СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Курая»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пополнить знания детей о башкирском национальном инструменте- курай.

Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Курая»»


Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Курая»

Задачи:

Образовательные: Пополнить знания детей о башкирском национальном инструменте- курай, рассказать о его происхождении; учить узнавать звучание курая в разных в разных жанрах музыки. Закрепить умение  выражать свои эмоции в мимике через прослушивание музыкальных произведений,

Развивающие:развивать познавательный интерес к культуре башкирского народа, развивать и обогащать словарный запас детей различными видами фольклора: пословицами, загадками, считалками, а также выразительность речи, творческие способности, любознательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к народным играм и сказкам,а также любовь к Родине и музыкальному искусству своего народа.

Материалы и оборудование: Музыкальный инструмент-курай, макет растения-курай, слайды: ковер-самолет, 3 объекта природы Башкортостана, запись нескольких мелодий курая: веселой, грустной, тревожной; пословицы, загадки, считалки.


Ход ООД:
Введение в игровую ситуацию:

В: Здравствуйте девочки и мальчики! Предлагаю вам отправиться со мной в путешествие. Хотите? (Да.) А куда мы отправимся, вы дожны узнать, отгадав загадку:

Голос птиц, мелодия рассвета,

Все передает тростинка эта.

Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка. (Курай.)

( Показывает курай.)

-Правильно. Значит куда мы отправляемся?

- В страну Курая.

-И полетим мы с вами на ковре-самолете. (Слайд 1)

Мотивационная игра.

(Звучит музыка)

Вот мы с вами летим на ковре-самолете, а внизу мы видим свою Родину-Республику Башкортостан. Как прекрасен наш край! Очень красива природа нашего родного Башкортостана. (Слайд 2-4)

Восприятие художественной литературы:

Башкирия, 
Моя земля и небо, 
Моя любовь, 
Moй соловьиный край!.. 
Мне жаль того, 
Кто здесь ни разу не был, 
Мне жаль того, 
Кому не пел курай.

 (Геннадий Молодцов) 

Сейчас мы с вами приземлимся на Южном Урале. Совершаем посадку.
(Звучит мелодиякурая.) Послушайте какие прекрасные напевы. Как вы думаете какой инструмент так красиво звучит? (Курай)

Поиск выхода из затруднения или открытие новых знаний.

-А что это за инструмент?

-Курайэто национальный башкирский музыкальный инструмент.

-А сейчас я предлагаю послушать несколько мелодий курая и сказать чем они отличаются?

(Звучит несколько мелодий курая: веселая, грустная, тревожная.)

Музыка может изменить настроение человека?(Да.) Какое настроение бывают у людей? (Радость, страх, злость, печаль, удивление)

Как мы можем определить настроение человека?( По мимике, лицу)

Какие чувства вызвала у вас первая мелодия? (Радость, веселье.)

Покажите мимику к первой мелодии.

Какие чувства вызвала у вас вторая мелодия? (Грусть, печаль.)

Покажите мимику ко второй мелодии.

А третья мелодия какие чувства вызвала у вас?( Тревогу, испуг)

Покажите.

Наше путешествие продолжается. Летим, летим. Ой, а я что-то вижу внизу.

Давайте приземлимся.

Затруднение в игровой ситуации (осознаем, что мы что-то ещё не знаем/не умеем)

Коммуникативная деятельность

(На поляне макет растения курай). Подходят к нему. Воспитатель показывает растение.

В-ль: Курай–это национальный башкирский музыкальный инструмент. Курай является одним из самых древних духовых инструментов.Появился он очень давно, а когда точно никто не знает. Сама природа нам подарила его, а растение из которого изготавливают курай, так и называется — КУРАЙ (курай улэне).Его изготавливают из тростника который растет только на Южном Урале,среди гор, на полянах. А кто видел это растение?

Малика: Я видела летом в лесу.Это растение называетсяРеброплодник уральский или Дудник.Посмотрите, оно похоже на зонтик, летом цветет, а осенью начинает высыхать, срезают под корень, чистят от стебельков, сушат, затем вырезают 4-отверстия, и 5-ю с обратной стороны.

В-ль: А что еще вы знаете о курае?

Рамиля: На курае исполняют плясовые наигрыши,марши,народные протяжные мелодии. Цветок растения курай, является частью государственной символики Башкортостана, его семь лепестков олицетворяют союз семи древнебашкирских племён. А мы с вами живем в дружной многонацональной республике.

В-ль: Как вы думаете, где мы можем встретить изображение курая?

Надия: Его золотое соцветие стало национальной эмблемой башкирского флага и герба, где он символизирует древо жизни и семь родов.Курай не просто звучит, его полет звука- это рассказ о богатом прошлом башкирского народа. А каких известных кураистов вы знаете? ( ЮмабайИсянбаев, ИшмуллаДильмухаметов, Сайфулла Дильмухаметов, Азат Аиткулов.)

Башкиры никогда не расставались со своим кураем. И на праздниках, и на войне курай был вместе с ними. О нем слагали песни,такмаки, загадки, пословицы и поговорки. А вы знаете их? (Ответы детей)

Пословицы и поговорки:

-У кого нет курая, нет мелодии, у кого нет мелодии нет жизни.

- Заставляет плясать не курай, а его мелодия.

- Все продай, купи курай.

В: А может кто загадки знает

Загадки:

- Дитя во поле растет, принесешь домой-поет.(Курай)

-Я его у леса срезал

Я на нем пять дырок сделал

Начал дуть да подувать,

Стал он песни напевать. (Курай)

Двигательная деятельность

Импровизация:

На поляне макет растущего курая. Мальчик срезает курай.

Мальчик: Курай!

Девочка: Да.

Мальчик: Где ты рос?

Девочка: В лесу.

Мальчик: Кто тебя срезал?

Девочка: Кураист.

Мальчик: Зачем?

Девочка: Для игры.

(Мальчик импровизирует игру на курае.Звучит мелодия курая.)

Воспитатель: Ну-ка, дети, не ленитесь,

И в круг быстро становитесь.

Веселитесь от души,

Под курай наш попляши.

(Дети выполняют танцевальные движения)

 Самостоятельное применение нового в игровых ситуациях.

Дети мы с вами отдохнули немного, а теперь обратно в путь. Летим дальше. Давайте остановимся и поиграем.

Башкирская народная подвижная игра «Курай»

Водящего выбирают по считалочке:

Ушла зима, пришла весна

Прилетели гуси с юга.

Снег растаял и слышна

По округе песня плуга.

После стужи, наконец,

Под окном запел скворец.

Трясогузка стала петь.

Ты оставайся, а тебе –лететь.

(Башкирский народный фольклор)


Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка, он ходит в противоположную сторону.

Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова:

«Услыхали наш курай,

собрались мы все сюда.

Наигравшись с кураистом,

разбежались кто куда.

Хай, хай, хай, хай!

На зеленом, на лугу

Мы попляшем под курай,

Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:

«Ты, курай задорный, веселей играй.

Тех, кто лучше пляшет, выбирай»

Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.

Правила: разбегаться только после окончание слов.

Повторение и развивающие задачи.

Продолжим наше путешествие и приземлимся в сказку.

Драматизация сказки «Курай»(отрывок)


Ведущий: В давние времена жил на земле злой и жестокий хан Усалбай. У него была странная привычка брить голову наголо. И для этого дела он каждую неделю призывал к себе молодого егета. И никому еще не удавалось возвратиться назад от жестокого хана.

Убранство башкирской юрты.

Ведущий: В этом селе жила бедная женщина. Было у нее три сына. Двух сыновей она уже проводила к хану и они, как и все, не вернулись домой не живыми ни мертвыми… Настал черед и младшего сына егета Азамата.

Появляется мать (эсей).

Эсей: О, горе мне, горе! Хан призвал к себе моего третьего сына! Моего любимого Азамата! Двое сыновей уже погибли от рук злодея, о Боже мой! Что же будет с моим сыночком, с моим маленьким Азаматом?

Азамат: Эсей, не грусти и не плачь. Даст Бог – все будет хорошо. Лучше собери-ка мне чего-нибудь поесть в дорогу. Ведь путь мне предстоит не близкий.

Эсей: Сейчас, сейчас! (Ищет). Ой, да в доме не осталось ничего из еды. Постой, вот здесь есть немного муки (показывает муку в чашке). Замешу-ка я лепешку на материнском молоке. (месит тесто, музыка).

Азамат: Эсей, мне пора в путь-дорогу. Не плачь и не грусти, береги себя!

Эсей: Вот, возьми эту лепешку, я замесила ее на своем грудном молоке, она утолит твой голод и поможет тебе в трудную минуту.

Азамат:Спасибо, эсей, может и свидимся! (обнимаются, прощаются. Эсей уходит)

Ведущий: Преодолевая страх, пришел Азамат во дворец к хану. Он вошел в зал, где сидел злой и жестокий хан Усалбай.

Азамат: Здравствуй, великий хан! Я пришел, как ты и велел.

Хан: Эй, слуга! Принеси все, что нужно! Быстро!

Слуга: Слушаюсь и повинуюсь, мой хан!

Слуга приносит бритву и полотенце, дает Азамату.

Хан: А теперь сними шапку и побрей мне голову.

Ведущий: Собрав всю свою смелость, Азамат принялся за дело. Каково же было удивление Азамата, когда он снял с хана шапку и увидел, что на голове у хана растет огромный рог! Скрывая свое удивление, Азамат все же побрил голову хану. А хан тем временем сказал:

Хан: Что, удивлен!? Да, у меня на голове растет рог! И никто, слышишь, никто не узнает об этом! А сейчас подожди меня здесь.

Ведущий: Сказав об этом, хан вышел из комнаты.

Азамат: Ах, как же я проголодался, где там моя лепешка! (достает лепешку, ест).

Азамат: Спасибо, эсей, вкусная лепешка!

Ведущий: В это время в комнату вошел хан.

Хан: Что это ты ешь? А ну дай и мне кусочек попробовать!

Азамат: Угощайся, великий хан!

Хан: Вкусно! А что это такое?

Азамат:Это лепешка, моя мать замесила ее на своем грудном молоке, наверно, поэтому она такая вкусная.

Хан: Что!? Раз я съел эту лепешку, значит теперь я стал твоим молочным братом?

Ведущий: Тогда хан понял, что не может пролить кровь этого юноши, т.к. они теперь молочные братья… И решил хан отправить Азамата так далеко в лес, откуда еще никто не возвращался.

Занавес закрывается. Декорации леса.

Ведущий: И отправился Азамат бродить по дальним просторам.(звучит грустная музыка). Очень тосковал он по родным краям.

Азамат: Как же плохо вдали от родного дома, как же тоскую я в чужих краях… (ложится)

Ведущий: Однажды он лежал на траве и уснул. Вдруг он услышал во сне красивую мелодию.

Ведущий: Азамат долго слушал диковинную музыку, а потом пошел на звук. Он шел, шел, пока не понял, что звуки издает обычное растение.

Азамат: Ой, да это же обыкновенный тростник! Как же он красиво звучит!

Ведущий: сорвал он тростник и стал дуть в него, мелодия стала еще красивее.

Азамат: Я назову тебя кураем!

Ведущий: Отправился Азамат искать родные края и играл в курай родные напевы. Теперь ему небыло так тоскливо и одиноко.

Азамат: Курай, курай, подскажи мне, где мой край? (идет и играет)

Ведущий: И оказался он в родных местах!

Декорации дома, деревни.

Азамат: А вот и родная деревня!!! Наконец-то я вернулся! Эсей, выходи встречать своего сына живым и здоровым!

Выбегает под музыку эсей.

Эсей: Азамат! Улым, ты вернулся! (обнимает). Как тебе это удалось?

Азамат:Я узнал тайну хана Усалбая. Теперь я расскажу всем о проделках злого хана и он не посмеет обидеть больше ни одного человека!

Ведущий: Хан Усалбай был свергнут народом, люди зажили мирно и счастливо, а курай с тех пор стал любимым инструментом башкирского народа.

Итог занятия.

Вот и настало время возвращаться в группу.

Что нового узнали во время путешествия? Что особенно вам понравилось?


(Воспитатель подготовительной к школе

группы: А.А.Мамбетова)



Дидактическая игра «Придумай портрет»

Цель игры: закреплять навыки детей в умении определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям-пиктограммам. Развивать способность детей в создании выразительного образа. Дидактический материал: карточки-пиктограммы с графическим изображением эмоций человека. Вырезанные овалы лица 15х15 см. с нарисованным носом, а т.ж.части лица, разные прически. Наборы одинаковые для каждого ребенка в конвертах. Цветные фишки для оценки работы. Ход игры: Воспитатель предлагает детям за определенное время (2-3 минуты) разложить на столах перед собой части лица (доброго, веселого, злого, грустного) ; первый, выполнивший задание, получает фишку. Затем воспитатель берет в руки карточку-пиктограмму и предлагает детям и объяснить, какое состояние человека они собрали, почему они так считают. На выполнение этого задания отводится 3-4 минуты. Фишку получает тот ребенок, который правильно смог передать эмоциональное состояние, дополнительные фишки получают дети, которые смогли красочно рассказать об этом состоянии

















Ведущий: В давние времена жил на земле злой и жестокий хан. У него была странная привычка брить голову наголо. И для этого дела он каждую неделю призывал к себе молодого егета. И никому еще не удавалось возвратиться назад от жестокого хана.

Появляется мать (эсей).

Эсей: О, горе мне, горе! Хан призвал к себе моего третьего любимого сына! Двое сыновей уже погибли от рук злодея, о Боже мой! Что же будет с моим сыночком?

Егет: Эсей, не грусти и не плачь. Даст Бог – все будет хорошо. Лучше собери-ка мне чего-нибудь поесть в дорогу. Ведь путь мне предстоит не близкий.

Эсей: Сейчас, сейчас! (Ищет). Ой, да в доме не осталось ничего из еды. Постой, вот здесь есть немного муки (показывает муку в чашке). Замешу-ка я лепешку на материнском молоке. (месит тесто, музыка).

Егет: Эсей, мне пора в путь-дорогу. Не плачь и не грусти, береги себя!

Эсей: Вот, возьми эту лепешку, я замесила ее на своем грудном молоке, она утолит твой голод и поможет тебе в трудную минуту.

Егет: Спасибо, эсей! (обнимаются, прощаются. Эсей уходит)

Ведущий: Преодолевая страх, пришел егет во дворец к хану. Он вошел в зал, где сидел злой и жестокий хан.

Егет: Здравствуй, великий хан! Я пришел, как ты и велел.

Хан: Эй, слуга! Принеси все, что нужно! Быстро!

Слуга: Слушаюсь и повинуюсь, мой хан!

Слуга приносит бритву и полотенце, дает парню.

Хан: А теперь сними шапку и побрей мне голову.

Ведущий: Собрав всю свою смелость, егет принялся за дело. Каково же было его удивление, когда он снял с хана шапку и увидел, что на голове у хана растет огромный рог! Скрывая свое удивление, он все же побрил голову хану. А хан тем временем сказал:

Хан: Что, удивлен!? Да, у меня на голове растет рог! И никто, слышишь, никто не узнает об этом! А сейчас подожди меня здесь.

Ведущий: Сказав об этом, хан вышел из комнаты.

Егет: Ах, как же я проголодался, где там моя лепешка! (достает лепешку, ест).

Егет:Спасибо, эсей, вкусная лепешка!

Ведущий: В это время в комнату вошел хан.

Хан: Что это ты ешь? А ну дай и мне кусочек попробовать!

Егет: Угощайся, великий хан!

Хан: Вкусно! А что это такое?

Егет:Это лепешка, моя мать замесила ее на своем грудном молоке, наверно, поэтому она такая вкусная.

Хан: Что!? Раз я съел эту лепешку, значит теперь я стал твоим молочным братом?

Ведущий: Тогда хан понял, что не может пролить кровь этого юноши, т.к. они теперь молочные братья… И решил хан отправить егета далеко в лес, откуда еще никто не возвращался.

Ведущий: И отправился Азамат бродить по дальним просторам.(звучит грустная музыка). Очень тосковал он по родным краям.

Егет: Как же плохо вдали от родного дома, как же тоскую я в чужих краях… (ложится)

Ведущий: Однажды он лежал на траве и уснул. Вдруг он услышал во сне красивую мелодию. Азамат долго слушал диковинную музыку, а потом пошел на звук. Он шел, шел, пока не понял, что звуки издает обычное растение.

Егет: Ой, да это же обыкновенный тростник!(Срывает тростник и дует в него) Как же он красиво звучит! Я назову тебя кураем!

Ведущий: И заиграл он в курай родные напевы. Теперь ему небыло так тоскливо и одиноко.

Егет: Курай, курай, подскажи мне, где мой край? (идет и играет)

А вот и родная деревня!!! Наконец-то я вернулся! Эсей, выходи встречать своего сына живым и здоровым!

Выбегает под музыку эсей.

Эсей: Улым, ты вернулся! (обнимает). Как тебе это удалось?

Егет: Я узнал тайну злого хана. Теперь я расскажу всем о его проделках он не посмеет обидеть больше ни одного человека!

Ведущий: Хан был свергнут народом, люди зажили мирно и счастливо, а курай с тех пор стал любимым инструментом башкирского народа.