МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №8 «РУСАЛОЧКА»
____________________________________________________
г. Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2-11-93,2-27-16,2-17-31
Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему:
«Живая земля»
Воспитатель: Пчелина О. А.
2022г.
Конспект образовательной деятельности по экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему:
«Живая земля»
Цель: закрепить знания о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.
Формировать у детей представление о значении почвы в природе
Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.
Формировать познавательную активность, интерес к объектам живой и неживой природы;
Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
Воспитывать в детях партнерские отношения при работе.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования.
Активизировать словарь за счет слов: плодородная, воздухопроницаемая, водопроницаемая, перегной, примеси;
Формировать коммуникативные навыки, воспитывать чувство сопереживания, желание оказывать помощь.
Предварительная работа: чтение и рассматривание иллюстраций к сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; экспериментирование с водой, воздухом, песком. Просмотр презентации «Почва», беседы с детьми экологической направленности.
Оборудование и материалы: проектор, экран, презентация, мисочки с землей, вода, ложечки, салфетки, лупы, воронки, ватные диски, стаканы – по количеству детей, схемы и карандаши для обозначения.
Ход деятельности
Организационный момент:
(Воспитатель приглашает детей в круг.)
— Ребята, с чего начинается хорошее настроение? (С улыбки, с добрых дел, с прекрасных сюрпризов.)
Мы все за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть –
Много нового узнать.
Мотивационно-ориентировочный этап:
Ребята, совсем недавно мы с вами говорили о том, что такое экология. Давайте вспомним (ответы детей).
Воспитатель: Я вижу в ваших глазах интерес и огонек любопытства, что я для вас приготовила? Я предлагаю вам сегодня стать учеными-экологами.
Чем занимаются люди этой особенной профессии?
Дети: Изучают, исследуют, создают науку экологию, решают вопросы и проблемы, которые помогают сберечь, защитить и охранять природу. Пишут статьи, книги, научные труды. С их участием составляется "Красная книга".
Воспитатель: Где работают?
Дети: НИИ, лаборатория.
Воспитатель: Вы хотите стать учеными-экологами?
Дети: Да!
2. Введение в тему. Постановка вопроса для обсуждения.
Воспитатель: Чтобы быть зачисленными в группу надо пройти тест-разминку.
Тест-разминка
1. Камни, цветы, глина, песок, деревья - Что относится к живой природе?
2. Микроскоп, колба, ложка, лупа - Что лишнее и почему?
3. Какой праздник призывает беречь и охранять природу?
Воспитатель: Молодцы! Вы зачислены!
Наша группа превращается в НИИ. Мы - научные сотрудники: я - старший научный сотрудник, вы - ассистенты и лаборанты. Пройдите, наденьте халаты и фартуки.
Дети рассаживаются по своим местам.
— Ребята, мне на электронный адрес пришло звуковое письмо. (На экране появляется картинка с портретом маленького принца и звучит содержанием письма).
«Здравствуйте, мои друзья с большой планеты Земля! На моей маленькой сказочной планете приключилась беда: заболел мой друг – прекрасная Роза, у нее пожелтели и стали опадать лепестки. А я узнал, что на вашей планете есть «живая земля», которая сможет ей помочь. Я бы хотел, чтобы вы помогли мне узнать, из каких веществ состоит «живая земля» и прислали мне образец с описанием почвы».
Это письмо от Маленького принца.
Поисковый этап:
Воспитатель: Поможем Маленькому принцу? Как мы можем помочь ему? Давайте порассуждаем, что нужно растению для его существования? (Свет, влага, воздух). Скажите, а чем питается растение и где берет питание? (Ответы детей.)
Растение живое и ему нужен свет, а также воздух, вода, и, конечно, питание.
Для хорошего роста растениям нужна плодородная земля.
У нас в группе цветы растут в плодородной земле и поэтому не болеют, хорошо себя чувствуют. А у Маленького принца цветок вянет. Почему?
Практический этап:
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы сделать описание почвы, нужно провести опыты. Для этого предлагаю вам стать не просто экологами, а учеными-исследователями экологических наук. Вспоминаем, чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты.) Ученые часто советуются друг с другом, обсуждают свои исследования, поэтому мы будем также с вами договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей) Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух.
Сейчас мы с вами проверим это на опытах. Но прежде чем перейти непосредственно к опытам давайте вспомним правила техники безопасности при проведении опытов.
Правила при проведении опытов:
МОЖНО: слушать, размышлять, аккуратно брать приборы для экспериментов.
НЕЛЬЗЯ: громко говорить, толкаться, разбрызгивать воду, пробовать незнакомые вещества.
Физкультминутка.
Раз – и стану я землей,
Мягкой, теплой и живой!
Очень сильной, очень крепкой,
Очень доброй и большой.
Два – я почва – верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
«Чтите матушку свою!»
Дети проходят и рассаживаются за столами
Воспитатель: У вас на столах лежат предметы для исследования. Перечислите, что именно. (Ответы детей). Мы будем проводить опыты с помощью таблиц, которые подскажут нам, с чего необходимо начать работу, как ее продолжить и к каким результатам мы должны прийти. ОПЫТ 1 дети рассматривают внешний вид почвы и дают описание. Что нужно сделать, чтобы описать внешний вид почвы? (Понюхать, рассмотреть, потрогать). (Для этого предлагается таблица, с помощью которой можно описать внешний вид почвы.) ОПЫТ 2. Состав почвы далее необходимо выяснить, из чего состоит наша почва, то есть что в ней содержится. Как это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? Необходимо рассмотреть почву через лупу, определить, имеются ли в ней полезные примеси: камни, глина, песок, перегнившие листья, чернозем и другие примеси. Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину. ОПЫТ 3. Далее необходимо провести более сложные опыты по водопроницаемости и удерживанию влаги. С помощью каких предметов мы можем провести данный опыт? (На экране схема к этому опыту). Для этого нам нужны стаканчики с дырявым дном, тарелка миска с землей, ложки, вода, и ватный диск. Как можно провести опыт с помощью этих предметов? В этом вам поможет таблица. (С помощью таблицы дети проводят данный опыт.) Вода проходит через почву, значит почва – водопроницаемая. Наша почва задерживает достаточное количество воды, что нужно для роста растения. ОПЫТ 4. Далее необходимо провести опыт по определению воздухопроницаемости, то есть, нам нужно узнать, есть ли в почве воздух? Как мы можем это сделать? Какие предметы нам нужны для этого опыта? Почему? (Дети рассматривают схему и делают данный опыт.) Что образуется? Пузырьки – это значит, что в почве есть воздух, необходимый для жизни растения. ОПЫТ 5. (В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН) Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения. Видео с опытом -Откуда же она берется в почве? (ответы детей) Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы. Вывод: На стекле мы увидели капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода.
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?
-Кто живет под землей? (ответы детей)
Рефлексивно-оценочный этап:
После опытов проводится анализ обследования почвы и подводится итог с помощью схем.
Итак, как вы можете описать почву, в которой растут наши цветы? (Предполагаемые ответы детей: наша почва темного цвета, в ней содержатся камни, глина, песок, чернозем, полезные примеси, она средней сыпучести, пропускает воздух и удерживает влагу, в ней растение хорошо растет – значит, это плодородная земля.)
Значит, землю можно назвать «живой»?
Как можно помочь принцу справить ситуацию, которая произошла с Розой?
(Для того чтобы Роза выздоровела, нужно послать ту землю, в которой живут наши растения, — это «живая» земля.)
Давайте соберем в контейнер образец почвы и вечером напишем и отправим письмо с нашими таблицами, в которой описан состав нашей «живой земли».