АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «СОВЁНОК»
Конспект НОД
по ФЦКМ в подготовительной к школе группе
на тему «Птицы – наши друзья»
Составила:
Воспитатель Новикова Н.А.
Жуковский
2020г.
Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной к школе группе на тему «Птицы – наши друзья».
Цель: расширение и систематизация знаний о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт).
Задачи:
-Закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах.
-Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки и давать полный содержательный ответ на них.
-Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.
Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Оборудование: игрушка ворона, аудиозапись птичьих голосов, карточки с изображением птиц, птичьих гнёзд, ободки с изображением птиц.
Ребята, сегодня утром ко мне явилась моя давняя подруга! Хотите с ней познакомиться? Но сначала давайте проверим нашу осанку – плечики поднимем вверх, отведём назад и опустим вниз и ещё разок. Молодцы!
А вот и наша гостья приближается к нам (звучит голос вороны). Как вы думаете, кто это? Дети: Птица ворона. Воспитатель: Правильно, ворона. Расскажите всё, что вы о ней знаете. (ответы детей). Сегодня к нам ворона, а зовут ее Клара Карловна! А вот и она! Клара Карловна –прилетела к нам из лесной школы, она работает там учителем и очень гордится этим. Знаете, ребята, птицам тоже нужно учиться. Только школа у них своя, лесная. А сегодня ворона прилетела к нам чтобы проверить, что вы знаете о птицах. Я надеюсь мы ее не огорчим!
Ребята, птиц на земле очень, очень много. Есть очень большие, чуть не двухметрового роста - страусы, есть совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы - колибри. Есть птицы, летающие выше облаков (орел, сокол, ястреб, а есть и такие, которые совсем не летают (пингвин). Одни живут в городе, другие в лесу, третьи в степи, четвертые на берегу моря. Они разные по величине, по окраске, по поведению.
Почему же всех их называют птицами? Чем они похожи? (Ответы детей)
У всех птиц есть клюв, две ноги и два крыла, тело покрыто перьями, птенцы появляются из яйца. Воспитатель: Как вы думаете, почему все птицы могут летать?(ответы детей)
Воспитатель: молодцы, вы правильно ответили, давайте ещё раз повторим и закрепим - у птиц широкие крылья, хвост, их держит воздух, у них легкие перья с полым стержнем, они едят понемногу, но часто, у них жесткие маховые перья. Воспитатель: А зачем птицам нужно летать? Дети: находить корм, спасаться от врагов, строить гнезда, улетать в теплые края. Клара Карловна: Все-то вы знаете.
Ребята, давайте представим, что будет, если перелётные птицы не смогут вернуться в родные края? Что произойдет? (Ответы детей) Воспитатель: Да, вы правы, случится беда. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля и огороды от насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов, а ещё мы с вами никогда не услышим их чудных песен. В природе все зависят друг от друга.
Воспитатель: Чтобы получше разобраться в этом вопросе я предлагаю вам отправиться в страну птиц! Но как же это сделать? Очень просто - давайте превратимся в птиц! Но сначала немного отдохнём!
Физминутка «Шустрая синица».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присесть на корточки)
Почесала клювом грудку, (встать, наклоны головы вправо-влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири-тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Теперь мы с вами готовы превратиться в птиц. Встаньте прямо, повернитесь, присядьте, встаньте, покружитесь, в любую птицу превратитесь! (Дети закрывают глаза, им надевается ободок-картинка птички.)
Скажите, в какую птицу превратился каждый из вас? (ответы детей). А сейчас мы с вами поможем вспомнить птицам кто из них перелетные, а кто зимующие!
Все перелетные на правую сторону а зимующие на левую.
Но это не все! Расскажите, что вы знаете о зимующие птицах? (ответы детей) А о перелетных? (ответы детей)
Ребята, это сейчас мы с вами знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. Раньше люди этого не знали. Они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь немного позднее, они узнали, куда улетают перелетные птицы. Как же удалось это сделать?
Помогли ученым маленькие кольца, которые они надевали на лапки птицам. На каждом кольце был адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то в другой стране встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так удалось узнать, где зимуют птицы. А учёных, которые изучают птиц называют орнитологами. Запомните это название.
А почему птицы улетали осенью, а сейчас вернулись обратно? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно. Осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в теплые края.
Воспитатель. А как называются птицы, которые едят насекомых?
Дети. Насекомоядные.
Воспитатель. А каких насекомоядных птиц вы знаете?
Дети. Скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.
Воспитатель: (выставить картинки на доску) Какой клюв у этих птиц?
Дети. Прямой, удлиненный, заострённый.
Воспитатель. А почему у насекомоядных птиц такой клюв?
Дети. Чтобы удобнее было ловить насекомых.
Воспитатель: А почему не улетают зимующие птицы? (Ответы детей)
Воспитатель: Птицы всеядны: могут и насекомых клевать, но основная их пища — семена растений. Осенью они любят полакомиться зерном, просыпавшимся при уборке зерновых. Зимой питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.
Воспитатель: Молодцы! Но Клара Карловна приготовила для вас задания, посмотрим какие же птицы у нас сообразительнее перелетные или зимующие?
Но сначала давайте сделаем зарядку для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса! (Закрыть глаза)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
(Открыть глаза, взглядом нарисовать мост – слева направо)
Нарисуем букву О получается легко. (Взглядом рисуем О)
Вправо-влево повернём, заниматься вновь начнём.
А сейчас мы с вами постараемся определить, какая пища подходит для птиц. (картинки) Посмотрите внимательно на эти картинки, подумайте и найдите пищу для клеста, воробья, синицы, снегиря, грача, чибиса, кукушки. Молодцы! Справились с этим заданием!
Воспитатель: У Клары Карловны есть еще одно задание. (картинки птичьих гнёзд). Перед вами домики различных птиц, вам нужно найти хозяина каждого домика. Молодцы! Вы очень порадовали Клару Карловну.
Клара Карловна приготовила для вас вопросы.
Какая птица выше всех летает? (Орёл).
Какая птица быстрее все летает? (Стриж).
Какая птица самая большая в мире? (Страус).
Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек).
Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока)
Кого из птиц называют санитаром леса и почему? (Дятел)
Почему сороку называют сорока-белобока, а иногда сорока-воровка?
И с этим заданием вы справились! А теперь пора возвращаться в родные края, а Клара Карловна, останется здесь и будет следить за порядком.
Воспитатель: вот мы и вернулись, раз, два, три – мальчиками и девочками стали вы! Ребята, наше занятие подошло к концу.
Скажите, что было самым интересным на занятии? А какое задание было самым сложным? (Ответы детей)
Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы- наши друзья и мы должны помогать им, беречь и охранять.