Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Семицветик»
г. Семилуки Воронежская область
Конспект ООД
по нравственно – патриотическому воспитанию
на тему: «Моя семья»
старшая группа «Василёк»
Подготовила: воспитатель ВКК
Удовидченко Оксана Анатольевна
2023 г.
Цель:Формирование представления о себе как о члене семьи.
Задачи:
Обучающие:
- систематизировать и уточнить знания о семье;
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
- учить аккуратно вырезать детали для аппликации, соблюдая определённую последовательность, правильно располагая его на листе;
- закрепить умение работать с бумагой и клеем.
Развивающие:
-развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»;
- способствовать развитию логического мышления;
- развивать умение развернуто отвечать на вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и чувство привязанности к родным;
- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа:
- рассматривание с детьми семейных фотографий, беседы о членах семьи, семейных традициях;
- заучивание песни, пословиц о семье, стихотворений.
Словарная работа: семья, маленькая, большая, заботливая, дружная, трудолюбивая, веселая, добрая, крепкая, здоровая, старше, моложе, домочадцы, члены семьи, родные, близкие.
Материал.
Воздушный шарик, картинка с изображением семьи (большая, маленькая), презентация «Семья», веник, прутик, по два кружочка жёлтого и тёмно – синего цвета на каждого ребенка, мяч, ромашка. Заготовки к аппликации, кисти, клей, салфетки, клеёнки.
Ход занятия:
Гости сидят на стульях в группе. Входят воспитатель с детьми.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг - друга.
Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка – Земля!
Здравствуй, ты и здравствуй Я!
Воспитатель: Сегодня, поговорим об очень важном, для каждого человека. Посмотрите, воздушный шарик (показать на воздушный шарик у потолка). На нём что – то написано. (Воспитатель берёт шарик за верёвочку). Здесь написана цифра и буква. Это же ребус! Давайте его решим.
Воспитатель: Какая это цифра?
Дети: 7
Воспитатель: А какая буква?
Дети: Буква Я
Воспитатель: К цифре 7 прибавить Я. Получилось какое слово?
Дети: Семья
(Дети выкладывают на столе слово «Семья»)
Воспитатель: Правильно, семья. Сегодня наш разговор будет о семье.
Стихотворение
Маша Л.
Семья – это слово нам многое скажет
Семья нам с рожденья путь в жизни покажет.
Семья с нами рядом всегда и везде,
Оно много значит в каждой судьбе.
Воспитатель: Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после сада?
Дети: Домой
Стихотворение
Даша Д.
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом –
Семья – это твой дом.
Показ презентации «Семья»
Воспитатель: Из презентации мы узнаем, что такое семья, кто кем кому приходится в семье.
Воспитатель: Что же такое семья?
Дети: Семья – это люди, живущие в одном доме, квартире. Людей этих называют – домашние, родные, близкие, домочадцы, члены семьи.
Игра «Кто кем кому приходится»
(Дети под музыку по кругу передают цветок ромашку, как только музыка останавливается, ребёнок в руках которого ромашка, отвечает на вопрос)
Воспитатель: Девочка для папы и мамы кто? (Дочка)
Мальчик для папы и для мамы кто? (Сын)
Мальчик для дедушки и для бабушки кто? (Внук)
Девочка для дедушки и бабушки кто? (Внучка)
Папа для дедушки и для бабушки кто? (Сын)
Мама для дедушки и для бабушки кто? (Дочь)
Дедушка и бабушка для мамы и для папы кто? (Родители)
Мама для папы кто? (Жена)
Папа для мамы кто? (муж)
Девочка для мальчика в семье кто? (Сестра)
Мальчик для девочки в семье кто? (Брат)
Девочка и мальчик в семье для мамы и папы кто? (Дети)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо усвоили, кто кем кому приходится.
Воспитатель: Для чего семья нужна человеку?
Дети: Чтобы любить друг друга, ухаживать друг за другом, помогать друг другу, защищать друг друга, заботиться друг о друге.
Воспитатель: На Руси говорили: семья – семь и более человек живущих в одном доме, одной большой дружной и крепкой семьёй.
(Дети считают членов семьи. Счёт вперёд – назад)
В семье старшие дети всегда заботились о младших.
Стихотворение
Аня Ч.
Говорят, что в старину
Так оно и было
Много братьев и сестёр
Весело дружило
Вместе пили молоко,
Вместе ели сушки,
Настоящий детский сад в каждой был избушке.
Воспитатель: Алисия, какая должна быть семья?
Дети: Крепкая, дружная.
Воспитатель: Ребята, хочу вам рассказать быль. Быль – это правдивая история о силе дружбы. О том, что нужно всегда быть вместе. Посмотрите, когда один прутик, его можно сломать. (Ребенок пробует ломать). А веник можно сломать? Посмотрите, сколько прутиков в венике, они собраны все вместе? Его можно сломать? (Дети пробуют, не ломается). Когда мы вместе, мы сила, никто нас не одолеет. Вот так и в семье, когда она вместе, как прутики в этом венике, то она очень крепкая и ее нельзя «сломить».
Воспитатель: Ваня, какая семья должна быть?
Дети: Трудолюбивая, добрая, любящая, весёлая, заботливая.
Воспитатель: Ребята, семья должна быть не только дружной, весёлой, но и здоровой. А для этого нужно делать зарядку.
Физминутка «Семейная зарядка»
Осенью, весною, летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку (взявшись за руки, образуют круг)
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)
Папа бодро приседает (приседания)
Повороты вправо- влево
Делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)
А я сам бегу трусцой
И качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)
Воспитатель: Молодцы. Хорошо отдохнули.
Воспитатель: Семья может быть большая, маленькая.
(Показать иллюстрации семья большая, маленькая)
Воспитатель: Из каких членов семьи состоит маленькая?
Дети: Папа, мама, ребёнок.
Воспитатель: Маленькая семья может состоять из двух человек, дяди и тёти, которые любят друг друга.
Воспитатель: Из каких членов семьи состоит большая семья?
Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, сестра, брат.
Воспитатель: Ребята, в каждой семье есть взрослые члены семьи и маленькие.
(Воспитатель бросает ребёнку мяч, ребёнок ловит его и отвечает)
Игра «Кто старше, кто моложе»
- Кто старше бабушка или мама?
- Кто младше ребенок или папа?
- Кто старше мама или ребенок?
- Кто младше дедушка или папа?
Воспитатель: Нужно запомнить! Вы должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек.И никогда нельзя их огорчать.
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Скажи ласково»
Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.
Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка, папенька, папуля
Мама – мамочка, мамуля.
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – Бабуля, бабулечка.
Сестра – сестренка
Брат - братишка
Внук – внучок
Внучка – внученька
Воспитатель: Молодцы, ребята!!! Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.
Воспитатель: Семью почитали с давних времен. Народ сложил много пословиц о семье. Мы с вами заучивали эти пословицы и сейчас узнаем, как вы их запомнили.
Воспитатель: «Народная мудрость гласит»:
(Дети рассказывают пословицы)
1. Нет милее дружка, чем родная…матушка
Говорит о том, что никакой самый лучший друг не будет любить человека сильнее его матери.
2. При солнышке – тепло, при матери – добро.
Солнце светит, становится тепло, а мама заботится о вас (готовит, покупает всё), оберегает, жалеет, говорит ласковые слова. Когда мама рядом хорошее настроение у ребёнка.
3. Сердце матери лучше солнца …греет.
Говорит о том, что мать роднее всех, она вас любит и своей любовью согревает, греет теплее солнца, мама вас родила, воспитала. Нет лучше человека, чем родная мать.
4. В гостях хорошо, а дома …лучше.
Не смотря на хороший приём в гостях, угощения. Дома у себя всегда лучше, поскольку там родная семья.
5. Не нужен клад, когда в семье …лад.
Не нужно богатство, драгоценности. Семейное благополучие дороже всего на свете, когда в семье не ругаются, не ссорятся, живут в мире и согласие.
6. Семья вместе, так и душа …на месте.
Человек чувствует себя спокойно, уверенно, когда вся семья вместе. Когда родные живы, здоровы.
7. Семья сильна, когда над ней …крыша одна.
Сплочённая семья, когда она вместе. Она может решить все проблемы, пережить трудности.
8. Дети не в тягость, а …в радость.
Маленькие дети в доме - это смех, шум, гам. Дети – это источник радости для всех.
9. Дом без хозяйки … сирота.
Порядок и достаток в доме может обеспечить хороший хозяин. Нельзя оставлять хозяйство без присмотра.
10. Человек без семьи, что дерево без плодов.
Когда у человека нет семьи и детей, его род прерывается, не будет продолжения жизни. У дерева нет плодов, то и не будет новых ростков.
Воспитатель: Мы все любим своих мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. А что значит любить?
Дети: Любить – это значит помогать во всем, беречь и заботиться, делать приятное, быть рядом друг с другом, жить в мире да согласии, не ссориться.
Игра «Радость или огорчение»
Воспитатель: В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких.
У меня есть два кружка: жёлтый и тёмно - синий. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (жёлтый он похож на солнце), а какой огорчение (синий он похож на хмурую тучку)?
Сейчас я вам раздам кружки, и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
-Вы съели на завтрак всю кашу;
-вы подрались с другом;
-разбросали по комнате все игрушки;
-помогли маме мыть посуду;
-нагрубили бабушке;
-нарисовали и подарили папе красивый рисунок;
-перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;
-порвали новую книжку;
-хорошо вели себя в детском саду.
Песня Радость моя!
Пальчиковая гимнастика
«Дом»
Я хочу построить дом,
(Стучим кулачок об кулачок, руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
( Руки поднимаем вверх покачиваем влево – вправо и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Пёс ворота охранял,
(Ладошки перед собой горизонтально, мизинцы отводим вниз - вверх)
Чтоб на травке жил жучок,
(Поднять левую руку, пальцами правой руки пробежать от локтя к кисти)
Быстро бегал паучок
(Поднять правую руку, пальцами левой руки пробежать от локтя к кисти)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Показать ладошками бутон)
Чтоб флажок на доме был,
(Ладошки вертикально, показать флажок)
А за домом ёжик жил!
(Ладошки в замок, пальчики растопырить)
Аппликация
«Большой дом»
(Воспитатель выставляет образец аппликации, выполненный заранее)
Воспитатель:
- Из каких частей состоит дом? (крыша, окна, корпус)
- Какую форму имеет корпус дома? Крыша? Окно?
Подойдите к столу, здесь разложены заготовки(бумага) на которых изображены детали дома (прямоугольник, квадрат, треугольник). Их нужно вырезать и наклеить на бумагу таким образом, чтобы у вас получился красивый дом. (Инструкция: сначала найдите основу дома - прямоугольник, затем крышу- треугольник, окна - квадраты; наклеивайте всё в определённой последовательности и аккуратно)
Итог:
Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня разговаривали?
Дети: Мы разговаривали о семье.
Воспитатель: Что мы сделали в начале мероприятия?
Дети: Решили ребус, в котором было зашифровано слово «Семья».
Воспитатель:Что нового узнали вы сегодня?
Дети: Для чего семья нужна человеку? Что семья должна быть дружной и крепкой. Как нужно относиться друг к другу в семье. Какие поступки могут радовать. Играли, рассказывали стихи, поговорки, пели песню, послушали былину про крепкую семью. Сделали аппликацию.
Воспитатель: Наше мероприятие окончено, всем спасибо за внимание. До свидания!!!