Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
города Иркутска детский сад №96
Авторская педагогическая разработка
Тема: «Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Утренний круг»
Автор:
Ревякина Наталья Васильевна
воспитатель подготовительной группы
Иркутск 2023 г.
Цель: Создание эмоционального настроя на весь день
Задачи:
1.Развивать познавательный интерес, умение формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.
2.Формировать первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе.
3.Позволить детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какими они есть.
Группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Тема недели: «Природа вокруг нас»
Первый день.
Тема: «Осеннее настроение»
1. Позывные утреннего круга
Звучит музыка В.А. Моцарт «Волшебная осень»
Организация круга
Воспитатель: Давайте – возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.
2 .Приветствие
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Воспитатель: устраивайтесь поудобнее. Все ли нашли для себя место? Всем удобно? Какое у вас сегодня настроение?
Предполагаемые ответы детей
3. Работа с календарем природы.
Воспитатель: Скажите ребята, какой сегодня по счету день недели, как называется сегодняшний день недели, месяц?
Дети: высказываются
4. Обмен новостями
Воспитатель: Ребята, что вы видели сегодня утром по дороге в детский сад? поделитесь, расскажите.
Дети делятся впечатлениями.
5. Проблемная ситуация
Воспитатель: скажите, что вы видели на улице такого, чего не видели летом?
Дети: высказываются
Воспитатель: Да, ребята сейчас у нас время года осень. Какие вы еще знаете времена года?
Дети: лето, зима, весна
Воспитатель: сколько месяцев длится год?
Дети: год длится 12 месяцев
Воспитатель: а сколько месяцев длится в году осень?
Дети: три месяца
Воспитатель: как называются осенние месяца?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь
Воспитатель благодарит детей за правильные ответы и предлагает им поиграть.
6. Игра – разминка «Мы осенние листочки»
Воспитатель держит корзинку с осенними листьями, дети берут из нее по одному листочку (цвет выбирают по желанию). Взрослый заранее, перед игрой, разбрасывает по одному желтому, красному и зеленому листочку по ковру. Предлагает детям разбежаться по «лужайке» и подбежать к листочкам того же цвета, что у них.
Дети выполняют движения по тексту.
Мы осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул, полетели.
Мы летали, мы летали,
А потом опять устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели,
На лужайки свои сели.
7.Воспитатель: Предлагаю сделать гимнастику для пальчиков
Осень Если листья пожелтели, Дождь холодный моросит, Птицы к югу полетели, - Значит, осень к нам спешит. | (Сжимаем и разжимаем кулачки) (Стучим пальцем) (Изображаем крылья) (Хлопаем в ладоши) |
8.Завершающий ритуал
«Мы сидели, говорили –
Все на свете обсудили.
А теперь мы все встаем,
Прыгнем дружно и пойдем».
Воспитатель: кто желает, поделитесь с нами, чем вы занимались, что у вас получилось, а что нет. Может где – то вам было трудно?
Было ли вам интересно?
Дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель: скажите, чем бы вы хотели заняться сегодня?
Предполагаемые пожелания детей
Воспитатель: а сейчас я вам предлагаю заняться интересными делами.
9. Предоставление права выбора в центре активности.
Лото «Осенние листья», раскраски «Осень золотая», рассматривание иллюстраций и открыток «Осень», игры с листочками: «Дорожка из листьев», «Образы из листьев».
(дети выбирают виды деятельности)
Второй день
Тема «Вкусные дары осени»
1. Позывные утреннего круга
Звучит музыка В.А. Моцарт «Волшебная осень»
Организация круга
Воспитатель: Давайте – возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.
2 .Приветствие
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Воспитатель: устраивайтесь поудобнее. Все ли нашли для себя место? Всем удобно? Какое у вас сегодня настроение?
Предполагаемые ответы детей
3. Работа с календарем природы.
Воспитатель: скажите ребята, какой сегодня по счету день недели, как называется сегодняшний день недели, месяц?
Дети: высказываются
4. Обмен новостями
Воспитатель: ребята, что вы видели сегодня утром по дороге в детский сад? поделитесь, расскажите.
Дети делятся впечатлениями.
5. Проблемная ситуация
Воспитатель: Круглый, но не шар
Золотистый, но не солнце.
Гладкий но не помидор.
Горький, но не чеснок.
Растет на грядке.
Дети: лук
Воспитатель: есть народная примета «Много шелухи на луковице – к холодной зиме». Давайте, дети, проверим, какая будет зима. А как мы это сделаем?
Дети: высказываются
Воспитатель поощряет полные и обоснованные ответы, а тем, кто затрудняется в обосновании своего ответа, оказывает помощь. Когда желающие выскажутся, педагог предлагает детям взять луковицу и посчитать, сколько слоев шелухи на ней. Вместе со взрослым детям снимают шелуху с двух луковиц и делают вывод о предстоящей зиме.
Воспитатель: а еще говорят «Сентябрь без плодов не бывает».
Педагог предлагает детям подойти к магнитной доске и расположиться вокруг так, чтобы всем было удобно.
Воспитатель: дети, посмотрите на эти картинки. Скажите, какая из них лишняя, и объясните, почему вы так считаете.
Пример картинок: морковь, помидор, лук, редис. Лишний – помидор, он не корнеплод и т.д.
Дети: высказываются
Затем воспитатель предлагает детям поделиться на две команды и встать у стола друг напротив друга.
Игра «Вершки и корешки»
Воспитатель: сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Вершки и корешки». На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Одна команда будет называться «Вершки», а другая – «Корешки». Дети первой команды берут себе в руки по вершку, а дети второй – по корешку. А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь, по комнате будите бегать врассыпную. Когда услышите «Раз, два, три – свою пару найди!», быстро найти себе пару: к своему вершку – корешок.
По окончании игры воспитатель предлагает детям сесть на стулья, стоящие полукругом напротив магнитной доски, на которой размещено изображение фруктового сада.
Воспитатель: дети, что изображено на картинке?
Дети: сад, где растут фрукты
Воспитатель: да, вы правы, это фруктовый сад. Фрукты – это сочные съедобные плоды, растущие в основном на деревьях. Давайте вспомним наши любимые фрукты.
Дети: высказываются
Воспитатель: предлагаю сделать артикуляционную гимнастику для язычка
«Щечки-яблочки». Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
«Спрячем сливу за щеку». Надувать попеременно то - правую, то - левую щеку.
«Круглая виноградинка». Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
«Банан». Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
«Язычок пролезает через щель в заборе в сад». «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
«Колья забора острые — вот такие». Показать «острый» язык. По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.
«Язычок-листок прикрыл яблочка бочок». Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
8.Завершающий ритуал
«Мы сидели, говорили –
Все на свете обсудили.
А теперь мы все встаем,
Прыгнем дружно и пойдем».
Воспитатель: кто желает, поделитесь с нами, чем вы занимались, что у вас получилось, а что нет. Может где – то вам было трудно?
Было ли вам интересно?
Дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель: скажите, чем бы вы хотели заняться сегодня?
Предполагаемые пожелания детей
Воспитатель: а сейчас я вам предлагаю заняться интересными делами.
9. Предоставление права выбора в центре активности.
Рассмотреть альбом «Овощи и фрукты», Н/П игры «Лото овощи», Сюжетно-ролевая игра «Магазин овощей и фруктов», рисование, разукрашивание овощей, фруктов
(дети выбирают виды деятельности)
Третий день
Тема: «Осенние пейзажи»
1.Позывные утреннего круга
Звучит музыка В.А. Моцарт «Волшебная осень»
Организация круга
Воспитатель: давайте – возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.
2 .Приветствие
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Воспитатель: устраивайтесь поудобнее. Все ли нашли для себя место? Всем удобно? Какое у вас сегодня настроение?
Предполагаемые ответы детей
3. Работа с календарем природы.
Воспитатель: скажите ребята, какой сегодня по счету день недели, как называется сегодняшний день недели, месяц?
Дети: высказываются
4. Обмен новостями
Воспитатель: ребята, что вы видели сегодня утром по дороге в детский сад? поделитесь, расскажите.
Дети делятся впечатлениями.
5. Проблемная ситуация
Воспитатель читает стихотворение Б. Пастернак «Золотая осень»
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней осин
В позолоте не бывалой.
Воспитатель: представьте, что вы художники, вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие краски вы возьмете для своих пейзажей? Что можно нарисовать красной краской? Синей? Коричневой?
Дети: высказываются
Воспитатель: а, какого цвета будет одежда Осени? Какой головной убор носит Осень? Из чего он сделан?
Дети: высказываются
Воспитатель: в наряде Осени могут быть цветы, колосья, листья, овощи, фрукты, орехи, грибы. А какой характер у осени?
Дети: высказываются
Воспитатель: осень бывает солнечная и ласковая, добрая и веселая. А может быть хмурой и холодной, сердитой и раздражительной. А то вдруг примется плакать и разбрасывать все вокруг себя. Капризная и непостоянная Осень. И конечно, Осень очень красивая.
Воспитатель предлагает детям встать в круг (взрослый в центре).
6. Игра «Один-много»
Воспитатель: я буду по очереди вам кидать мячик и называть слово однозначное, а вы должны ответить многозначно, например: одна береза – много берез.
Одна сосна – много… (сосен); один дуб – много… (дубов); одна осина – много… (осин); один ясень – много… (ясеней); одна рябина – много… (рябин); одна ель – много… (елей); один вяз – много… (вязов); один клен – много… (кленов); одна ива – много… (ив).
7.Воспитатель: предлагаю сделать самомассаж шариками су-джок. «Осень» Г. Сапгир
Ходит Осень по полям («ходит» пальчиками по листу бархатной или наждачной бумаги)
Что ты, Осень, принесла нам? («рисуют» на левой ладони правым указательным пальцем знак вопроса)
С нами поделись ты! («рисуют» на правой ладони левым указательным пальцем восклицательный знак)
Вот рябины кисти, (надевают колечко су-джок на каждый палец)
Вот орехи спелые, (нажимают на шарик су-джок каждым пальцем)
Вот грибы вам белые! (катают шарик вокруг большого пальца)
8.Завершающий ритуал
«Мы сидели, говорили –
Все на свете обсудили.
А теперь мы все встаем,
Прыгнем дружно и пойдем».
Воспитатель: кто желает, поделитесь с нами, чем вы занимались, что у вас получилось, а что нет. Может где – то вам было трудно?
Было ли вам интересно?
Дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель: скажите, чем бы вы хотели заняться сегодня?
Предполагаемые пожелания детей
Воспитатель: а, сейчас я вам предлагаю заняться интересными делами.
9. Предоставление права выбора в центре активности.
Д/И «Разложи по порядку», «Какое время года», рассматривание собранных детьми листьев, рассматривание альбома «Дары осени», выкладывание из мелких камешков букв и цифр, С/Р/И «Едем в лес».
(дети выбирают виды деятельности)
Четвертый день
Тема «Птицы улетают в теплые края»
1. Позывные утреннего круга
Звучит музыка В.А. Моцарт «Волшебная осень»
Организация круга
Воспитатель: Давайте – возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.
2 .Приветствие
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Воспитатель: устраивайтесь поудобнее. Все ли нашли для себя место? Всем удобно? Какое у вас сегодня настроение?
Предполагаемые ответы детей
3. Работа с календарем природы.
Воспитатель: скажите ребята, какой сегодня по счету день недели, как называется сегодняшний день недели, месяц?
Дети: высказываются
4. Обмен новостями
Воспитатель: ребята, что вы видели сегодня утром по дороге в детский сад? поделитесь, расскажите.
Дети делятся впечатлениями.
5. Проблемная ситуация
Воспитатель: ребята, есть такая народная примета «Осенняя пора – птица со двора». Посмотрите на картинку и скажите, какой признак осени вы видите на ней?
Дети: птицы улетают в теплые края.
Воспитатель: вспомните, как называются птицы, которые улетают на юг?
Дети: перелетные птицы.
Воспитатель: а, какие птицы улетают первыми и почему?
Дети: высказываются
Воспитатель: первыми улетают те птицы, которые питаются насекомыми, потому что насекомые прячутся глубоко или погибают с наступлением холодных дней и ночей. Птицы, которые едят насекомых, называют насекомоядными. А какие птицы отправляются на юг последними?
Дети: высказываются
Воспитатель: последними улетают водоплавающие птицы. Они улетают, когда начинает замерзать вода на водоемах, когда наступают первые заморозки.
Воспитатель предлагает детям встать в круг (взрослый в центре).
6.Игра «Четвертый – лишний»
Воспитатель: я буду называть птиц, вы внимательно слушайте и скажите, какая птица лишняя, и объясните, почему вы так считаете.
Журавль, лебедь, утка, ласточка
Дети: ласточка – насекомоядная
Воспитатель: стриж, грач, кукушка, лебедь
Дети: лебедь – водоплавающая
Воспитатель: скворец, жаворонок, ласточка, сорока
Дети: сорока – зимующая
Воспитатель: трясогузка, воробей, синица, дятел
Дети: трясогузка – перелетная
7.Воспитатель: Предлагаю сделать гимнастику для глаз
«Сова»
Удивляется луна: (широко открывают глаза, поднимают брови)
Засветились два окна, (взор переводят влево, затем вправо)
А за ними два крыла (моргают)
Показались из дупла (перемещают взор по диагонали)
Тихо вылетела птица, ночью ей в дупле не спиться.
Если писк она услышит, (закрывают глаза на 5-10 секунд)
Плохо будет старой мыши.
8.Завершающий ритуал
«Мы сидели, говорили –
Все на свете обсудили.
А теперь мы все встаем,
Прыгнем дружно и пойдем».
Воспитатель: кто желает, поделитесь с нами, чем вы занимались, что у вас получилось, а что нет. Может где – то вам было трудно?
Было ли вам интересно?
Дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель: скажите, чем бы вы хотели заняться сегодня?
Предполагаемые пожелания детей
Воспитатель: а, сейчас я вам предлагаю заняться интересными делами.
9. Предоставление права выбора в центре активности.
Рассмотреть альбом «Перелетные птицы», настольная игра – лото «Птицы, «Собери птицу», раскраски по теме «Перелетные птицы», Лепка «Вылепи какую хочешь птицу»
(дети выбирают виды деятельности)
Пятый день.
Тема: «Бабье лето»
1.Позывные утреннего круга.
Звучит музыка В.А. Моцарт «Волшебная осень»
Организация круга
Воспитатель: Давайте – возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.
2 .Приветствие
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю -
Всех я вас приветствую!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Здравствуй, вся моя Земля!
Мы проснулись очень рано,
И приветствуем тебя!
Воспитатель: устраивайтесь поудобнее. Все ли нашли для себя место? Всем удобно? Какое у вас сегодня настроение?
Предполагаемые ответы детей
3. Работа с календарем природы.
Воспитатель: скажите ребята, какой сегодня по счету день недели, как называется сегодняшний день недели, месяц?
Дети: высказываются
4. Обмен новостями
Воспитатель: ребята, что вы видели сегодня утром по дороге в детский сад? поделитесь, расскажите.
Дети делятся впечатлениями.
5. Проблемная ситуация
Воспитатель читает стихотворенье «Бабье лето» Д.Кедрин
Наступило бабье лето
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.
Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?...
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.
Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоняя.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.
Сжалась, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти – мы.
Воспитатель: с 14 сентября по славянским традициям начинается бабье лето. В теплые края улетают последние птицы. Даже воробьи прячутся на несколько дней. Уползают змеи, находят укромные уголки для зимней спячки. В бабье лето прогремит последняя гроза. Почему же эту пору называют «бабьим летом»?
Дети: высказываются
Воспитатель: это выражение связывают с тем периодом в жизни крестьян, когда заканчивались полевые работы и женщины принимались за домашние дела: мочили лен, трепали его, ткали. В старину в дни молодого бабьего лета начинали солить огурцы и следовали обычаю с началом молодого бабьего лета мириться и улаживать все конфликты. На Руси эти дни отмечались, как сельские праздники. По вечерам пряли, пели, устраивали посиделки. После бабьего лета женщины возились с холстами, брались за веретено, рукоделья.
Воспитатель предлагает детям поиграть
6. Подвижная игра «Не ошибись»
Дети становятся в круг. Ведущий держит в руках мяч и говорит:
Мяч быстрей передавай,
И животных называй.
Дети передают друг другу мяч и называют животных. Далее ведущий приглашает всех «в зоопарк» и просит участников показать движения любого животного: например, как ведет себя лев на охоте или медведь ловит рыбу.
7.Воспитатель: предлагаю сделать гимнастику для пальчиков
«Осенний букет»
Пошли пальчики гулять («Пробегают» пальчиками по бедрам к коленям.)
Стали листья собирать: (Поочередно прикасаются подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому.)
Красный листик, желтый листик…
А потом давай считать: (Поочередно загибают пальцы на одной руке.)
Один, два, три, четыре, пять! (Протягивают вперед ладошки.)
Сколько листиков собрали? Пять! (Поднимают вверх одну руку, широко раздвинув пальцы)
С листьями осенними
Будем мы играть.
8.Завершающий ритуал
«Мы сидели, говорили –
Все на свете обсудили.
А теперь мы все встаем,
Прыгнем дружно и пойдем».
Воспитатель: кто желает, поделитесь с нами, чем вы занимались, что у вас получилось, а что нет. Может где – то вам было трудно?
Было ли вам интересно?
Дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель: скажите, чем бы вы хотели заняться сегодня?
Предполагаемые пожелания детей
Воспитатель: а, сейчас я вам предлагаю заняться интересными делами.
9. Предоставление права выбора в центре активности.
Д/и: «Когда это бывает?», сюжетно-ролевая игра «Путешествие в осенний лес», раскрашивание картинок с изображением осени
(дети выбирают виды деятельности)