинной дорожке, а Никита по короткой.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Кто вперед пришёл? Почему?
Дети: У Никиты дорожка короче.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь по короткой дорожке.
Вот мы и пришли к цирку. Но чтобы туда попасть, нам нужны билеты. Где же мы их возьмем? (Ответы детей: купим). А у нас есть деньги? (Ответы детей: нет). А что же нам делать? Давайте спросим в кассе цирка. Ребята, в кассе мне ответили, что цирк у нас волшебный и билеты можно выиграть, если правильно ответишь на вопросы. Хотите выиграть для себя билеты? (Ответы детей). Начинаем.
1. Из каких геометрических фигур можно построить домик?
2. Сколько ножек у стола?
3. Какое число больше: 3 или 5?
4. Сколько сторон у квадрата?
5. Сколько ушей у кошки?
6. Обедаем мы днем, а ужинаем (вечером)
7. Назови числа-соседи числа 4.
8. Назови геометрическую фигуру с тремя углами.
9. На какую геометрическую фигуру похоже яйцо?
10. Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)
Воспитатель: Молодцы! (Раздаёт билеты). У всех есть билеты, пора занять свои места в зрительном зале. (Дети садятся на свои места. На билетах написаны цифры от 1 до 5 разными цветами. А на стульчиках заранее приклеены карточки, с разноцветными кружочками. Цвета цифр и цвета кружочков совпадают.)
Воспитатель:
А сейчас без промедленья
Начинаем представление!
Выступают перед вами
А вот кто скажите сами.
Он кидает кольца вверх
Он устроил фейерверк.
Пять, и шесть, и семь колец,
И пятнадцать, наконец!
Удивляются вокруг
Как ему хватает рук?
Так кто это (Ответы детей)
Правильно, ребята, жонглёр.
(Воспитатель выставляет на фланелеграфе фигуру жонглера с кольцами)
Воспитатель:
- Сколько всего колец у жонглёра?
- Сколько колец в воздухе?
- Сколько колец в руках? (Ответы детей)
Молодцы!
Воспитатель: А сейчас посмотрите, сколько ещё на арену вышло жонглёров (на фланелеграфе 6 жонглёров и 5 колец). Они будут бросать кольца друг другу. - Как узнать, всем ли жонглёрам хватит колец? (Ответы: дать каждому жонглёру по кольцу).
(Приглашает ребёнка на фланелеграфе разложить кольца).
Воспитатель:
- У всех жонглёров есть кольца? (Нет)
- Как сделать так, чтобы у всех жонглёров были кольца? (Добавить ещё одно кольцо)
- Теперь колец столько, сколько жонглёров.
- А как ещё можно узнать, хватило ли колец? (Посчитать)
- Посчитаем жонглеров и кольца. Сколько жонглёров? (Шесть). А колец? (Тоже шесть)
- Что мы можем сказать о жонглёрах и кольцах? (Их поровну) Молодцы!
Воспитатель: А сейчас на арене - учёные собаки - Собака-Плюс и Собака-Минус.
Собаки научат вас показывать фокусы. Перед вами чистый лист и геометрические фигуры. Сейчас этот лист превратится в красивый ковёр. Задание собак такое: (дети должны приклеить нужную геометрическую фигуру в нужное место, которое предложено воспитателем)
1) в середину - круг,
2) наверху - треугольник,
3) внизу - квадрат ,
4) слева - прямоугольник.
5) справа – овал;
А сейчас проверьте, так ли у вас получилось, как у Плюса и Минуса. (Дети сравнивают с образцом). (Приложение 8.)
- Молодцы, ребята, справились с заданием. Вот какой хороший у вас получился фокус. Собаки очень рады.
Воспитатель: А сейчас антракт. Физкультминутка (Дети выходят на ковёр и делают физкультминутку).
Вижу я, что вы устали.
Ну-ка, быстренько все встали!
(Дети встают около своих стульчиков, выполняют задания клоуна).
-Сколько елочек зеленых,
Столько сделайте наклонов.(3)
-Сколько красненьких цветков,
Столько сделайте прыжков. (5)
-Сколько мячиков хороших,
Столько хлопните в ладоши. (4)
-Сколько здесь красивых ваз,
Столько топните вы раз. (2)
(Дети садятся на свои места за столы).
Воспитатель: сейчас перед вами выступит обезьянка (мягкая игрушка). Только она мне говорит, что не хочет выступать, а просит вас, её покормить.
Воспитатель: Какой продукт обезьяна просит дать? Говорить она не умеет, зато может подсказать (достаёт таблицу с фруктами). Любимый продукт обезьяны находится во втором ряду по счёту четвёртый. Считать нужно слева направо. Какой это продукт? (дети находят по таблице конфеты).
Воспитатель: теперь обезьянка довольна, обезьянке понравилось с вами играть и она говорит спасибо, и хочет всех ребят угостить конфетами, зато, что вы пришли к нам в цирк.
Клоун: Ребята вот и закончилось представление, нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и сосчитайте до пяти. Вот мы и дома.
Итог занятия. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в цирке? А что запомнилось? (Ответы детей). На столах у вас лежат солнышко и тучки. Если вам было интересно и весело в цирке, возьмите себе солнышко, если нет - возьмите тучку.