Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Ромашка»
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной к школе группы
Великий День Победы
Учитель-логопед
Пуртова Алёна Алексеевна
г.Урень
2019 г.
Программные задачи:
1.коррекционно-образовательные:
-дать детям представление о празднике «День Победы», почему он празднуется всем российским народом 9 мая;
- продолжать учить словообразованию синонимов, родственных слов;
- закреплять навыки составления предложений с предлогами;
-формировать навыки звуко-слогового анализа слов;
-упражнять в согласовании существительных и прилагательных с числительными;
2. коррекционно-развивающие:
-развивать мелкую и общую моторику; внимание; связную речь; языковое чутьё;
3.воспитательные:
-воспитывать уважение к ветеранам, их подвигу во время Великой отечественной войны;
Оборудование: запись музыки Д.Тухманова «День Победы»; мультимедийное оборудование; картинки, с изображением военной техники; разрезные картинки с изображением военной техники и людей военных профессий; мяч, флажок, фишки для звукового анализа, георгиевские ленты.
Предварительная работа: беседа о празднике «День Победы, чтение книг о героях ВОВ, рассматривание иллюстраций, фотографий родных, принимавших участие в ВОВ.
План занятия:
1.Орг. момент. Постановка цели занятия.
Логопед. Здравствуйте ребята, прежде чем мы с вами начнём занятие, повторим наше правило:
Каждый день, всегда, везде
На занятиях в игре.
Громко, чётко, говорим
Никогда мы не спешим.
(эмоциональный настрой)
Упражнение «Сколько у тебя?».
(Совершенствование грамматического строя речи. Согласование числительного с существительным).
Логопед. Посмотрите на картинки, сколько моделей военной техники или военного снаряжения на картинке.
1-й ребёнок. У меня один вертолёт.
2-й ребёнок. У меня два корабля.
3-й ребёнок. У меня четыре танка.
4-й ребёнок. У меня пять парашютов.
Упражнение «Есть – нет».
Логопед. А сейчас, поиграем в новую игру. Первый игрок скажет, что у него на картинке. Например: «У меня есть один вертолёт». А следующий игрок продолжит: « А у меня нет одного вертолёта, но есть два корабля» и т.д.
2. Беседа по теме.
Логопед. Ребята, а как вы думаете, почему я решила поиграть с вами в игры с военной техникой. (Ответы детей).
Ребята, какой великий праздник отмечают все люди нашей страны 9 мая?
Кто догадался, о чём будет наше занятие?
Сегодня наше занятие мы посвятим великому празднику «День Победы».
Звучит музыка Д.Тухманова «День Победы»
Что вы знаете об этом празднике? (Ответы детей)
3.Упражнение «Составь слово».
(Составление слова по буквам)
Логопед . Ребята, а кого мы поздравляем в День Победы, мы узнаем, если выполним задание , составим из первых букв картинок слово … (Ветеран)
Мы поздравляем с Днём Победы ветеранов, потому что они завоевали победу в этой войне.
Давным-давно, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, на нашу страну напали враги- фашистские захватчики. Так началась Великая Отечественная война. Весь народ встал на защиту своей Родины, очень многие погибли, защищая своих сестёр, матерей, детей. Закончилась война 9 мая 1945 года. Именно поэтому празднуют победу в этот день. А еще поздравляют воинов-ветеранов, вспоминают тех, кто погиб.
4.Игровое упражнение «Собери картинку».
(Составление предложений с предлогами)
Логопед. Ребята, вы хотите узнать, кем были ваши прадедушки на войне? Составьте из частей картинку.
(Дети собирают разрезные картинки) .
Логопед .Кто управляет военным кораблём? (Военным кораблём управляет капитан)
-Кто управляет танком? (Танком управляет танкист)
-Кто охраняет границы нашей Родины?( Границы нашей Родины охраняет пограничник)
-Кто управляет самолётом? (Самолётом управляет пилот)
-Кто прыгает с парашютом? (Парашютист прыгает с парашютом)
-Кто стреляет из пулемёта? (Пулемётчик стреляет из пулемёта)
5.Игра «Что лишнее?».
(Упражнение на развитие речевого слуха)
Логопед. Ребята, а теперь послушайте и определите, какое слово лишнее
1.Войн, воинский, воет, война.
2. Рана, раненый, охрана, ранение.
3. Генерал, майор, автомат, полковник.
4.Снайпер, сапёр, танкист, артист.
6.Пальчиковая игра «Бойцы- молодцы».
Логопед. Воины смело прыгали с парашютом, сражались с вражескими самолётами и кораблями. Сильные руки у солдат и наши пальчики «бойцы-молодцы».
«Пальцы эти-все бойцы, удалые молодцы
(сжимаем и разжимаем кулачки, кладём руки на стол ладонями вниз)
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых.
(поднимаем большие пальцы)
Два гвардейца-храбреца! (указательные пальцы)
Два сметливых молодца! (средние)
Два героя безымянных,
Но в работе очень рьяных! (безымянные)
Два мизинца-коротышки,
Очень славные малышки!
(поднять мизинцы и хлопнуть ладонями по столу)»
7. Динамическая пауза «Марш».
Логопед. Все военные идут на параде 9 Мая строевым шагом, который называется «марш». Давайте и мы попробуем маршировать, как они.
«Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, твёрже шаг
На парад идут солдаты
И чеканят дружно шаг».
7.Игра с мячом «Скажи по-другому».
( Подбор синонимов)
Логопед. Ребята, подберём слова к слову «смелый».
Смелый -храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, решительный, героический.
8.Игровое упражнение «Слова-родственники».
(Подбор однокоренных слов)
Логопед. Ребята, подумайте и назовите родственников слова «герой»
(дети передают друг другу флажок и называют слова)
Герой- героический, героизм, геройский;
Защитник-защита, защищать, беззащитный, защищённый;
Война-военный, воевать, воин, войско, вояка. воюющий, воинский;
9.Звуко-слоговой анализ слова «мир».
Логопед. Долго шла война. Остановила советская армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли. Мы победили. Наступил мир.
Сколько слогов в слове «мир? (один слог)
Какие вы звуки услышали в слове «мир? (мь,и,р)
Какой первый звук? Он гласный или согласный? Он твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? Какой фишкой обозначим?
(аналогично второй и третий звук)
10.Итог занятия.
(Награждение детей георгиевскими лентами).
Логопед. Наше занятие подошло к концу. О чем мы говорили сегодня? Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось? Ребята, я прикреплю вам ленты на грудь, чтобы память о наших солдатах, почтение и уважение к ним сохранилось в вашем добром сердце.
Фотоматериалы детей подготовительной к школе группы к НОД
по развитию речи.
Великий День Победы
Упражнение «Сколько у тебя?»
Упражнение «Составь слово».
Игровое упражнение «Собери картинку».
Пальчиковая игра «Бойцы- молодцы».
Динамическая пауза «Марш».
Игра с мячом «Скажи по-другому».
Игровое упражнение «Слова-родственники».
Звуко-слоговой анализ слова «мир».
Итог занятия.
(Награждение детей георгиевскими лентами).