МБДОУ «Детский сад №3 «Соловушка»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Конспект образовательной деятельности
в группе компенсирующей направленности
для детей 6 - 7 лет:
«Путешествие в Зазеркалье»
Разработала: воспитатель
Преснякова Евгения Николаевна
Цель: продолжать формирование у детей целостной картины мира, познавательные действия, способствовать становлению сознания..
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с историей появления зеркала; углублять представления о качествах и свойствах поверхности предметов и объектов природы; закреплять знания геометрических фигур, цветов; привлекать к проведению простейших опытов.
Развивающие: развивать познавательно – исследовательский интерес, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать речь, звуковую культуру речи, словарный запас(обогощать словарь детей новыми словами - зазеркалье, осколки, отпалировать); память, мышление, воображение, фантазию детей; развивать координацию движений, мелкую моторику рук, творческие способности; расширять и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные: воспитывать сопереживание, желание помочь, чувство ответственности; вызвать положительно эмоциональный настрой.
Интегрированные образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, экспериментальная.
Методы и приемы: игровой – путешествие в Зазеркалье, словесный – художественное слово, беседы, загадка, вопросы, уточнения, выводы; опытнический – проведений опытов; наглядный – видео – презентация; практический – игра «Будь зеркальным отраженье», пальчиковая гимнастика; сюрпризный момент – сундучок с зеркалами.
Словарная работа: зазеркалье, осколки, отпалировать.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы. Загадывание загадок. Просмотр сказки «Королевство кривых зеркал».
Материал к образовательной деятельности: зеркала – различной формы, емкость с водой, листы черного картона, стеклышки на каждого ребенка, песок цветной, металлические предметы, домики коробочки для зеркал, клей, большое зеркало с рисунком (для высыпания песком сюжета), сундучок, презентация.
Техническое оборудование: магнитофон, проектор.
Ход образовательной деятельности:
(Дети под музыку входят в зал)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями «Здравствуйте» и улыбнёмся им. А теперь поделитесь со мной своим хорошим настроением.
Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы рук).
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки).
Дружно за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся (улыбаются друг другу)
Воспитатель: Вот, вижу я ваши улыбки:
Один, два, три, четыре, пять –
Вы хотите поиграть?
Я открою вам секрет….
Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, по дороге мне встретились две совершенно одинаковые, весёлые и озорные девочки. Давайте посмотрим на экран.
(Слайд №1 показ отрывка из сказки «Королевство кривых зеркал»).
Воспитатель: Кто узнал этих героев?
Дети: Это девочки из сказки «Королевство кривых зеркал».
Воспитатель: Кто помнит имена этих девочек?
Дети: Оля и Яло.
Воспитатель: Совершенно верно
И они подарили мне вот этот красивый сундучок. Но как я не пыталась его открыть, так и не смогла. И тогда, девочки хитро улыбаясь, мне сказали, для того чтобы его открыть, нужно угадать, что там лежит. Вы мне в этом поможете?
Дети: да.
Воспитатель: Не смотрел в окошко
Был один Антошка
Посмотрел в окошко
Там второй Антошка,
Что за окошко,
Куда смотрел Антошка?
Воспитатель: - Что это?
Дети: Это зеркало.
Воспитатель: - Почему вы так думаете?
Дети: Потому что отражаться можно в зеркале.
Воспитатель: Правильно – это зеркало.
- Вот и сундучок открылся. А какие красивые зеркала в нем лежат (показать детям). Сейчас я хочу предложить вам по одному понравившемуся зеркалу в руки (каждый ребёнок берет по зеркалу, рассматривают его).
- Зеркало вещь хрупкая, легко бьющаяся. Осколки разбившегося зеркала вас могут поранить, попасть в глаза. Поэтому мы должны обращаться с зеркалом очень осторожно!
- Ребята, посмотрите на своё зеркало и зеркало своего друга и скажите мне, все ли зеркала одинаковы?
Дети: Все зеркала разные.
Воспитатель: А чем же они различаются друг от друга?
Дети: - по форме: круглые, квадратные, овальные, прямоугольные;
- по величине: большие, маленькие;
- по цвету:…
Воспитатель: - Молодцы, вы верно нашли отличия.
- А теперь потрогайте свои зеркала. Какие они на ощупь?
Дети: твердые, гладкие, холодные.
Воспитатель: Ой я что - то слышу.
Видео письмо:(Слайд №2)
Зеркало: - Дети, в моей волшебной стране Зазеркалье произошла неприятность. Злой волшебник отнял у моих маленьких зеркал былую красоту. Вы поможете им вновь стать красивыми?
Дети: да, конечно поможем
Воспитатель: Для этого необходимо отправиться в Зазеркалье и разгадать секрет изготовления зеркала.
Воспитатель: Отправимся ребята?
Дети: да.
Воспитатель: Тогда в путь.
Идем к двери с замком. Рядом висит ключ.
Воспитатель: Ребята смотрите дверь? Как вы думаете куда ведет эта дверь?
Дети: Эта дверь наверное ведет в волшебную страну.
Воспитатель: Эта дверь ведет в королевство Зеркал, давайте её откроем.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок,
(«замок»)
Кто открыть его бы мог,
(пожали плечами)
Потянули, покрутили,
(потянуть в стороны, покрутить сцепленные кисти)
Постучали и открыли. (постучать основанием кистей друг о друга и развести кисти в стороны)
Открываем замок.
Воспитатель: Двери открываются – путешествие начинается.
Звучит музыка проходим через дверь.
Воспитатель: Вот мы с вами и попали в страну Зазеркалье.
(Слайд №3 картинка королевства кривых зеркал)
Посмотрите вокруг. Как вы думаете, почему эта страна называется Зазеркальем?
Дети: Здесь много зеркал. Потому что она состоит из зеркал.
Воспитатель: Да, эта страна состоит из зеркал. Пойдемте за мной.
Приходим к столу с табличкой
«Дом тётушки Аксал».
( ребенок читает)
Воспитатель: Это к кому мы попали в гости?
Дети: Мы попали в гости к тетушке Аксал.
Тетушка Аксал: (Слайд №4 видео презентация)
Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас в королевстве Зеркал.
Воспитатель: Давным – давно, когда человек еще жил в пещере, у него не было зеркала. Как вы думаете, где впервые человек мог увидеть свое отражение?
Дети: они могли увидеть свое отражение в воде.
Воспитатель: Обратите внимание на экран
(Слайд №5 изображение реки, озера)
Да, в воде реки или озера. И чем более гладкой была вода, тем лучше было отражение.
Опыт №1. Давайте подойдем к столу, где у нас тоже есть вода. Посмотрите в неё. Вы видите своё отражение?
Дети: Мы Мы не видим свое отражение в воде.
Воспитатель: - Почему? Какое дно у реки или озера? Что там есть?
Дети: Потому что на дне реки или озера лежат камушки, ракушки, ил, песок.
Воспитатель: Поэтому дно, какое?
Дети: Дно темное.
Воспитатель: - А у нас вода, какая?
Дети: У нас вода чистая, прозрачная, дно светлое.
Воспитатель: Как же сделать так, чтобы мы могли увидеть своё отражение в воде?
Дети: Добавить камушки и ракушки.
Воспитатель: Добавьте в ёмкости камушки и ракушки. Увидели своё отражение?
Дети: Я не увидел свое отражение.
Воспитатель: Почему же? Какое у нас дно?
Дети: Дно не темное.
Воспитатель: - Что же нам еще нужно сделать? Чтобы увидеть свое отражение?
Дети: Нужно поставить ёмкость на темную бумагу
Воспитатель: Какой можно сделать вывод? Что нужно, для того, чтобы отражение стало четким?
Дети: Нужно чтобы дно было темным.
Воспитатель: А когда ветер рябил воду, в ней были видны только солнечные блики. (Слайд №6. Рябь воды).
Вот и у нас налетел сильный ветер, давайте подуем на воду. Сначала ребята справа подуют а ребята слава посмотрят видно ли отражение. А теперь поменяемся. Вы себя видите?
Дети: Нет, я не вижу свое отражение в воде.
Воспитатель: Удобно рассматривать свое отражение в реке или озере?
Дети: Нет, не удобно.
Воспитатель: Почему неудобно рассмотривать свое отражение в реке или озере?
Дети:Что бы увидеть свое отражение в реке или озере нужно, что бы дно было темным и была хорошая погода.
Воспитатель: - Вот вы и разгадали первый секрет.
Воспитатель: Давай те немного отдохнем и поиграем.
Физминутка.
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движения-
Раз, два, три-
Ну-ка, повтори!
(под музыку показываю движения – дети отображают их).
Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Идем дальше.
Подходим к следующему столу.
Опыт №2.
Воспитатель: Однажды человек нашел кусок металла.
Долго он полировал металл
Сам себя там увидал.
И предмет он зеркалом назвал.
Люди брали кусок железа и долго-долго терли его мягкой тряпкой - полировали его.
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть волшебный поднос, он сделан из чего, ребята?
Дети: Поднос сделан из металла.
Воспитатель: Я его долго полировала и теперь в него можно смотреться, как в зеркало. (смотримся в поднос, показать каждому ребенку его отражение).
Воспитатель: Вот и второй секрет раскрыт.
Воспитатель: Человеку нравилось, что он может видеть свое отражение в металлических предметах. Но носить с собой поднос и ложки для того, чтобы увидеть свое отражение, неудобно.
Опыт №3. Прошло какое-то время и человек начал изготавливать маленькие зеркала.
Как вы думаете, зачем?
Дети: Чтобы носить с собой.
Воспитатель: После долгих опытов оказалось, что блестящий металлический слой можно нанести на стекло. Ведь само стекло – это еще не зеркало. Отражение дает тонкий слой металла, а стекло, лишь предохраняет его от царапин и повреждений.
Давайте поиграем, я буду мастером, а вы мои ученики. И сейчас мы попробуем сделать зеркало. Вспомним правила работы со стеклом:
Дети: (хором) Со стеклом будь осторожен —
Ведь оно разбиться может.
Воспитатель: Берем стекло, держим его на свет. Мы себя видим?
Дети: Нет, мы себя не видим.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что оно прозрачное.
Воспитатель: Правильно, потому что стекло прозрачное.
- А что нужно сделать, чтобы увидеть свое отражение? Как вы думаете? Вспомните опыт с водой.
Дети: Надо наложить что – нибудь темное.
Воспитатель: Точно, наложить что – ни будь темное, чтобы исчезла прозрачность. Возьмем фольгу. Фольга – это тонкий слой металла. Так как стекло вещь хрупка, я сама наложу фольгу на стекло.
Посмотрите, вы видите своё отражение?
Дети: Теперь видим.
Воспитатель: Вот мы и изготовили зеркало!
- Кто может рассказать, что нужно для изготовления зеркала?
Дети: Для изготовление зеркала нужно стекло и тонкий слой металла – фольга.
Воспитатель: - Вот и третий секрет раскрыт.
Тетушка Аксал: Вот вы и разгадали все секреты. А теперь пора прощаться.
Воспитатель: Мы с вами отправляемся дальше по Зазеркалью.
( Слайд №7. Видео представление короля)
Выбегает король Ягупоп (попугай).
Король: Не пущу! Кто такие, почему в мое королевство без моего ведома пожаловали?
Воспитатель: не сердись, уважаемый король. Мы с ребятами путешествуем по вашей стране Зазеркалье. Здесь очень интересно.
Король: Кто пустил! Кто разрешил? Связать! Скрутить. (думает) ну ладно, может быть пущу, если сосчитаете все отражения, какие встретятся на вашем пути.
(Слайд №8 задача).
В тихой заводи пруда
Отражались два бобра,
Три енота, пять ежей
Сколько было всех зверей? (10)
Воспитатель: Вот мы и нашли все отражения, и сосчитали.
Король: Все равно не пущу! Здесь жить останетесь! (кричит) Стража, взять их!
Воспитатель: Подожди, уважаемый Ягупоп. Ты же добрый король, хороший, давай договоримся. Мы тебе сделаем зеркало неземной красоты, а ты можешь нам в этом помочь.
Король: Ну ладно, так и быть, уж очень мне эта идея нравится.
Воспитатель: Ребята, раз уж наш король так любит зеркала, давайте сделаем красивую картину на зеркале. (Дети делают аппликацию из песка на зеркале.
(т. е. украшают зеркало – высыпают песком картину на зеркале). По завершению дети дарят свое зеркало королю, тот восторгается, любуется им.
Король: Спасибо вам ребята за необыкновенное зеркало. А раз вам понравилось в моем королевстве я вам дарю вот эту книгу из которой вы еще больше узнаете о Королевстве зеркал. (Уходит).
Возвращаемся через ту же дверь, в которую вошли. Становимся в круг.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Что интересного, нового вы узнали из нашего путешествия? (ответы детей)
Благодаря вашей находчивости, любознательности мы справились со всеми трудными заданиями, а что нам в этом помогло, конечно же дружба! Воспитатель: - Ну что же, ребята, кому понравилось наше путешествие по Зазеркалью, протяните руки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину.
Вот настал момент прощанья,
Говорим всем ДО СВИДАНЬЯ!
(Машем рукой и под музыку выходим из зала. Проходим обратно через ту же дверь, в которую вошли).