Детский сад №15 г. Долгопрудный, Московская область
Конспект обучающего практикума
для воспитателей логопедических групп
на тему: «Артикуляционная гимнастика
для развития речи детей. Правила выполнения.
Распространенные ошибки».
Дата проведения: 21 января 2018г.
Подготовил: Учитель-логопед
Христофорова Светлана Васильевна
Долгопрудный 2018
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Артикуляция также связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы)
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Наиболее подвижным речевым органом является язык, который состоит из корня языка, спинки и кончика языка. Кончик языка может за нижние зубы ( как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам ( как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р), подниматься к нёбу (как при звуках ш, ж, щ).
Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние верхние и нижние зубы (с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперёд (ш,ж) и т.д.
При проведении артикуляционной гимнастики нужно учитывать следующие моменты:
— Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения;
— движения должны быть точными;
— плавность и лёгкость движения предполагают движения без толчков, подёргиваний, дрожания органов; движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.
— темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным.
— переключение к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
— дозировка количества повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Если на первых занятиях иногда приходится ограничиваться несколькими повторениями, то в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.
— артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии
— проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка- образ. Картинка служит образцом для подражания какому-нибудь предмету или его движениям
— не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять упражнение.
— артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).
Особенности выполнения артикуляционной гимнастики воспитателями логопедической группы
Артикуляционные и мимические упражнения проводят в групповой форме. (Желательно с использованием зеркала) у каждого ребенка.
Упражнения необходимо проводить ежедневно по 5-10 минут
Воспитатель сначала объясняет детям как выполняется упражнение, а потом показывает сам. Все упражнения выполняются вместе с детьми.
Все упражнения можно выполнять всем детям независимо - посещают ли они логопедическую группу или нет. Для всех детей эти упражнения будут полезны в целом.
Без артикуляционной гимнастики не может обойтись никакая логопедическая коррекция – независимо – с каким речевым диагнозом данный ребенок.
Существуют блоки упражнений, которые более важны для постановки какого-либо звука. Но при этом для всех детей с нарушениями речи будут полезны любые упражнения.
Сначала упражнения у ребенка не получаются. Со временем начинает получаться все лучше. В любом случае их необходимо выполнять ежедневно, даже когда они получаются хорошо.
Чтобы не было скучно выполнять упражнения, необходимо использовать стихи и картинки. Рекомендую использовать для работы пособия Н.В. Нищевой «Артикуляционная гимнастика часть 1», «Артикуляционная гимнастика часть 2», «Мимическая гимнастика», «Пальчиковая гимнастика».
Многие упражнения вызывают вопросы как родителей, так и воспитателей, не всегда понятно – как их выполнять, чтобы был эффект.
В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические — удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.
Динамические упражнения развивают подвижность органов речи. Каждое упражнение выполняется 4-6 раз.
Статические упражнения
«Улыбка», Цель. Развивать круговые мышцы губ.
Губы растянуты (улыбка), видны со мкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 секунд.
«Трубочка», Цель. Та же.
Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 секунд.
3. «Хоботок». Цель. Развивать подвижность губ.
Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.
4. «Лопаточка». Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.
Расслабленный широкий кончик языка положить па нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
5. «Иголочка». Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.
Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.
6. «Сердитая кошечка». Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.
Рот приоткрыт, копчик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, боковые края при жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
7. «Желобок». Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы языка.
Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на копчик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.
8. «Парус». Цель. Развивать растяжку подъязычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.
Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.
9. «Чашечка». Цель. Упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.
Рот широко раскрыть, широкий кои чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), боковые края языка прикасаются к верх ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.
10. «Заборчик». Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать круговые мышцы губ.
Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.
Динамические упражнения
11. «Лошадка». Цель. Учить растягивать подъязычную связку языка.
Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10-15 раз.
12. «Грибок». Цель. Та же.
Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.
13. «Маляр». Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.
14. «Дятел». Цель. Разрабатывать подвижность копчика языка.
Широко открыть рот. Языком с силон ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д». подражая дятлу: д-д-д-д-д (15—20 секунд).
15. «Утюжок». Цель. Та же.
Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20-25 раз.
16. «Прогони комарика». Цель. Учить вызывать самостоятельное дрожание копчика языка под действием сильной воздушной струи.
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная па кончик языка, приводит его в движение — язык дрожит.
17. «Покусывание кончика языка». Цель. Активизировать мышцы кончика языка.
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.
18. «Качели». Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).
Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зубы. Выполнять 15-20 раз.
19. «Катание шарика». Цель. Укреплять боковые мышцы языка.
Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.
20. «Часики». Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа — налево).
Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения — 20 секунд.
21. «Мясорубка». Цель. Отрабатывать позиции «тон кий и широкий язык» с механической помощью (зубы).
Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.
Правильному выполнению артикуляционной гимнастики помогает и развитие пространственного восприятия. Ребёнок, зная названия частей своего тела и легко ориентируясь в них, чётко и правильно выполняет артикуляционные упражнения.
После выполнения упражнений у детей будет наблюдаться небольшая усталость языка, и других органов речи.
Все упражнения нужно делать с небольшими паузами для отдыха и расслабления. Паузы могут быть на 5-7 секунд. За это время детям предлагайте проглотить слюну. Каждое упражнение нужно выполнять 3-4 раза.
Если упражнение выполнять неправильно, то оно не имеет никакого результата, и превращается в пустую трату времени.
Учитель-логопед
Христофорова Светлана Васильевна