Педагога дополнительного образования Павлова Г.Д.
МАУ ДО СР « Центр» Созвездие имени Героя Советского Союза Гришина И.Т.»
Конспект «Одуванчик».
«Одуванчик»
Цели занятия:
1. Продолжать расширять кругозор и знания детей о природе.
-
Учить создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения - тестопластики, используя имеющиеся навыки и умения работы с тестом.
-
Развивать пространственные представления, композиционные навыки.
-
Вызвать интерес к изображаемому цветку средствами художественной литературы.
Материалы для занятия:
-
мука,
-
соль,
-
вода,
-
акварель,
-
фольга
Инструменты:
Ход занятия
1. Организационная часть
Воспитатель начинает занятие с чтения отрывка из произведения М. Пришвина «Золотой луг»:
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Все говорили: «Очень красиво! Луг - золотой. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять золотой. Я стал наблюдать: к вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у нас пальцы со стороны ладони были бы желтые, и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я увидел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
П. Вот какие удивительные цветы - одуванчики. Этот цветок, похожий на маленькое золотое солнышко, растет повсюду: в огородах и садах, на лугах и полях, и по обочинам дорог. Ею ярко-желтые цветочки собраны в круглую корзинку. Одуванчик — один из самых лучших медоносов. К нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Но это еще не все чудеса, которые таит этот удивительный цветок: со временем, отцветая, одуванчик свою ярко-желтую шапочку меняет на белую и пушистую.
Ярко-желтый одуванчик!
Ты зачем сменил кафтанчик?
Был красивым, молодым,
Стал как дедушка седым?
Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и нолям одуванчиковый пух.
Посмотрите, вьюга, какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня!
Е. Благинина
Физкультурная минутка
«Одуванчик»
Одуванчики начинают расти. Растут, растут - вырост. Подул ветер. Одуванчики качаются. Наступил вечер, Одуванчики закрываются. Выглянуло солнце, Одуванчики проснулись. Головками качают. Радуются солнцу. Вот такие веселые одуванчики Растут на нашей полянке. | Начинают медленно вставать. Руки вверх, легкое покачивание. Приседают, руки на голове. Опять медленно встают, руки вверху, качаются на месте. Улыбаются. Идут на свои места. |
2. Практическая часть
Педагог показывает живой цветок или иллюстрацию с изображением одуванчика.
П. Скажите, дети, какую форму вам напоминает цветок одуванчика?
Д. Форму круга.
П. Действительно, одуванчик имеет округлую форму с пушистыми краями. Это все оттого, что цветок одуванчика состоит их большого количества отдельных цветочков.
Педагог показывает детям цветок с близкого расстояния, чтобы каждый мог в этом убедиться.
Педагог обращает внимание на лист одуванчика, он похож на маленькую елочку, а каждая отдельная часть листика похожа по форме на треугольник.
Этапы выполнения работы
1. Раскатать колбаски из коричневого теста и наметить границу земли в нижней части, слегка сплющив, прижать к картону для закрепления.
2. Раскатать тонкие колбаски из зеленого теста, изобразить стебельки растения на расстоянии друг от друга и по бокам от стебелька, от нижней его части, сделать основу для листиков с уклоном вправо и влево.
3. Раскатать колбаску зеленого цвета, при помощи стеки разделить на небольшие части. Взять одну из частей, согнуть пополам, верхушку получившегося угла расположить вверху основы для листика, прижать пальчиком в серединке и потянуть теста слегка вниз. Из следующей части сделать уголок и расположить под первой частью и опять прижать, потянув уголок слегка вниз и так далее, пока вся основа листика не заполнится. По такой схеме выполнить все листики.
4. Раскатать шарики из желтого теста по количеству стебельков. Шарики поочередно положить на верхушку стебля и прижать к картону, слегка размять пальчиками края цветка по кругу.
5. По краю каждого цветка при помощи стеки сделать надрезы, чтобы цветок «распушился».
По желанию дети могут сделать одуванчик с белой шапочкой.
Разминка для пальчиков.
Пошли пальчики гулять, А вторые — догонять, Третьи пальчики — бегом, А четвертые пешком. Пятый пальчик поскакал. И в конце пути упал. | Пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы пышками двигаются по столу. Ритмичные движения по столу указательных пальцев. Движения средних пальцев в быстром темпе. Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола. Ритмичное касание поверхности стола мизинцами. Стук кулаками по поверхности стола. |
3. Заключительная часть
Педагог вместе с детьми рассматривает получившиеся работы, говорит, что получилась замечательная полянка с одуванчиками, хвалит тех, кто самостоятельно внес в свою работу дополнения: летающих над цветами насекомых, изобразил солнышко, облака. Закончить занятие можно стихотворением Л. Квитко.
Одуванчик
Одуванчик серебристый.
Как чудесно создан он:
Круглый-круглый и пушистый,
Солнцем теплым напоен.
На своей высокой ножке
Подымаясь к синеве,
Он растет и на дорожке,
И в лощинке, и в траве.