ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 308 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
КОНСПЕКТ ООД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ»
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ№11
НА ТЕМУ: «СТАНЬ ЗАЩИТНИКОМ ПРИРОДЫ»
Подготовил и провел:
воспитатель
Осычная М.В.
Дата проведения:
25.10.2021г.
г. Донецк – 2021г.
Цель: Формирование экологической культуры детей.
Задачи:
подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказывается на здоровье и жизни человека;
учить детей различать признаки времени года с помощью художественного слова;
формировать элементарные о правилах поведения в природе;
развивать познавательный интерес к миру природы;
воспитывать у детей любовь к природе, желание беречь и защищать ее.
Материалы и оборудование:
Карточки для дидактической игры «Когда это бывает?»; картинки с изображением природы; корзина с мусором из разного материала, контейнеры (или пакеты для мусора) для сортировки мусора; емкости для воды, клеенки, тканевые салфетки, лейки, ватные диски для фильтрации воды; мультимедийное оборудование, видео с м/ф «Мальчик и Земля».
Ход занятия.
Воспитатель: Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и друзьям
С добрым утром!
Добрый вечер!
Добрый день! Всем говорим.
Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Молодцы, а теперь присаживайтесь на стульчики.
Ребята, в каком краю мы живем?
Ответы детей.
Воспитатель: На Донбассе богата природа! Скажите, что относится к природе?
Ответы детей: (леса и поля, реки и озёра и др.)
Воспитатель: Можно ли назвать человека частью природы, как вы думаете? Почему?
Ответы детей: (Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.)
Воспитатель: Правильно, кроме того, мы свами тоже часть природы, как и животные, и насекомые и рыбы и растения. Мы дышим одним воздухом, пьем воду и получаем пищу от природы. Предлагаю, посмотреть познавательный мультфильм о природе.
Просмотр м /ф «Мальчик и Земля»
Воспитатель: Человек стал забывать, что богатства природы не бесконечны, и зачастую он берет от природы больше, чем сможет отдать ей.
Каждый по-своему любит природу и по-разному к ней относится. Один посадит деревце, вылечит раненую птицу, не разрушит птичьего гнезда. А другой – вырвет все цветы на полянке, не пожалеет ни бабочек, ни пчел, забросает банками, склянками лужок, ручеек.
В настоящее время природные ресурсы истощены, природа сильно загрязнена. Нас окружает множество экологических проблем.
Ребята, мы с вами можем назвать себя защитниками природы?
Ответы детей.
Воспитатель: Это мы сейчас проверим. Давайте вспомним правила поведения в природе.
Правила поведения в природе (что нельзя делать на природе?).
Ответы детей:
Слушать громко музыку.
Бросать мусор.
Топтать и рвать цветы.
Мыть машины.
Ловить жуков и бабочек.
Разводить огонь.
Разорять муравейники.
Не рвать паутины.
Не разорять птичьи гнезда. Не трогать детенышей.
Не вырезать на деревьях.
Воспитатель: Молодцы, вы все знаете. Тогда предлагаю прогуляться по лесу.
Физкультминутка «Прогулка по лесу»
Дети по лесу гуляли (шагают вместе с воспитателем),
За природой наблюдали (смотрят по сторонам),
Вверх на солнце посмотрели (вдох через нос),
И их лучики согрели (выдох).
Бабочки летали (моргают быстро глазами),
Крылышками махали,
На нос села вдруг пчела (дотрагиваются пальцем носа),
Посмотрите вниз, друзья, (опускают глаза вниз).
Мы листочки приподняли (приседают),
В ладошку ягоды собрали (собирают),
А потом все дружно встали (поднимаются)
Великанами мы стали (поднимаются на носочки, руки вверх)
Хорошо мы погуляли (руки в стороны)
И несколько не устали!
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Ребята, хорошо ли вы знаете времена года?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы проверим это с помощью игры, которая называется «Когда это бывает?»
Д/и «Когда это бывает?»
Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень.
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Воспитатель: Отлично ребята, вы большие молодцы!
Вы знаете, ребята, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора – это целый грузовик? На нашей планете живет очень много людей. Очень скоро человечеству придется спасать себя от мусора.
Давайте подумаем:
Ответы детей: (люди выбрасывают использованные пакеты, исписанные тетрадки и многое другое)
Что произойдет, если мусор не убирать? Ответы детей.
Какой бывает мусор?
Ответы детей: (бытовой, строительный, пищеотходы)
Ответы детей: (Сор, отходы, отбросы, очистки, объедки, хлам).
Ответы детей: ( Мусорный пакет-Мусорный бак- Свалка).
Ответы детей: (Хорошо – потому что весь мусор в одном месте и плохо – свалки загрязняют землю, воздух и воду. На свалке много собак, крыс. Рядом со свалкой нельзя жить людям).
Воспитатель: Улицы, парки, на которых валяется мусор, никогда не будут красивыми. В таких местах отдыхать неприятно. Часто на улицах сжигают мусор. Это можно делать?
Ответы детей: ( Нет, он выделяет вредный дым).
Воспитатель: А закапывать в землю?
Ответы детей: ( не все сгниет в земле).
Воспитатель: Эффективным способом решения проблемы мусора, и в первую очередь, опасных отходов является вторичная переработка, то есть повторное использование. Процесс сортировки отходов на пластик, стекло, бумагу и пищевые отходы должен осуществляться еще до вывоза мусора в специальные контейнеры. На заводе мусор превращается в мелкие частички, которые можно использовать для создания новых вещей. Переработанная бумага может превратиться в новые книги, тетради и даже деньги! Из пластика можно сделать бутылки, ткани, материалы для строительства. Из стекла можно сделать прочный асфальт. Этот способ является самым экологичным.
Воспитатель: Посмотрите, весь мусор в корзине одинаковый? (Воспитатель указывает на корзину с мусором в группе) Чем отличаются выброшенные предметы?
Ответы детей: (Они сделаны из разных материалов, их по-разному использовали).
Воспитатель: Как можно бороться с накопившимся мусором?
Ответы детей: (Перерабатывать)
Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать с мусором для его переработки?
Ответы детей: (Рассортировать)
Конкурс «Разберем мусор» (в группе стоят контейнеры с условными обозначениями, дети раскладывают мусор в соответствующие контейнеры) Дети делятся на две группы. Проводится конкурс «Разберем мусор».
Воспитатель читает стихотворение.
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде! В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смеем вам мы доложить:
Без воды нам не прожить.
Воспитатель: Ребята, давайте мы рассмотрим еще одну проблему в экологии и попробуем в ней разобраться. Все живые существа – растения и животные – регулярно нуждаются в воде. Мы с вами состоим из воды почти на 70%. Мы можем жить без воды всего от 2 до 10 дней!
Многие животные и рыбы состоят из воды на 75%. Огурцы – на 95%, яблоки – на 85%.А медузы – почти полностью, на целых 99%!
Почти всё живое на Земле не может обойтись без воды. Звериные тропы в лесу ведут к водопою. Птицы летят к рекам и озёрам. Люди издавна выбирали себе место у воды, строили себе дома, сёла и города.
Пресная вода составляет менее 1% от всего мирового запаса воды, и человечество растрачивает и загрязняет это бесценное богатство.
Наиболее известным источником загрязнения воды, являются бытовые (или коммунальные) сточные воды. В растворенном виде в сточных водах присутствуют мыло, синтетические стиральные порошки, дезинфицирующие средства, отбеливатели и другие вещества бытовой химии. Из жилых домов поступает бумажный мусор, отходы растительной и животной пищи.
Воспитатель: Как же бережно относится к воде?
Ответы детей.
Воспитатель: Если в воду не сбрасывать мусор, отходы, то вода постепенно сама очистится. А ещё воде можно помочь: убрать всё, что в неё сбросили, убрать мусор с берегов, не сливать в неё грязные воды, тогда жизнь в реку возвратиться. Будут плавать рыбки, цвести кувшинки, порхать чайки.
Предотвратить загрязнение водоемов позволит строительство очистных сооружений на производствах.
В водопроводные трубы вода попадает из открытых водохранилищ, но прежде чем она попадет к нам, она проходит очистку, ее очищают от крупных примесей, отстаивают, фильтруют, обеззараживают хлором, озоном, затем еще раз отстаивают и только потом отправляют в водопроводную сеть. Такая очистка воды называется фильтрованием. В домашних условиях применяют бытовой фильтр.
Воспитатель: Ребята, хотите провести эксперимент «Фильтрование воды»? Для этого нам нужно пройти в мини – лабораторию. Прежде чем мы пройдем в мини – лабораторию давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Какие правила безопасности нужно соблюдать во время проведения опытов?
Ответы детей: (необходимо: не шуметь, не вертеться, быть очень внимательными и аккуратными при работе с веществами и предметами).
Эксперимент «Фильтрование воды»
Воспитатель: Приглашаю всех поделиться на пары и подойти к столу. Как нам очистить вот эту воду? (воспитатель показывает емкость с загрязненной песком водой)
Ответы детей: (профильтровать)
Воспитатель: Ребята, все готовы. А теперь внимание. Выполнять работу будете вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск. Возьмите пустой стакан вставьте в него воронку (лейку), а в воронку фильтр – диск. А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан, до половины.
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось?
Ответы детей: (фильтр стал грязный, на нем остались большие и маленькие кусочки грязи).
Воспитатель: А вода, после фильтрации, стала чище?
Ответы детей.
Воспитатель: Значить, ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь, вода стала чистой. Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но даже после фильтрации воду сразу пить нельзя, её нужно прокипятить.
Хочу, ребята, поблагодарить вас за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для вас.
Мы пришли к выводу о том, что каждый человек, даже ребёнок, может помочь нашей планете стать чище и внести свой вклад в решение этой огромной проблемы.
Мы на свет родились,
Чтоб природу любить,
Чтоб цветы поливать
И деревья растить.
Чтоб зверей не обидеть
И птиц накормить.
Чтобы чистой планету
Свою сохранить.
Припев.
Так давайте же реки
Беречь и моря,
Чтоб ручьи на земле
Протекали не зря.
Чтобы воздух был чистым,
Прозрачной вода,
Чтоб планете родной
Не грозила беда.
Мы речь свою вели о том, что вся Земля - наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом и этот дом мы сбережем!
Сегодня вы много узнали о том, как можно и нужно беречь природу от мусора. Этим занимается целая наука – экология. Вы стали юными экологами, защитниками природы.
Литература.
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.
Донбасс – мой край родной: воспитательно-образовательная программа для детей дошкольного возраста / сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 48 с.
Кольовска А. А., Белоус М. С. «О мусоре и не мусоре или зачем сдавать отходы в переработку». Радионов С.К. 2014 г. – 160 с.
Приложение