МБДОУ детский сад №8 «Звёздочка»
Конспект ООД с элементами
обучения детей старшего дошкольного возраста
игре в шахматы
«Страна шахмат»
ст. Егорлыкская
Ростовская область
Подготовила:
воспитатель
Пархомова Н.А.
Цель и задачи занятия:
закреплениеназванийшахматныхфигуриправилихдвижения;
повторить,каквыглядят икакграмотно называютсяшахматные фигуры;
закрепитьправилаигры;
прививатьинтерескмудройиполезнойдляобщегоразвития игре;
обучитьшахматнымтерминам;
вызыватьинтерескигрев шахматы.
Материал к занятию:бумага в крупную клеточку, 32 черных квадратика на каждого ребёнка, клей.
Демонстрационный:игровоешахматноеполе,шахматныефигуры.
Ход занятия
Организационныймомент
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А на чем можно путешествовать?- На самолете, на корабле, на велосипеде, на машине.– Правильно, но сегодня мы отправимся в необычное путешествие! А в необычное путешествие можно отправиться на чем? - на ковре самолете.
Воспитатель:- Прежде чем мы отправимся в путь, давайте скажем наш девиз:
На ковре самолете Отправляемся мы в путь Знания,смекалку,ловкость Взять с собой не позабудь.
Ребята,давайтепосчитаем!-1,2, 3,…,10 полетели…Ура!(Звучитмузыка).
часть.«Прочитатьназвание города»
Воспитатель:-Посмотрите,мынаместевнеобычномгороде.Какжеон называется? Надо собрать название, поставив кубики по порядку от 1 до 15.
Так, вокруг все оглядимся. Разноцветия тут нет, Только черно-белый цвет. Клеткитутвезде,квадраты, Почему же так, ребята?
Прочитайте, чтополучилось?
часть.«Угадай»
Воспитатель:-Ребятасмотрите,передгородомворота (картина шахматной доски, нарисованная на ватмане, или показ на слайде).Пройти в ворота сможем, если угадаем, что за рисунок на воротах? (ответы детей)
часть.Игра«Назовифигуру»
ВходитЦарьМудрец.
Царь Мудрец:- Я царь Мудрец.Добро пожаловать гости дорогие. В моем городе произошло несчастье, злой колдун заколдовал всех шахматных фигур, и они не знают, как их зовут. Чтобы восстановить справедливость необходимо вспомнить название шахмат.
Дети на ощупь определяют и называют попавшуюся фигуру (ферзь, король, ладья, слон, конь, пешка) из мешочка.
ЦарьМудрец:-Молодцы,спасибоза помощь.
часть.«Шахматныезагадки»
ЦарьМудрец:-Сейчасяваспроверю,каквыумеетеотгадыватьшахматные загадки.
Одинразпогибает,адвараза родится.
(Пешка)
Неживётвзверинце, Не берёт гостинцы,
По косой он ходит Хоботомонводит. (Слон)
Продвигается не косо и не прямо,Абуквой«Г»-такшахматистыговорят. (Конь)
5.Стоюнасамомкраю, Пусть откроют – пойду. Только прямо хожу,Как зовут, не скажу. (Ладья)
Гладкийлюблюя,расчищенныйпуть, На шаг в любую сторону могу шагнуть! (Король)
Онможетходить, какЛадьяикакСлон–
Ипрямо, инаискосок.
Направо,налево,вперёдиназад… А бьёт он и вдаль и в упор.
Оноченьопасенвблизиивдали– Ты больше вниманья ему удели. (Ферзь)
Не люди, не звери, не часы, а ходят?
(Шахматныефигуры)
Какойкорольнеумеет говорить?
(Шахматный)
Надоскеестьуменя двелошадки- два… (коня).
Царь Мудрец:- Правильно отгадали загадки, я очень рад. Рады встречи с вами и шахматные фигуры, они правильно встали на шахматную доску.(Показ слайда)
Воспитатель:-Царь Мудрец, ребята немного устали с дороги и хотят провести физминутку.
ЦарьМудрец:-Хорошо!
-Асейчасмы свамипревратимсявпешек:
Ну-ка,пешки,поиграем. Головой мы повращаем
Вправо – влево, апотом (вращение головой)
3-4, приседаем,
Нашиножкиразомнём. (приседание)
1,2,3 - на местешаг.
Всталипешкидружновряд. Мы размялись от души,
Застолымывновьспешим. (садятсяза столы)
часть.Игра«Вопросыиз шахматнойшкатулки»
Царь Мудрец: - Шахматные фигуры приготовили для вас вопросы, хотятвас проверить.
Какходитпешка?(только вперед)
Какбьёт пешка?(наискосок)
Еслидальнейшемупередвижениюпешкимешаетпешкапротивника(стоит на её пути),можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа? (нет)
Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях?(да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
Гдестоят ладьина доске доначала игры?(по краям)
Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход?(нет, только одну фигуру)
Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска?(белопольныеичернопольные)
Какаяфигуранеможетвстатьнабелыеполя?(чернопольный слон)
Междукакимифигураминадоскестоитконь?
Чем конь отличается от всех остальных фигур?(ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
ЦарьМудрец:-Молодцы ребята.
часть.Аппликация«Шахматнаядоска» Царь Мудрец:
Чтовывидитенадоске?(Ответыдетей)
Одинаковыелиэтиквадратики?(Ответыдетей)
Чемониотличаются?(Ответы детей)
Вы правы по размеру квадратики действительно одинаковые, а вот цветом ониотличаютсяотдругдруга-белыеичерныеклеточки.Аназываютсяони
поля. Теперь сосчитаем, сколько тех и других. Выберите для себя цвет квадратиков и посчитайте их.
Сколькоувасполучилосьбелыхквадратиков?(Ответыдетей)
Асколькочерных?(Ответы детей)
Видите,ибелыхичерныходинаковоеколичество -32,авсегоих64штуки.
Иликакправильносказать64поля.
Атеперьзапомните:Шахматнаядоскаимеет64клеточки.
Ребята, я вам предлагаю составить самим шахматную доску из приготовленных для вас черных квадратиков. Перед вами в клетку белый лист бумаги, на ней расположите черные квадратики, чтобы получилась шахматная доска. (На слайде показать образец шахматной доски)
Воспитатель:-Ребята,вампонравилосьвшахматнойстране?(Ответы детей)
Царь Мудрец: -Вот спасибо вам ребята, выручили вынас.Без подарков явас не отпущу, прилетайте снова к нам, будем с вами мы дружить.
Воспитатель:-Спасибо,ЦарьМудрец,нампоравозвращатьсявсад.
Садимсянаковерсамолетивобратныйпуть.Ребята,давайтепосчитаем!
Толькотеперьобратныйсчет-10,9,8,…,0полетели…Ура!(звучит музыка).
Всеребята молодцы.