Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20»
Конспект ОД в старшей группе
«В гостях у Королевы Воды»
Цель: развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.
Образовательные задачи:
Расширять кругозор: знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу круговорота воды в природе;
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
Развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование, испарение, осадки.
Помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, тает, испаряется;
Развивающие задачи:
Способствовать развитию любознательности;
Развивать внимание детей;
Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.
Планируемые результаты: может поддерживать беседу о воде, сопровождая эмоциональной речью; рассуждает, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость).
Раздаточный материал:
Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой (по количеству детей).
Картинки - модели « Как капелька путешествует», зеркала (пл количеству детей).
Эмблемы по количеству детей с изображением дождинок и снежинок.
Счетный материал (карточки с изображением полных и пустых банок).
Демонстрационный материал:
Термос с горячей водой, стекло, промокательная бумага (салфетка), схема: «Круговорот воды в природе». Интерактивная доска
Методы и приемы:
Словесные: вопросы, художественное слово, поощрение
Игровые: физминутка «Капельки-дождинки»
Практические: выполнение экспериментов.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа:Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.
Наблюдение за дождем во время прогулок.
Используемая литература:
1.О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ООО «ТЦ Сфера»,2001
2.О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением». Старшая группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
3.О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». Старшая группа.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
Ход ОД:
В: Ребята посмотрите, нам пришло письмо. Интересно от кого оно? Посмотрим?
Дети: Да
В: ребята пишет нам Королева , а что бы узнать королева чего, она просит отгадать загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. Ответы детей: это загадка о воде.
Дети: В речке есть вода, из крана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.
Воспитатель: А для чего нужна вода?
Дети: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.
В: Это Королева Воды. Так что же произошло в ее королевстве? Решила она как-то раз проверить, вся ли вода в ее царстве на месте. Недоверчивая она была, подозрительная. Боялась все, что вдруг вся вода пропадет.
В: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет?
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
Надела королева очки, взяла для точности счеты и стала воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Королева Воды понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода?
(ответы детей)
В: Ребята что же делать? Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Как помочь королеве?
(дети)
В: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся.
Вы согласны? Тогда вперед!
Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец.
входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч, звучит сказочная музыка).
В сказке: интер. доска с изображением сказочного места.
В: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса.
Будем ей помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
Опыт№1 испарение воды
В: Ребята смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Повелительница Воды нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим.
Дети: Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (дети) Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые. Потому что он горячий, незнакомые предметы трогать нельзя.
Вы позволите мне его открыть?
(Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар).
Воспитатель: А что это выходит из термоса? (дети отвечают)
Откуда пар в термосе? (дети отвечают)
(Вода при нагревании превратилась в пар)
Опыт №2 капли на зеркале.
В: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Дети подходят с зеркальцами, держат некоторое время).
(Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.
Горячая вода испаряется, в пар превращается.
Выходит, может вода испаряться?
Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх?
(дети)
В: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)
Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения.
В: А сейчас мы немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли.
Давайте и мы с тобой встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по комнате по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
В: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, королева зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ей поскорей узнать, где ее водица. Вот она нам и стаканчики с землей доставила, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №3 (с землей)
В: Подходите к столу. У вас на столах стаканчики с землей и стаканчики с водой. Полейте землю водой. Посмотрите, что же получается?
что происходит? вода просачивается и земля становится влажной.
(одновременно дети с воспитателем поливают землю)
Воспитатель: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться?
(дети)
Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется?
(дети)
Опыт №4
Воспитатель: А сейчас понаблюдаем, как образуется облако. Поймаем облако в 3-х литровую банку и понаблюдаем за ним.
В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (3-5 см), сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела
- И появилось облако? А что происходит с капелькой дальше? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула, что с водой дальше происходит.
Воспитатель показывает схему «Круговорот воды в природе»: на интерактивной доске.
Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается.
В облака собирается.
Облака по небу плывут. Легкие воздушные.
Ветерок их подгоняет.
Облака в тучку собираются.
Тучка дождик несет.
А как станет тяжело нести, на землю прольет.
Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся.
В реки подземные попадут и потекут не спеша.
А как к земле пробьются, родником обернутся.
Ручейками по земле потекут.
А ручейки в озёра, реки впадают.
Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется.
А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе.
В: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду?
(дети)
Осталось только отчет для королева составить, куда вода девается.
В: Будем работать в командах:
Рассчитайтесь на снежинки-дождинки. (дети делятся на команды)
Воспитатель: Смотрите, какие красивые конверты в раковине волшебной были.
Проходите каждая команда за свой стол.
Воспитатель: Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что нам Королева подарила.
Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить.
Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь
(дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности).
В: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить, да Королеве Воды отправить. (дети наклеивают)
В: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду?
(ответы детей)
В: Ребята давайте отправим Королеве письмо с отчетами, у меня есть конверт. (дети кладут отчеты в конверт, воспитатель пишет адрес) Я пойду домой и положу его в почтовый ящик. Королева Воды будет рада вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет.
Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Королеве помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора!
Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
Рефлексия:
В: Ребята у нас с вами получилось помочь Королеве Воды?
Мы готовы всегда прийти на помощь другим?
У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!
Литература
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом»
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»