СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по родному краю» по познавательному развитию для детей старшего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

                          Конспект образовательной деятельности

                               «Путешествие по родному краю»

         по познавательному развитию для детей старшего возраста

                                                                                              

Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности «Путешествие по родному краю» по познавательному развитию для детей старшего возраста»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №14 «Солнышко»










Конспект образовательной деятельности

«Путешествие по родному краю»

по познавательному развитию для детей старшего возраста





Подготовила воспитатель:

Баландина Валентина Алексеевна























Нижневартовск, 2016


Тема: «Путешествие по родному краю»

Цель: уточнение и закрепление преставлений о родном крае.


Задачи:

1.Закреплять представления детей о родном крае ХМАО - Югре, о богатствах родной земли.

2.Научить детей изготовлять хантыйскую куклу «Акань», показать последовательность ее изготовления и приемы, объяс­нить, как подбирают цвета ткани.

3.Развивать познавательный интерес, умение наблюдать и анализировать, способность аргументировать свои высказывания;

4.Воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за свой край, трудолюбие;

Ход образовательной деятельности:

I.Организационный момент (3 мин)

Воспитатель: Ребята, становитесь в круг, давайте поприветствуем наших гостей и друг друга:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

-А теперь, ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

II.Основная часть (20 мин)

Раздает стук в дверь, воспитателю вручают конверт.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Какой-то большой конверт (читает адрес). Значит письмо адресовано нам.

Читает текст письма: 

«Здравствуйте, дети! Меня зовут Буровичок Югорка. Я приглашаю вас  совершить увлекательное путешествие по нашему северному краю.

Отправляю вам карту нашего округа. Здесь наш дом. Мы на севере живем! Она поможет вам раскрыть  тайны и все богатства нашей с вами родной земли. Счастливого пути!».

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в увлекательное путешествие по нашему краю? (да). Мы возьмем карту нашего округа с собой. Чтобы отправиться в путешествие нам нужно взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебные слова.

-Давайте представим, что мы оказались на реке.

- По территории округа с юга на север протекают две крупнейшие реки России и округа. Как они называются? (Обь и Иртыш).

Воспитатель: Давайте найдем их на нашей карте (показывают).

Расскажите о реке Обь, подобрав слова с противоположным значением:

- Река не мелкая, а… (глубокая).

- Река не узкая, а…(широкая).

- Вода в реке не прозрачная, а… (мутная).

- Река не бурлящая, а… (спокойная)

Давайте покажем, как же вода может быть бурлящей.

(дыхательная гимнастика с помощью трубочек и стаканов с водой)



-Я предлагаю вам поиграть в игру «Рыбалка» и вспомнить, какая рыба обитает в наших реках.

Игра «Рыбалка»

(Дети отгадывают загадки, закрепляя на доске иллюстрации рыб)

Под корягою лежит,

В летний жаркий полдень спит.

Любитель родников, глубин,

Изворотливый… (налим).

Золотая чешуя, красны плавники,

Бабочек, кузнечиков кушает с тоски.

Разоделся словно князь

Хороша ты, рыба… (язь)!

Краснопёр, полосат, гроза любой реки,

В страхе разбегаются от него мальки.

Ох, не любит котелок

Этот шустрый … (окунёк).

Любит в тине он копаться

И личинками питаться,

Чмокать в ряске по ночам

И клевать по вечерам.

Нипочём рыбешке грязь,

А зовут его… (карась).

Под водою, как ракета

Промелькнула злюка эта.

Пасть разинув, мчит без звука

За рыбёшкой мелкой ... (щука)

Тот рыбак, большой везун,

У кого в руках. (Муксун.)

А вот вам еще

одна загадка.

Рыба редкая это – …(Стерлядка)



-А сейчас, ребята, я предлагаю вам из конструктора сложить фигуры рыб.

(Дети выкладывают из конструктора рыбок).



Воспитатель: И вот мы с вами на берегу. Что это? Где мы с вами оказались?

(в лесу)

В аудиозаписи звучит шум леса, пение птиц.

Воспитатель: Давайте присядем на полянке и побеседуем. А каких животных живущих в наших лесах вы знаете?

Дети называют животное и характеризуют его, подбирая прилагательное. Например: лиса – хитрая; медведь – неуклюжий, косолапый и т.д.

репят животных на карту)

-А сейчас, ребята, я вам предлагаю на игровизорах обвести по точкам животное и раскрасить его.

-Молодцы, вы все выполнили правильно.



Дидактическая игра «Что лишнее»

Воспитатель: Ребята, я буду называть разные деревья, кустарники и ягоды, а вы выбирайте только те, которые растут у нас на Севере.

      - Яблоня, Груша, Кедр, Ольха.

      - Пальма, Береза, Апельсиновое дерево.

      - Вишня, Черешня, Рябина.

      - Липа, Клен, Ель.

- Клюква, Морошка, Земляника, Брусника.

(Размещение на карте деревьев)

Физминутка

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. 

(стоя на одной ноге, потягиваемся -руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.  (наклоны корпуса вперёд-назад)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (приседания)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.  (дети идут на места)



В Воспитатель: Ребята, как называют коренных жителей нашего округа? (Ханты и Манси).

-У нас есть с вами дома у кого-то каменный дом, а у кого-то деревянный. Как называется жилище у хантов и манси? (чум)

(Размещение на карте)

-И вот в этом чуме живет кукла «Акань»

«Акань» — хантыйская кукла. В такие самодельные куклы, изготовленные из тонкой ткани, сукна или меха, играли дети народов Ханты и Манси живущие в нашем округе. Вместе с маленькой хозяйкой кукла «Акань» отправлялась в летнюю деревню, в стойбище оленеводов, на рыболовецкий стан, на праздники. Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама. Куклы дарили своим родственникам и сами получали их в подарок. Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать акань за голову, так как существовало поверье, что если девочка не покусает ее, то ночью акань укусит ее за большой палец ноги. На лице у акань не принято было делать глаза, нос, рот, так как такие куклы считались священными и, по поверью, в них могли вселяться злые духи. С появлением современных кукол ханты стали забывать свои традиционные игрушки. А вы не только сами научитесь делать куклу «акань», но и научите этому других ребят.

( дети изготавливают куклу «Акань» из кусочков ткани)

-Молодцы, ребята, у вас получились очень красивые куклы.

III.Заключительная часть (7 мин)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу карту. Она словно ожила! Скажите, чем же богат наш округ?

(Богатство края – в его природных ресурсах. В таежных лесах обитает пушной зверь и лесная птица, богат лесом, много ягод, в реках и озерах плавает много ценной рыбы)

Раскрыли мы тайны и богатства. Посмотрите, какая красота!

Ребенок (показывает на карте):

В речке рыбки плавают, ныряют,

А в лесу медведь в берлоге спит,

Ель и кедр в инее сверкают

О красе родной - природа говорит.

(Дети становятся в одну линию)

Воспитатель: Вы были все молодцы. На этом наше путешествие закончилось, и мы возвращаемся с вами в детский сад.

-Что вам понравилось?

-Какое задание было самым легким?

-Какое трудным?

-Мне тоже очень понравилось наше путешествие.

Подарки от Югорки