СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект обобщающего урока "Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект обобщающего урока "Причастие"»

Тема: Причастие как глагольная форма.Образование причастий.
Тип урока по цели: урок обобщающего повторения
Цели урока: 
• метапредметная: формирование понимания и владения социальными понятиями «милосердие», «доброта», «забота». 
• обучающая: повторение и закрепление орфографических и пунктуационных навыков,
• развивающая: развитие умения находить в тексте причастия ,умение различать написание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;

• воспитательная: воспитать внимание к грамматическим формам слова; привлечь внимание школьников к проблеме


• коммуникативная: развитие внимания, памяти, наблюдательности, фантазии и творческого воображения учащихся. 
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, раздаточный материал. 
Ход урока: 



Ход урока
Слово учителя:  Подтянулись, улыбнулись, садитесь. Сегодня урок вести у вас буду я. Зовут меня Анна Николаевна. Давайте договоримся : мы будем активными и позитивными.

Я предлагаю вам посмотреть несколько видеофрагментов и записать всё, что вы увидели, используя схему [ - = ] .

Слайд

-Прочитайте предложения. Охарактеризуйте их. Чем выражены главные члены. Определите грамматические признаки глаголов.

Что общего в этих фрагментах? Вам понравилось видео?

Слайд Запишите «Мне нравится..» и продолжите её - ответьте на этот вопрос , используя свои предложения первого задания, составьте простое предложение с однородными членами.

Прочитайте, что у вас получилось? С помощью чего вам удалось передать течение, движение воды? Почему? Что произошло с глаголами? Предположите, какова тема нашего урока? А цель? Запишите в тетрадь.

Слайд Действительно, тема нашего урока « Причастия как глагольная форма. Образование причастий»

Цель:обеспечение понимания причастия, умения находить в тексте, отличать их от прилагательных, конструировать предложения с причастным оборотом.  

Создание условий для развития умений  слушать, сравнивать, анализировать, устанавливать связи между элементами учебного материала, осуществлять  

 самоконтроль, самооценку учебной деятельности на основе уважения, взаимопонимания, доброжелательности.



-Коль мы сегодня отправились в импровизированное путешествие по воде, чтобы не пропасть и не утонуть бесследно в мире слов, грамматики и синтаксиса, нам нужно оставить о себе некоторые заметки. У вас на партах «бортовые журналы», исходя из темы и цели ,давайте заполним их.

Слайд « бортовой журнал»

Графа: Что я знаю

Графа: Что я могу узнать

Графа: Что я узнал

Что такое причастие? Признаки каких частей речи совмещает в себе причастия? Каким членом являются в предложении?

Давайте докажем, что причастия являются глагольной формой( Что такое форма слова?) Прочитайте П. 49. Посмотрите порядок морфологического разбора. В записанных вами предложениях найдите причастия и определите, какие грамматические признаки глагола в них сохранились?

Прочитайте П 50 Что вы узнали о причастии

Давайте составим таблицу « Образование причастий»

- На какие 2 группы можно разделить причастия? Что такое действительные и страдательные причасти?

- На какие группы делятся действительные причастия? Страдательные?

Какие суффиксы служат для их образования?

Какие орфограммы связаны с написанием суффиксов?

Сдайд « Образование причастий»

Работа с учебником:

Наблюдение:

Упражнение 264( письменно)

Упражнения 265-266 (устно)

Закрепление:Упр 267

Спишите. Найдите причастие .Как оно образовано?

Слайд Иван Константинович Айвазовский всемирно известный русский художнк маринист очень любил море. Посмотрите его картины

Слайд Я предлагаю вам сравнить два текста, дающие описание его картине. Чем они отличаются? Какова роль причастий в тексте?

Пустынный берег моря усеян галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря веет странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользят по легким волнам, набегающим на берег.

Пустынный берег моря усеяла галька. От моря веет странным покоем и тишиной. Лучи солнца ещё не зашли за горизонт. Они скользят по легким волнам.

Мы снова говорим о море, о воде. А что такое вода? Давайте составим кластер на доске. А каково значение воды в мире сейчас? Какие проблемы с ней связаны? Следовательно, вода находится где-то между жизнью и смертью. Об этом говорим и загадка об дном из её состояний : В огне не горит и в воде не тонет А какие интересные факты о воде знаете вы?

А вы знаете, где находятся самые большие запасы пресной воды в мире? Что вы о нем знаете?

Слайд Рассмотрите фотографии. Какое чувство они у вас вызывают? Что нужно для сохранения этой благодати?

Слайд 16 Прочитайте стихотворение о Байкале.

Жемчужина дивного края

Восточно-сибирскою сказкой

Предстал предо мною Байкал.

В весенних улыбчивых красках

Суровых утёсов оскал.


Поросшие соснами скалы

Ссутулились, как старики.

Скользят по крутым пьедесталам

Весеннего солнца лучи.


В цветущем багульнике сопки

Как будто невесты стоят.

Лиловою нежностью робкой

Сияет их дивный наряд.


Прочитайте вслух выразительно. Определите тему, идею текста. Какие средства выразительности использует автор, говоря о первозданной красоте Байкала? Какое чувство у вас возникает при чтении этого стихотворения? Найдите в тексте причастия

Докажите, что это причастия. Как они образовались?

Наше путешествие заканчивается, давайте сделаем последнюю запись в вашем «бортовом журнале».Что вы узнали сегодня на уроке?

Вы сегодня продуктивно работали, я выставляю вам такие оценки…

А ещё я хочу вас поздравить с сегодняшним праздником и напомнить, что у слова причастие есть и другое значение Какое?

И поэтому

С мартом вас тающим,

С мартом бушующим,

С самым ласкающим,

С самым волнующим.

Счастья вам прочного,

Счастья сердечного-

Самого доброго,

Самого вечного!

Спасибо за внимание.




Действительные


Страдательные

Настоящее время


Прошедшее время

Настоящее время

Прошедшее время

I спр- ущ,ющ

II спр- ащ,ящ


-вш-,-ш-

I спр- ем,ом

II спр- им

-т-,-нн-,-енн-