Конспект НООД по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников В зоопарке
Цель: формирование математических представлений у детей с нарушениями речи.
Задачи:
Закрепить представление детей о составе чисел до 10 из двух меньших
Закрепить представление о последовательности чисел в пределах 10
Упражнять в решении выражений (примеров)
Закрепить умение детей расчленять сложную форму предмета на элементы, соответствующие нескольким геометрическим фигурам, определить их размер и пространственное положение
Упражнять в согласовании числительных с существительными
Закреплять умения грамматически правильно строить фразу при ответе на вопрос, контролировать правильное звукопроизношение сонорных звуков (р-р, л-л)
Развивать произвольное внимание, память, эмоциональность
Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость
Коррекционная работа: закрепить умение детей анализировать образец сложной фигуры, проговаривая взаимное расположение геометрических фигур.
Словарь: четырехугольник, слева, справа, снизу, сверху, «прибавить», «отнять»
Материал и оборудование: пиктограммы эмоций, мешочек с крупой, игрушки животных жарких стран, картинка верблюда из геометрических форм, игра «Монгольская игра», карточки для физминутки, цифры, карточки с цифрами, разрезная на восемь частей картинка банана.
Ход
- Ребята, я приглашаю вас сегодня отправиться в зоопарк.
Мы все в зоопарке были,
Зверей с руки весь день кормили.
Верблюда, зебру, кенгуру,
И длиннохвостую лису,
Видели тигра и бегемота,
Он еле проходил в ворота!
Скажите мне скорее вы,
Каких зверей увидели?
(дети перечисляют зверей)
А если их вы счесть смогли,
Вы просто чудо! Молодцы!
- Правильно, 6, молодцы!
- Ребята, посмотрите на вывеску, сколько букв в слове зоопарк? Какая первая буква? Какая пятая буква?
- Какие звери из жарких стран живут в зоопарке?
- Мы сейчас узнаем, поиграя в игру «Какие звери в зоопарке?»
Воспитатель бросает мячик (мешочек с крупой) по кругу, называя животное, дети называют числа по порядку с названным животным: « один слон, два жирафа, три зебры, четыре крокодила, пять зебр, шесть удавов, семь тигров, восемь львов, девять пантер, десять мартышек.»
- Молодцы, вот сколько много зверей.
- Кто первый нас встречает в зоопарке?
Воспитатель эмоционально обыгрывает встречу с игрушкой мартышкой.
- Правильно, это мартышка.
- Ребята, посмотрите на мартышку, какое у нее настроение? Правильно, грустное. Как вы догадались?
- Нарисуйте грусть.
(один ребенок изображает пиктограмму грусти)
- У нее сегодня день рождение, но никто ее еще не поздравил. Давайте поможем животным из зоопарка поздравить мартышку с днем рождения.
- Кто за этим вольером живет?
- Правильно верблюд. Он такой необычный, почему?
- Правильно, верблюд состоит из геометрических фигур.
- Из каких геометрических фигур состоит голова и шея?
- Как они расположены по отношению друг к другу?
- А из каких фигур состоит туловище? (большой прямоугольник, два треугольника)
- Как они расположены по отношению друг к другу? (большой прямоугольник внизу, два треугольника вверху)
- Из каких фигур состоит большой прямоугольник? (из двух квадратов)
- А вы сумеете сами по памяти составить портрет верблюда из геометрических фигур?
( игра «Монгольская игра»)
- Молодцы, ребята.
- Поиграем с пальчиками.
Начинаем игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть играют как мартышки.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
- Верблюду очень понравилось, и он передает подарок для мартышки. .(конверт с частью разрезной картинки)
- А здесь, дети, бассейн крокодила, но чтобы пройти через него надо построить мостик. Какая цифра у бассейна? Правильно 10. Надо решить из каких двух чисел состоит число 10, подобрать цифры и выложить мостик.
Дети поочередно выкладывают цифры. Воспитатель проверяет, правильно ли дети справились с заданием.
- Правильно, число 10 состоит из 1 и 9, 2 и 8, 3 и 7, 4 и 6, 5 и 5. Теперь можем пройти по через бассейн.
- Молодцы, ребята. Крокодилу очень понравилось, как вы построили мостик, он передает подарок для мартышки.(конверт с частью разрезной картинки)
- Дальше нас встречает горилла, она очень любит поиграть.
Сколько треугольников мы сосчитаем
Столько наклонов мы выполняем.
А квадратов сосчитай-
Столько раз и приседай.
Сколько здесь у нас кружков -
Столько сделаем прыжков.
- Горилле понравилось с нами играть, она передает для мартышки подарок. (конверт с частью разрезной картинки)
- Какой зверь встречает нас дальше? Правильно, это тигр.
- Как он рычит? Прорычим на одном выдохе.
(дыхательно-голосовая разминка)
- Молодцы! У тигра для нас карточки с заданием: «Надо назвать два числа, в сумме которых получится третье число». На карточке 1, 3, 2. Какие два числа в сумме получат третье число?
(дети выполняют задание по карточкам)
- Правильно, к одному прибавить два, будет три и т.д.
- Молодцы, ребята. Тигру понравилось, как мы справились с его заданием, и он передает нам подарок для мартышки (конверт)
- Вот, ребята, и мартышка, нас дождалась.
- Мартышка, тебе твои друзья из зоопарка тоже передали поздравление. Дети давайте сложим картинку и узнаем, что подарили мартышке.
Дети складывают разрезную картинку.
- Что получилось? Правильно банан, ведь мартышки очень любят бананы.
Вот, ребята, мартышка дождалась своего подарка.
- Дети, как вы думаете, какое настроение сейчас у мартышки? Почему? Нарисуй.
(один ребенок изображает пиктограмму радости)
- Давайте и мы поздравим ее с днем рождения, что вы ей пожелаете?
(дети поздравляют мартышку)
- А что нам пришлось с вами сделать, чтобы мартышка получила свой подарок?
- А какое задание вам показалось самым трудным?
(Дети рассказывают все, что им запомнилось или понравилось на занятии).
Ну, вот наше путешествие в зоопарк подошло к концу, давайте попрощаемся с мартышкой и со всеми животными и отправимся в детский сад.