СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект обучающего практикума для воспитателей логопедических групп на тему: «Артикуляционная гимнастика для развития речи детей. Правила выполнения. Распространенные ошибки».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику. Обучающее мероприятие для воспитателей

Просмотр содержимого документа
«Конспект обучающего практикума для воспитателей логопедических групп на тему: «Артикуляционная гимнастика для развития речи детей. Правила выполнения. Распространенные ошибки».»

Детский сад №15 г. Долгопрудный, Московская область



Конспект обучающего практикума

для воспитателей логопедических групп

на тему: «Артикуляционная гимнастика
для развития речи детей. Правила выполнения.
Распространенные ошибки».



Дата проведения: 21 января 2018г.





Подготовил: Учитель-логопед

Христофорова Светлана Васильевна


































Долгопрудный 2018

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Артикуляция также связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, лёгкие, диафрагма, межрёберные мышцы)



Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.



Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.



Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.



Наиболее подвижным речевым органом является язык, который состоит из корня языка, спинки и кончика языка. Кончик языка может за нижние зубы ( как при звуках с, з, ц), подниматься за верхние зубы (как при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам ( как при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (как при звуке р), подниматься к нёбу (как при звуках ш, ж, щ).



Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (у), округляться (о), обнажать передние верхние и нижние зубы (с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперёд (ш,ж) и т.д.



При проведении артикуляционной гимнастики нужно учитывать следующие моменты:



— Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения;



— движения должны быть точными;



— плавность и лёгкость движения предполагают движения без толчков, подёргиваний, дрожания органов; движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах.



— темп движений вначале должен быть замедленный, можно регулировать при помощи отстукивания рукой или счёта вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп должен стать произвольным – быстрым или медленным.



— переключение к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.



— дозировка количества повторений упражнения зависит от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Если на первых занятиях иногда приходится ограничиваться несколькими повторениями, то в дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.



— артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в этом положении спина у ребёнка прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии



— проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка- образ. Картинка служит образцом для подражания какому-нибудь предмету или его движениям



— не все дети овладевают двигательными навыками одновременно. Нельзя говорить ребёнку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять упражнение.



— артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься 2 раза в день (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа).



Особенности выполнения артикуляционной гимнастики воспитателями логопедической группы



Артикуляционные и мимические упражнения проводят в групповой форме. (Желательно с использованием зеркала) у каждого ребенка.

Упражнения необходимо проводить ежедневно по 5-10 минут

Воспитатель сначала объясняет детям как выполняется упражнение, а потом показывает сам. Все упражнения выполняются вместе с детьми.

Все упражнения можно выполнять всем детям независимо - посещают ли они логопедическую группу или нет. Для всех детей эти упражнения будут полезны в целом.

Без артикуляционной гимнастики не может обойтись никакая логопедическая коррекция – независимо – с каким речевым диагнозом данный ребенок.

Существуют блоки упражнений, которые более важны для постановки какого-либо звука. Но при этом для всех детей с нарушениями речи будут полезны любые упражнения.

Сначала упражнения у ребенка не получаются. Со временем начинает получаться все лучше. В любом случае их необходимо выполнять ежедневно, даже когда они получаются хорошо.

Чтобы не было скучно выполнять упражнения, необходимо использовать стихи и картинки. Рекомендую использовать для работы пособия Н.В. Нищевой «Артикуляционная гимнастика часть 1», «Артикуляционная гимнастика часть 2», «Мимическая гимнастика», «Пальчиковая гимнастика».

Многие упражнения вызывают вопросы как родителей, так и воспитателей, не всегда понятно – как их выполнять, чтобы был эффект.

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на статические — удержание органов артикуляции в определенной позе и динамические – многократное повторение одного и того же движения.

Динамические упражнения развивают подвижность органов речи. Каждое упражнение выполняется 4-6 раз.


Статические упражнения



  1. «Улыбка», Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты (улыбка), видны со мкнутые зубы.  Удерживать губы в та­ком положении следует   10—15 секунд.

  1. «Трубочка», Цель. Та же.

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 се­кунд.

3. «Хоботок». Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряже­нием вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положе­нии следует 10 секунд.

4. «Лопаточка». Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик язы­ка положить па нижнюю губу и удер­живать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

5. «Иголочка». Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положе­нии.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от   1 до 10.

6.  «Сердитая кошечка». Цель. Развивать подвижность мышц спинки языка.

Рот приоткрыт, копчик языка упира­ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, боковые края при жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

7. «Желобок». Цель. Вырабатывать умение управлять целенаправленной воздушной струей по средней линии языка к кончику; развивать боковые мышцы язы­ка.

Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на копчик языка. Выполнять 3-4 раза по 5-7 секунд.

8. «Парус». Цель. Развивать растяжку подъя­зычной связки; умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положе­нии.

Рот широко раскрыть, широкий кон­чик языка поставить за передние верх­ние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержи­вать язык в таком положении на счет от   1 до 10. Выполнять 2-3 раза.

9.  «Чашечка». Цель. Упражнять в умении удержи­вать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыть, широкий кои чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо­ковые края языка прикасаются к верх ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

10. «Заборчик». Цель. Развивать умение удерживать зубы сжатыми; совершенствовать кру­говые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты, губы в положе­нии улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.

 

Динамические упражнения



11. «Лошадка». Цель. Учить растягивать подъязыч­ную связку языка.

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с  изменени­ем темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

12. «Грибок». Цель. Та же.

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю че­люсть. Выполнять 5-6 раз.

13.  «Маляр». Цель. Разрабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко открыть рот. Широким кончиком   языка   проводить   по   небу   от верхних зубов   до   ували   (маленького язычка)  и обратно.  Выполнять в мед­ленном темпе 5-6 раз.

14.  «Дятел». Цель. Разрабатывать подвижность копчика языка.

Широко открыть рот. Языком с си­лон ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д». подражая дятлу: д-д-д-д-д (15—20 секунд).

15. «Утюжок». Цель. Та же.

Рот чуть приоткрыт. Широким кон­чиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад – вперед. Выполнять 20-25 раз.

16.  «Прогони комарика». Цель. Учить вызывать самостоятель­ное дрожание копчика языка под дей­ствием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная па кон­чик языка, приводит его в движение — язык дрожит.

17.  «Покусывание кончика языка». Цель.  Активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусы­вание кончика языка производится 8-10 раз.

18. «Качели». Цель. Упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координацию движений кончика языка (вверх – вниз).

Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается за нижние зу­бы. Выполнять 15-20 раз.

19. «Катание шарика». Цель. Укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты, язык делает круго­вые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Ско­рость движения языка можно менять.

20. «Часики». Цель. Развивать боковые мышцы языка и координацию движений (справа — налево).

Рот приоткрыт. «Узкий» язык дви­жется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения — 20 секунд.

21. «Мясорубка». Цель. Отрабатывать  позиции «тон кий и широкий язык» с  механической помощью (зубы).
Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдви­нуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.



Правильному выполнению артикуляционной гимнастики помогает и развитие пространственного восприятия. Ребёнок, зная названия частей своего тела и легко ориентируясь в них, чётко и правильно выполняет артикуляционные упражнения.

После выполнения упражнений у детей будет наблюдаться небольшая усталость языка, и других органов речи.

Все упражнения нужно делать с небольшими паузами для отдыха и расслабления. Паузы могут быть на 5-7 секунд. За это время детям предлагайте проглотить слюну. Каждое упражнение нужно выполнять 3-4 раза.

Если упражнение выполнять неправильно, то оно не имеет никакого результата, и превращается в пустую трату времени.



Учитель-логопед

Христофорова Светлана Васильевна