СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД в старшей группе с нарушением зрения по теме: «Пасха! Светлая Пасха!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить детей с праздником Пасха.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД в старшей группе с нарушением зрения по теме: «Пасха! Светлая Пасха!»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 3 «Ромашка»





















Воспитатель:

Михалёва И. И.



г. Серпухов

27 апреля 2016 год

Конспект НОД в старшей группе с нарушением зрения по теме:
«Пасха! Светлая Пасха!»



Цель: познакомить детей с праздником Пасха.



Задачи:



    • Формировать у дошкольников ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений словесного, музыкального и изобразительного искусства, мира природы, используя музыкальные произведения, фольклор, поэзию, иллюстративный материал;

    • расширить представление детей о культуре, традициях и обычаях русского народа;

    • уточнить и закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;

    • совершенствовать навыки речевого общения: связно и последовательно излагать свои мысли, впечатления;

    • развивать умение детей создавать аппликацию, используя нетрадиционную технику скручивания жгутов из бумажных салфеток;

    • развивать умение планировать свои действия в определённой последовательности;

    • воспитывать патриотические чувства к традициям наших предков.

    • воспитывать самостоятельность, аккуратность при создании творческой поделки.



Предварительная работа: наблюдение за сезонными изменениями в природе; чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о весне, отгадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций о весне; беседы с детьми о культуре, традициях и обычаях русского народа; изготовление аппликаций, используя нетрадиционную технику скручивания жгутов из бумажных салфеток; знакомство с творчеством композитора П. И. Чайковского.

Материал и оборудование: музыкальная фонограмма фрагмента произведения П. И. Чайковского «Времена года» – «Подснежник»; иллюстративный материал по теме занятия; образец открытки, заготовки для открыток-магнитов, полоски бумажных салфеток зелёного и жёлтого цветов, ножницы, клей ПВА с кисточкой, тряпочки, имитированные веточки вербы.







Ход НОД:



Вводно-организационный момент. (Дети стоят возле воспитателя)

Воспитатель: - Ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им свои улыбки. (Дети здороваются с гостями)


Открытый вход в деятельность.

Воспитатель: - Я предлагаю вам послушать волшебную музыку. Закройте глаза и представьте картину, которую вам навеет звучащая мелодия.

Звучит музыка.

- Это музыкальное произведение композитора П. И. Чайковского. Что вы представили, когда слушали эту музыку? (Ответы детей) Чайковский посвятил своё произведение месяцу апрелю и назвал его «Подснежник», как первый весенний цветок. В этой музыке слышно и журчание ручья, и пение птиц, и дуновение весеннего ветерка, слышится уверенная поступь весны.

Весенний воздух свеж и чист…

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля.

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Ватага вольных воробьев

Ворону гонит из кустов…

Весна готовит свой парад,-

Весь мир весне весёлой рад!

– Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой. Что происходит весной в природе? (Дети делятся своими наблюдениями: греет солнышко, тает снег, появляются проталины, возвращаются перелетные птицы, строят гнёзда, выводят птенцов и т.д.)

Воспитатель: - А давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба? (Ответы детей: голубой, нежный, чистый)

– А какой цвет солнечных лучей? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он? (Ответы детей)

- Дети, какие праздники отмечаются весной? (Ответы детей)


Расширение имеющихся знаний.

Воспитатель: Да, верно – Международный женский день, День космонавтики, День Земли, в мае празднуют День Победы, и совсем скоро мы будем отмечать красивый праздник - Пасху. А что, вы, знаете про этот праздник? (Ответы детей)

- А хотите, я вам расскажу об этом празднике? (Да) Пасха – самый большой и светлый праздник. В России Святая Пасха всегда занимала особое место, поскольку она представляла собой обновление жизни. Праздники, и особенно такие светлые, как Пасха, объединяли семьи. Члены семьи, собирались вместе, занимались общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым застольем, хороводами. И я приглашаю вас, ребята, и наших гостей в народный хоровод «Идет матушка Весна»


Динамическая пауза:

(Двое ребят встают напротив друг друга, берутся за руки и поднимают их вверх. Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова):

Отворяйте ворота,

Идет матушка Весна!

Первым март прошел,

Всех детей провел!

А за ним апрель

Отворил нам дверь!

А за ним и май, сколько хошь гуляй,

Сколько хошь гуляй, только не зевай!

(С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы)

Воспитатель: - В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят: «Христос воскрес! » - «Воистину воскрес! ». Это называется «христосоваться». На Пасху все накрывали праздничные столы, где главными угощениями были куличи и крашеные яйца. (Воспитатель показывает фотографию). Ребята, а вы знаете, почему красят яйца? (Воспитатель внимательно выслушивает ответы детей)

Объяснение нового.

Воспитатель: - Присядьте на стульчики и послушайте. Яйцо – это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца – пришёл к нам из древности. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни. Для того чтобы покрасить пасхальные яйца, наши предки использовали растительные красители, которые заготавливали заранее из дубовой и яблоневой коры, ольховых шишек, луковой шелухи, свекольного отвара, зеленой ржи, крапивы и т. д. (Показ некоторых природных красителей)


У каждого цвета было свое значение (Воспитатель называет цвета и помещает картинки на доску):

Красный цвет - знак счастья;

Желтый - знак солнца;

Зеленый цвет - знак жизни;

Голубой цвет - знак неба;

Синий цвет - цвет ночи и таинства;

Коричневый цвет - цвет земли.

- Такие яйца в древности называли – Крашенки. А еще существовали и другие яйца, которые расписывались вручную. Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным, изображающим мир животных и птиц. (Воспитатель показывает фотографию) Такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались - Малеванками. Теперь вы знаете, для чего красят яйца. А чем отличаются Крашенки от Писанок? (Ответы детей). Раскрашенные пасхальные яйца, по древним поверьям, оберегают от зла, поэтому так приятно подарить их друзьям, родным или близким как символ любви и жизни. Это очень красивый обычай на Пасху, которая бывает только весной: ликует природа и все вокруг оживает и цветет.


Глазная гимнастика "Весна" М. Пеньковская


Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.

Потягивание

Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!

Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны

Справа - первые цветочки появились на лужочке.

Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором

Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.

Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором

Мы кораблик смастерили,

Соединить ладони перед грудью

В ручеёк пустить решили.

Удаление сложенных ладоней вперёд от себя

Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!

Машем ладонями, прощаясь с корабликом

Вот как весело играть и в весенний день гулять!

Легкие подпрыгивания на месте

Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!

Потягивание


Воспитатель: - Хорошей традицией на Пасху было дарить подарки. Давайте и мы сегодня сделаем вот такие замечательные открытки-магниты, выполненные в виде пасхальных яиц, и подарим их своим родным на праздник Пасхи, в это воскресенье.

(Воспитатель показывает образец работы)

- Ребята, скажите, каким способом выполнены эти работы? (Как можно их сделать?) (Аппликация из салфеток.) Скажите, какой материал нам потребуется в работе? (Картон, цветные салфетки, клей). А сейчас, дорогие ребята, я приглашаю вас в творческую мастерскую. Наши гости тоже могут к нам присоединиться.

Практическая работа.

(Дети занимают места за столами.)

- Кто знает, как будем выполнять работу по украшению яйца-магнитика? (Дети отвечают. Воспитатель напоминает последовательность выполнения работы)

  1. Полоску салфетки зелёного цвета приклеить в нижнюю часть нашей заготовки, это трава, лишние края срезать.

  2. Из закрученных жгутиков сделать спиральки: большую — для тела цыплёнка и маленькую — для головы.

  3. Вырезать из салфеток жёлтого цвета крылья и хвост цыпленка.

  4. Из жёлтых квадратиков изготовить лапки, как показано на образце.

  5. Детали аккуратно приклеить на основу.

  6. Дополним работу мелкими деталями: приклеим цыплёнку клюв и глаз.

  7. По краям приклеить веточки вербы.



Самостоятельная деятельность детей.

(Звучит музыка. Во время деятельности детей помогаю детям советами, обращаю внимание на последовательность выполнения, напоминаю об аккуратности).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие замечательные пасхальные магниты вы сделали! Все сегодня очень старались, и у каждого получилась уникальная открытка! Давайте сделаем выставку наших работ. (Воспитатель вместе с детьми выкладывает магниты на доску)

Открытый выход из деятельности.


Воспитатель: - Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили.

– Что вам сегодня особенно понравилось?

– О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям? (Ответы детей). Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.