Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №16 «Вдохновение»
Конспект ООД по развитию речи
«Наша Родина – Россия»
для детей подготовительной группы с ТНР
Учитель - логопед: Пыркова Н.Б.
Юрга, 2024 год
Цель: развитие лексико-грамматических представлений и связной речи, закрепление знаний о России.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Расширить и активизировать словарь по теме.
Упражнять в образовании относительных, притяжательных прилагательных, в подборе антонимов и синонимов.
Упражнять в образовании существительных в форме родительного падежа множественного числа.
Упражнять в согласовании прилагательного с существительными в роде и числе.
Закреплять знания детей о государственных и народных символах России.
Коррекционно-развивающие:
Развивать умение строить распространённые предложения.
Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
Развивать речевое дыхание, общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Предварительная работа:
- рассматривание карты России и глобуса;
- беседы о российской символике;
- прослушивание гимна РФ;
- чтение рассказов, пословиц и поговорок о России;
- рассматривание фотографий, иллюстраций, картин по теме.
Оборудование:
- бумажные самолетики для дыхательной гимнастики;
- физическая карта России;
- картинки: герб, флаг Российской Федерации;
- картинки деревьев, леса;
- картинки животных и их части (по числу детей);
- мяч, игрушка – сердечко.
Ход:
Организационный момент
Дети входят в группу. Учитель - логопед (Л) читает стихотворение.
Л: Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Л: Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”
(Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)
Л: Как называется страна, в которой мы родились и живем? (Россия.)
Сегодня мы поговорим о нашей стране.
Основная часть
Л: я предлагаю вам отправиться в путешествие по России. Ребята, а на чем можно путешествовать?
(На самолете, автобусе, машине, корабле, лодке и т. д.)
На чем будет быстрее всего? (на самолете).
Дыхательная гимнастика «Самолеты»
(дети берут бумажные самолеты, сделанные заранее и встают в круг).
Л: Вспомним правила выполнения дыхательных упражнений. Вдох носом, плечи не поднимаем. Выдох ртом плавный, длительный, губы вытянуты трубочкой. Щеки не надуваем
(Дети выполняют упражнение 3 – 5 раз. Убирают самолеты, остаются в кругу).
Л: Давайте подойдем к карте.
Вот как много места занимает территория России. Она у нас огромная.
Замените слово «огромная» на другое слово, похожее по смыслу. Мы их называем слова – друзья. Подумайте, а как сказать по-другому?
(она необъятная, громадная, неохватная, гигантская, большая, бескрайняя, великая).
Л: Россия самое большое государство в мире. Часть России расположена в Европе, а часть – в Азии. В ней много городов, поселков, деревень …
Дидактическая игра «Один – много» (с мячом).
Л: Я буду бросать вам мяч и называть один предмет, а вы будете называть много предметов.
Город – много городов (поселок, деревня, поле,море, река, гора, озеро, лес…).
Л: Продолжаем путешествие. (дети проходят на стулья)
Пока мы летим в самолете, давайте вспомним и назовем главные государственные символы Российской Федерации.
Перечислите их.(флаг, герб, гимн).
На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг в России ввел царь Петр I. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел, одна его голова смотрит на восток, а другая – на запад.
Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»
Флаг России – российский флаг (герб, гимн)
Город в России — российский город.
Деревня в России – российская деревня.
Паспорт гражданина России — российский паспорт.
Москва — столица России – российская столица.
Народ России – российский народ.
Памятники России – российские памятники.
Реки России- российские реки.
Л: Поскольку наша страна такая большая, то природные условия, климат, объекты природы сильно отличаются в разных её регионах. Давайте их сравним.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
1. На севере климат холодный | на юге тёплый. |
3. Горы высокие, | а холмы низкие. |
4. Моря глубокие, | а озёра мелкие. |
5. Реки широкие, | а ручьи узкие. |
6. В озёрах вода прозрачная, | а в болотах мутная. |
Л: Продолжаем наше путешествие.
(Дети проходят на ковер, встают в круг).
Физминутка «Самолет»
Руки в стороны - в полёт
Отправляем самолёт. (руки в стороны, покачивание руками)
Правое крыло – вперёд, (поворот вправо)
Левое крыло – вперёд (поворот влево)
Раз, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)
Полетели мы опять. (руки в стороны, покачивание руками).
Л: Предлагаю сделать остановку.
Вы уже знаете, что природа одарила Россию огромными богатствами.
Где мы оказались? (в лесу). Какие деревья вы видите? За деревьями спрятались животные. Мы видим только их части. Нужно ответить, часть тела какого животного вы видите, ответив на вопрос «Чей, чья или чье?».
Дидактическая игра «Чей, чья, чье»
Дети берут по одной карточке, с одной стороны – часть животного, а с другой - животное)
Пример ответа: Я вижу лисий хвост. За елью спряталась лиса.
Л: Молодцы. Справились с заданием.
(Дети убирают карточки, проходят на стулья).
Развитие связной речи. Составление предложений.
Л: Ребята, наше путешествие подходит к концу. Давайте подумаем, что мы сегодня узнали нового, вспомнили о России. Давайте составим небольшой рассказ о нашей стране. Составьте по одному предложению о России.
(Ответы детей. Передают друг другу сердечко.)
Наша страна очень большая.
У нашей Родины России есть свой флаг, гимн и герб.
В России много рек, лесов и гор.
В нашей стране живёт много разных народов.
Мы любим нашу Родину.
Заключительная часть
Л: Наше путешествие подошло к концу. И мне хотелось бы закончить его такими словами.
Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть.
Вы – маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну сильной и могучей, если будете любить своих друзей и близких. Давайте встанем в круг, посмотрим друг на друга, улыбнемся, и скажем:
«Если дружба велика – будет Родина крепка».