СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы детского сада Четыре стихии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать знания детей:

- о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для жизни живых организмов (человека, животных, растений);

- о явлениях природы и стихийных бедствиях;

- основах безопасности жизнедеятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы детского сада Четыре стихии»

Конспект образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей старшей группы детского сада

Четыре стихии


Цель:

Совершенствовать знания детей:

- о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для жизни живых организмов (человека, животных, растений);

- о явлениях природы и стихийных бедствиях;

- основах безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

Образовательная:

- Закрепить знания о живой и неживой природе;

- Дать понятие о стихийных бедствиях;

- Познакомить с понятием символ, схема, учить понимать схемы;

- Активизировать словарный запас по теме.

Развивающая:

- Развивать умение проводить самостоятельно опыты, делать выводы;

- Развивать умение работать в команде, распределять обязанности при ответе на командные вопросы.

Воспитательная: Воспитывать социальные навыки: уважительное отношение к товарищам во время спора, учиться не перебивать друг друга, дослушивать до конца, уважать чужое мнение.

 

Интеграция образовательных областей: Познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Использование современных образовательных технологий:

- мнемотехника;

- исследовательская технология;

-здоровье сберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

Перед занятием:

- расставить столы на 4 группы, на столе каждой группы поставить символ «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли»;

На столе «Вода»:

- 5-6 салфеток

- лист алоэ (любого комнатного растения, хорошо выделяющего сок)

- овощ, фрукт или ягода (сочный)

На столе «Земля»:

- банка с различными слоями почвы,

На столе «Воздух»:

- мыльные пузыри,

- кусочек земли (можно взять из цветочного горшка)

- одноразовый пищевой пакет,

На столе «Огонь»:

- мешочек с предметами (свеча, бенгальский огонь, спички, зажигалка, игрушечная плита)

На доске:

- Схема: в центре человек, соединенный стрелкам с символами «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли», расположенных по четырем углам доски;

- по четырем углам ковра разложить символы «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли».

Оборудование и материалы:

- символы (маленькие) «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли» (для детей);

- символы (большие) «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли» (на каждый стол + на ковер);

- лист любого комнатного растения;

- овощ, фрукт или ягода;

- салфетки;

- банка с образцами почвы;

- мыльные пузыри;

- кусочек земли;

- пищевой пакет;

- мешочек с предметами (свеча, бенгальский огонь, спички, зажигалка, игрушечная плита);

- картинки стихийных бедствий;

- макет «Вулкан», макет «Торнадо»;

- спецодежда лаборанта

- музыкальный трек

- видеоролик

Индивидуальный материал:

- символы четырех стихий по количеству детей

Далее в конспекте ВВОЗ - «Вода», «Воздух», «Огонь», «Земля».

ХОД ОД:

1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, чтобы попасть к нам на занятие, вам нужны входные билеты. Возьмите кружок (круги подаем белой стороной) переверните его и внимательно рассмотрите.

2. Знакомство и работа с символами

Воспитатель: У кого такая картинка (показываем «воду»)? Как вы думаете, что здесь нарисовано? – Это вода. Вы будете водой.

«Воздух», «Огонь», «Земля» (аналогично)

Воспитатель: У каждого из вас в руках символы, картинки обозначающие «Воду», «Воздух», «Огонь» и «Землю»

Встаньте вокруг таких же символов на ковре. (Воспитатель встает в центре ковра)

Воспитатель: Никто не ошибся? Сейчас проверю.

Игра «Кого назову, покажи свой символ»

Воспитатель: Если я скажу «Вода», поднимают символ те дети, у которых на кружке изображена вода (аналогично «Воздух», «Огонь», «Земля»)

 

3. Знакомство со схемой

Воспитатель: Ребята, вам знакомо выражение «Солнце, воздух, земля и вода нам полезные всегда»?

Дети: Да!

Воспитатель: Обратите внимание, я встала в центре ковра. Я – это человек. А теперь отгадайте загадку: «Что от всех болезней мне всего полезней? »

Дети: ВВОЗ

Воспитатель: Вы все правильно сказали. Солнце, т. е. огонь, воздух, вода и земля не только полезны, но и необходимы для жизни человека.

- А теперь (не сходя с места) посмотрите на доску. Что вы видите? (подвести к мысли о том, что и на ковре и на доске изображено одно и то же)

Объяснение схемы:

Это - схема (воспитатель подходит к доске). Вот вы (показываю ВВОЗ), а это я – человек. И обозначает эта схема то, что природа создала для человека все необходимые условия для его жизни. Если хоть один кружок убрать, то человек погибнет.

А кто еще изображен рядом с человеком?

Дети: животные, насекомые, растения.

Воспитатель: А почему они нарисованы в центре схемы вместе с человеком?

Дети: Всему живому необходимы ВВОЗ.

Воспитатель: Правильно. Догадались, о чем наше занятие? О 4-ех стихиях: «Воде», «Воздухе», «Огне» и «Земле». Приглашаю вас за столы, но не забудьте, что вы – «Вода», вы – «Воздух», вы – «Огонь, а вы – «Земля».

4. Закрепить знания о живой природе

Воспитатель: Ребята, а умеете ли вы отличать, что создала природа, а что сделано руками человека. И сейчас вы сами расскажите, что создала природа (подходим к столу «Вода»)

Дети: дети дают ответы (реки, моря, морские животные, рыба)

«Воздух» (аналогично) – небо, облака, воздух

«Огонь» (аналогично) – пламя, солнце, тепло и свет

«Земля» (аналогично) – почву, растения, цветы, т. д.

Воспитатель: Природа создала все необходимое для жизни человека, для живых организмов. И когда-то давно древним людям всего этого хватало. Есть вода можно – пить, мыться, ловить рыбу; есть воздух – значит можно дышать; есть огонь – значит будет свет и тепло; есть земля – есть пища (ягоды, грибы, овощи и фрукты).

5. Обобщить знания о неживой природе

Воспитатель: Прошло время людям стало этого мало. Стали они думать, как улучшить свою жизнь. Где-то надо жить – значит  нужно построить дом, необходимо перебраться на другой берег реки – значит нужно построить лодку. НО как это сделать? Ведь у них и есть только ВВОЗ. Вот и стали люди использовать ВВОЗ, стали создавать предметы, которые делали сами. А ВВОЗ стали лучшими помощниками человека. А как человек использует ВВОЗ, об этом вы расскажите сами. Чем вы помогли людям? И начнем мы с…

ЗАГАДКА

Черная, сыпучая,

В полях насыпана кучами.

Можешь ты ее капать

И растения сажать.

… С «Земли» (воспитатель подходит к столу «Земля»).

Есть пословица: «Кто мать сыру землю любит, голоден не будет». Почему так говорят? Что дает нам земля?

Дети: растения в ней растут, земля – это дом для некоторых насекомых и животных.

Воспитатель: Верно, но люди используют не только то, что на земле растет, но и саму почву.

Знакомство с составом почвы

Воспитатель: Посмотрите и назовите, из чего состоит почва? (показываем банку с разными слоями земли)

Дети: перегной, песок, глина, камни.

Воспитатель: Хорошо.

- Верхний слой земли называется перегной – это остатки погибших животных и растений, благодаря этому слою в почве растут растения и он служит некоторым животным домом.

- Песок. Для чего используют песок?

Дети: Из него делают стекло, а зачем людям стекло? (ответы детей)

Воспитатель: Что делают из глины?

Дети: посуду, кирпичи

Воспитатель: Как используют камни?

Дети: Для строительства домов, дорог

Воспитатель: Молодцы

БЛОК ОБЖ: А теперь, ребята, вспомним, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПОЧВОЙ. Где мы с вами можем встретиться с почвой или ее отдельными слоями?

Дети: Когда что-то сажаем (почва), когда гуляем на улице (перегной, песок, камни), когда лепим на гончарном круге (глина).

Воспитатель: Правильно. Что и зачем нужно делать после каждого контакта с почвой?

Дети: Коротко стричь ногти, мыть руки теплой водой с мылом, чтобы через грязные руки не занести в организм микробы и не заболеть.

Воспитатель: Все верно! Молодцы! Ну что, двигаемся дальше.

 

Опыты с воздухом

ЗАГАДКА

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

- О чем моя загадка? (воспитатель подходит к столу «Воздух») Узнаем, где же прячется воздух?

Давайте проведем опыт:

а) (Ребенок, имя), возьми бутылочку с мыльными пузырями, подуй в колечко.

- Что вы увидели? Что внутри пузыря? Откуда взялся воздух в пузыре?

ВЫВОД: человек дышит воздухом, он находится в легких человека.

 

б) (Ребенок, имя), опусти кусочек земли в банку с водой.

- Что вы увидели? Зачем нужен воздух в земле?

ВЫВОД: в почве есть воздух, он нужен растениям.

 

в) (Ребенок, имя), возьми пакет двумя руками за края, проведи пакетом сверху вниз.

- Что в нутрии пакета? Чем наполнился пакет?

ВЫВОД: воздух окружает нас, он повсюду.

 

 

Работа со схемой №1 (связь: воздух - предмет)

Рассмотрите внимательно схему и скажите, как человек научился использовать воздух, какие предметы он придумал. (ответы детей)

БЛОК ОБЖ: А теперь, ребята, вспомним, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ВОЗДУХОМ. Где мы с вами можем встретиться с воздухом?

Дети: Везде.

Воспитатель: Верно. Скажите, а каким воздухом нам с вами нужно дышать и почему?

Дети: Чистым и свежим, чаще бывать на природе, за городом, на море, часто проветривать помещение, чтобы не болеть.

Воспитатель: Умнички.

 

5. Ритмическая пауза

(под песню «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер»,

муз. И. Дунаевский, сл. В. Лебедев-Кумач)

 

Опыты с водой

ЗАГАДКА

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли –

Жить нельзя нам без…

(воспитатель подходит к столу «Вода»)

Воспитатель: А как вы думаете, ребята, вода умеет прятаться?

Дети: Да.

Воспитатель: А где?

Дети: Не знаем.

Воспитатель: Давайте проведем опыт:

 

 

а) (Ребенок, имя), возьми салфетку, дотронься до нее языком.

- Что вы заметили? (она намокла)

ВЫВОД: в организме человека есть вода – это слюна, пот, слезы.

 

б) (Ребенок, имя), сломай лист пополам, ранкой дотронься до салфетки.

- Что вы обнаружили? (она намокла)

ВЫВОД: вода есть в растениях.

 

в) (Ребенок, имя), разрежем (помощь взрослого) овощ (фрукт, дотронься надрезанной стороной до салфетки.

- Что мы увидели? (она намокла)

ВЫВОД: плоды овощей (фруктов) содержат воду

 

 

Работа со схемой № 2 (связь: вода - предмет)

Воспитатель: А как же человек использует воду? Какие предметы он изобрел? Ответить на вопрос поможет схема, рассмотрите и скажите. (ответы детей)

БЛОК ОБЖ: А теперь, ребята, вспомним, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ВОДОЙ и НА ВОДЕ. Где мы с вами можем встретиться с водой?

Дети: Дома, в садике (в кране), на природе (водоемы), на улице (дождь, лужи)

Воспитатель: Да. Какую воду можно пить, какой мыть руки, можно ли гулять под дождем, можно ли ходить по лужам, можно ли купаться без присмотра родителей?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Отлично. Поехали дальше!

 

ЗАГАДКА

Может он шипеть и злиться,

И всегда воды боится.

Людям он дает тепло,

От него всегда светло.

Воспитатель: О чем загадка? (воспитатель подходит к столу «Огонь»)

Дети: об огне

Воспитатель: Да, на огонь человек может смотреть бесконечно, очень долго.

Пальчиковая гимнастика «Огонь» (движения возможно составить самостоятельно, соотнося их с текстом)

Наверное, это осталось от наших далеких предков, которым огонь казался загадочным существом. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого.

(кистью левой руки, поднятой вверх, шевеля пальцами - изобразить пламя огня)

Повстречал огонь человека:

(правая рука: указательные и средние пальцы (ноги человека) имитируют идущего человека)

- Слушай, человек, давай померимся силой.

Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить.

(изобразить руками волну (реку), совершать хватательные движения (человек хватает огонь)

Взмолился огонь:

(сложить две ладони вместе на уровне груди)

- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

(раскрыть руки вверх ладонями)

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям. «Поселил» его человек в своем жилище (пещере).

(сложить руки «мостиком», изображая пещеру)

Огонь стал их другом. У огня древние люди могли согреться, в пещере становилось тепло и светло. На огне они готовили пищу (еду). А главное огонь отпугивал хищников от жилища людей. Но прошло время и люди даже «приручили» огонь, спрятали его в надежном месте. Они придумали предметы необходимые человеку, в которых хранится огонь. А что это за предметы, вы сейчас скажите.

 

Игра «Волшебный мешок»

Перед вами мешок. Вы на ощупь должны определить, что за предмет там находится и назвать его.

БЛОК ОБЖ: А теперь, ребята, вспомним, ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОГНЕМ. Где мы с вами можем встретиться с огнем, с Солнцем?

Дети: Дома, в садике (на кухне), на природе (в походе – костер или в печке, когда загораешь), на улице (если вдруг увидели пожар)

Воспитатель: Да. Запомните твердо, что к огню детям подход СТРОГО ВОСПРЕЩЕН!

Просмотр видеоролика
«Аркадий Паровозов спешит на помощь. Спички»

 

СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ «Выход Пэппи Длинного Чулка»

 

6. Обобщить полученные знания

Воспитатель: Вы назвали много предметов, которые созданы руками человека. И каждый из вас – ВВОЗ – помогает людям жить. Но бывает так, что друг без друга ни огонь, ни вода, ни воздух, ни земля не могут помочь человеку.

 

Например:

1. Чтобы сделать машину нужна руда – земля дала руду, сложили руду в огромную печь – огонь превратил ее в метал – залили метал в форму – воздух остудил деталь, собрали все детали получилась машина.

2. Чтобы сделать вазу, нужен песок – его дала нам …. (земля). Чтобы сделать песок жидким помогает …. (огонь): мастер придает жидкому стеклу форму и охлаждает ее …. (воздухом), а чтобы ваза окончательно остыла, а стекло стало крепким, опускают вазу в …. (воду).

 

Вывод: И вот человек, а человек это я, и говорит: «Спасибо вам ВВОЗ, что поддерживаете мою жизнь, что помогаете создавать разные предметы, чтобы интереснее мне жилось».

 

7. Итог занятия

Воспитатель: Но ВВОЗ люди называют четырьмя  стихиями, потому что не всегда они помощники, а бывает и так, что творят они большие беды.

  • Земля может вдруг расколоться – землетрясение.

  • В воздухе может образоваться огромная воронка – разрушительный смерч.

  • Вода может разозлиться и наслать на землю цунами – гигантскую волну, которая может разрушить все на своем пути!

  • И огонь, который спал в недрах Земли, может неожиданно проснуться и вырваться на поверхность и стереть с лица Земли целые города – это извержение вулканов (показ модели «Вулкан).

 

Игра «Спор»

- Давайте поиграем в игру «Спор», в котором вы будете доказывать, что ВВОЗ это хорошо, а я буду доказывать, что плохо. Начнем с земли. Начинайте:

1. В: земля это плохо, потому что бывают землетрясения (воспитатель показывает фотографии №1, №2, №3) гибнут люди, рушатся дома.

Д: Нет, земля это хорошо, потому что … (дети, сидящие за столом «Земля» приводят свои примеры, по одному)

2. В: воздух это плохо, потому что бывают сильные ветры, смерчи, ураганы (фотографии №4, №5, №6…).

Д: Нет, Воздух это хорошо, потому что…. (аналогично)

3. В: вода это плохо, потому что бывают штормы на море, наводнения, цунами (фотографии №7, №8, №9…).

Д: Нет, Вода это хорошо, потому что…. (аналогично)

4. В: огонь это плохо, потому что бывают пожары и извержения вулканов (фотографии №10, №11, №12…).

Д: Нет, Огонь это хорошо, потому что…. (аналогично)

 

Воспитатель: Хорошо. Последнее командное задание для вас «Выбери свое». На этом большом полотне размещены разные предметы и явления. Каждый предмет или явление, связаны с кем-то из вас, ВВОЗ. Ваша задача, по сигналу, побежать к полотну и своим цветом обвести предметы и явления связанные именно с вашей командой. У каждой команды – 10 предметов. Готовы?

Итак, наше занятие подошло к концу. Вы все были большие молодцы!

 

 

Физкультминутка

Руки все подняли выше

Чистым воздухом мы дышим.

Руки плавно опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

(Руки вверх – глубокий вдох, руки опустили – выдох)

У костра мы все присели

Свои ручки мы погрели,

А костер все выше, выше:

«Ты, костер, гори потише! »

(Присели,  руки вперед, потянулись вверх на носочках)

Лодки по воде плывут

Люди веслами гребут.

Лодки к берегу подплыли,

Руки мы в воде помыли.

(Имитируем движение, «гребем веслами»

Потянулись вперед, слегка наклоняясь вперед, изображаем мытье рук)

На земле могу скакать

Раз, два, три, четыре, пять.

Могу даже покружиться

Ей могу и поклониться.

( Прыжки на двух ногах

Повороты вокруг себя

Низкий поклон)

 

 Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!