Конспект ООД по речевому развитию на тему:
«Знакомство с профессией пожарного.
Чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки»
Программное содержание:
Формировать общие представления о разных видах взрослых. Познакомить детей с профессией пожарного, дать детям знания о содержание его труда. Подвести к тому, как опасно играть со спичками, что может быть, когда огонь бывает злым. Дать детям знания о пожарных собаках. Воспитывать внимание, любознательность.
Методы и приёмы: беседа, рассматривание иллюстраций, чтение, заучивание стихотворений, отгадывание загадки.
Словарная работа: пожарный, автонасос, пожарный рукав, каланча, загорелся, обогрел.
Материалы: рассматривание иллюстраций в книгах: Т. Кинько «Наш номер 01», а А. Шевченко «Как ловили уголька», Пожарная машина (игрушка), рассказ Л. Толстого «Пожарные собаки».
Ход занятия:
Вступительная беседа
- Дети, какие вы знаете профессии, кем работают ваши родители?
(врач, учитель, строитель, пожарный, повар, продавец, воспитатель)
- Загадываю загадку: «С огнём бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники)
- Вот сегодня на занятии мы и познакомимся с этой профессией пожарного. (Рассказываю кто такие пожарные)
- Почему возникают пожары? (игра со спичками)
- Правильно, но пожары возникают по разным причинам. (Рассказываю детям из-за чего могут случаться пожары)
- Если где-то возник пожар, люди сообщают по телефону. Вы знаете какой номер телефонной службы?
- 01!
- Дежурный у пульта принимает сообщения о пожаре. Тревога! Громкоговоритель называет адрес. Времени на сборы в обрез. Счёт пошёл на секунды. Отличный пожарный одевает боевое снаряжение за 18 секунд и садится в пожарную машину. Пожарные автомобили-красные с белым. С красным свет, им уступают дорогу машины и пешеходы. Пожарные тушат пожары водой или пеной, применяют при этом автонасос и пожарный рукав. Пожарный рукав – это толстый шланг их особой ткани. Толстый он, когда наполняется водой и похож он тогда на тропического змея – удава.
- Опасен труд пожарного. От ожогов его защищает одежда из специальной ткани, маска, обувь, рукавицы. Голову от ударов прикрывает стальная каска. В ядовитом дыму он тоже не отступит. Воспользуется противогазом.
- Есть у пожарных и поезда. В одном вагоне – насосная стация, в другом пожарный автомобиль. Воду пожар везут в металлических цистернах. В таком поезде есть все, что нужно для схватки с пламенем. К горящей станции или составу его домчит дежурный локомотив. Это целая пожарная часть на рельсах!
- Дети, а как вы думаете, какой ещё транспорт помогает пожарным, если нет дороги для поезда, машин?
- Молодцы, правильно вы сказали. Торопятся пожарные не только по земле, но и по воздуху. Иной раз им приходится спускаться на пожар прямо с неба. Без парашюта или веревочной лестницы тут уж никак не обойтись. С самолётов и вертолётов ведут, например, наблюдения за лесом. А вспыхни пожар – они доставят спасательные отряды в самую непроходимую часть леса, куда ни один автомобиль без дороги не проедет.
Физминутка
- Дети, как вы думаете, чем занимаются пожарные, когда нет пожаров?
- Правильно, они тренируются, соревнуются в скорости, силе, ловкости. Иначе им нельзя. Слишком опасен их труд! Всегда нужно быть в боевой готовности. Новые знания пожарные закрепляют на учениях. Службу пожарных можно сравнить с военной. И дисциплина, смекалка, взаимовыручка у них – настоящие, армейские, не раз испытанные в огне!
- Дети, сейчас вы услышали и увидели на картинках о профессии пожарного в наше время. Теперь я вам немного расскажу, как раньше, в далёком прошлом пожарные боролись с огнём и кто им помогал. В каждом городе была высокая башня, она называлась – каланча. С неё издали был виден пожар, где огонь, там и дым. Пожарных машин тогда не было. Помогали им лошади с повозками. А на повозках возили бочки с водой, лестницы. Лошади самые лучшие, самые резвые! Чтобы мигом на пожар примчали, пока разгуляться не успел. Отсюда и пошло: «Лететь как на пожар!». Спешили, мчались во весь опор, в колокол трезвонили (показ картинок)
- Ещё пожарным в старые давние времена помогали пожарные собаки, и кто они такие эти пожарные собаки и как они помогали при пожарах вы услышите из рассказа Л. Толстой «Пожарные собаки».
Чтение рассказа.
- Словарная работа: спасать, загорелся, обгорел.
- Вопросы после чтения:
1) Как называется рассказ, кто его написал?
2) Как называются собаки, которые помогали пожарным при пожарах?
3) Что делают пожарные собаки?
4) К чему приучены они?
5) Кого спас Боб?
6) Почему народ смеялся, когда Боб ещё раз вышел из горящего дома?
Проблемная ситуация.
- Придумайте предложения, которые должны начинаться со слов – на, до,можно, нельзя. (например: надо утром делать зарядку.)
- Послушайте такое стихотворение и постарайтесь его запомнить:
Надо, можно и нелья – Можно с другом погулять
Вам знакомые слова. Но нельзя без разрешенья
Надо маме помогать Нам со спичками играть.