СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект ООД с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи занятия:

закрепление названий шахматных фигур и правил их движения;

повторить,каквыглядят и как грамотно называютсяшахматные фигуры;

закрепить правила игры;

  • прививатьинтерескмудройиполезнойдляобщегоразвития игре;
  • обучитьшахматнымтерминам;
  • вызыватьинтерескигрев шахматы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД с элементами обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы «Страна шахмат»»


МБДОУ детский сад №8 «Звёздочка»








Конспект ООД с элементами

обучения детей старшего дошкольного возраста

игре в шахматы

«Страна шахмат»

































ст. Егорлыкская

Ростовская область
















Подготовила:

воспитатель

Пархомова Н.А.




Цель и задачи занятия:


  • закреплениеназванийшахматныхфигуриправилихдвижения;

  • повторить,каквыглядят икакграмотно называютсяшахматные фигуры;

  • закрепитьправилаигры;

  • прививатьинтерескмудройиполезнойдляобщегоразвития игре;

  • обучитьшахматнымтерминам;

  • вызыватьинтерескигрев шахматы.

Материал к занятию:бумага в крупную клеточку, 32 черных квадратика на каждого ребёнка, клей.

Демонстрационный:игровоешахматноеполе,шахматныефигуры.

Ход занятия

Организационныймомент

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А на чем можно путешествовать?- На самолете, на корабле, на велосипеде, на машине.– Правильно, но сегодня мы отправимся в необычное путешествие! А в необычное путешествие можно отправиться на чем? - на ковре самолете.

Воспитатель:- Прежде чем мы отправимся в путь, давайте скажем наш девиз:

На ковре самолете Отправляемся мы в путь Знания,смекалку,ловкость Взять с собой не позабудь.

  • Садитесьивпуть….Ачтоэтослучилось?Почемуэтомынелетим?

Ребята,давайтепосчитаем!-1,2, 3,…,10 полетели…Ура!(Звучитмузыка).

  1. часть.«Прочитатьназвание города»

Воспитатель:-Посмотрите,мынаместевнеобычномгороде.Какжеон называется? Надо собрать название, поставив кубики по порядку от 1 до 15.

Так, вокруг все оглядимся. Разноцветия тут нет, Только черно-белый цвет. Клеткитутвезде,квадраты, Почему же так, ребята?

Прочитайте, чтополучилось?

  • Шахматнаястрана

  1. часть.«Угадай»

Воспитатель:-Ребятасмотрите,передгородомворота (картина шахматной доски, нарисованная на ватмане, или показ на слайде).Пройти в ворота сможем, если угадаем, что за рисунок на воротах? (ответы детей)

  1. часть.Игра«Назовифигуру»

ВходитЦарьМудрец.

Царь Мудрец:- Я царь Мудрец.Добро пожаловать гости дорогие. В моем городе произошло несчастье, злой колдун заколдовал всех шахматных фигур, и они не знают, как их зовут. Чтобы восстановить справедливость необходимо вспомнить название шахмат.

Дети на ощупь определяют и называют попавшуюся фигуру (ферзь, король, ладья, слон, конь, пешка) из мешочка.

ЦарьМудрец:-Молодцы,спасибоза помощь.

  1. часть.«Шахматныезагадки»

ЦарьМудрец:-Сейчасяваспроверю,каквыумеетеотгадыватьшахматные загадки.

    1. Одинразпогибает,адвараза родится.

(Пешка)

    1. Неживётвзверинце, Не берёт гостинцы,

По косой он ходит Хоботомонводит. (Слон)

    1. Продвигается не косо и не прямо,Абуквой«Г»-такшахматистыговорят. (Конь)

5.Стоюнасамомкраю, Пусть откроют – пойду. Только прямо хожу,Как зовут, не скажу. (Ладья)

    1. Гладкийлюблюя,расчищенныйпуть, На шаг в любую сторону могу шагнуть! (Король)

    2. Онможетходить, какЛадьяикакСлон–

Ипрямо, инаискосок.

Направо,налево,вперёдиназад… А бьёт он и вдаль и в упор.

Оноченьопасенвблизиивдали– Ты больше вниманья ему удели. (Ферзь)

    1. Не люди, не звери, не часы, а ходят?

(Шахматныефигуры)

    1. Какойкорольнеумеет говорить?

(Шахматный)

    1. Надоскеестьуменя двелошадки- два… (коня).

Царь Мудрец:- Правильно отгадали загадки, я очень рад. Рады встречи с вами и шахматные фигуры, они правильно встали на шахматную доску.(Показ слайда)

Воспитатель:-Царь Мудрец, ребята немного устали с дороги и хотят провести физминутку.

ЦарьМудрец:-Хорошо!

-Асейчасмы свамипревратимсявпешек:

Ну-ка,пешки,поиграем. Головой мы повращаем

Вправо – влево, апотом (вращение головой)

3-4, приседаем,

Нашиножкиразомнём. (приседание)

1,2,3 - на местешаг.

Всталипешкидружновряд. Мы размялись от души,

Застолымывновьспешим. (садятсяза столы)

  1. часть.Игра«Вопросыиз шахматнойшкатулки»

Царь Мудрец: - Шахматные фигуры приготовили для вас вопросы, хотятвас проверить.

    1. Какходитпешка?(только вперед)

    2. Какбьёт пешка?(наискосок)

    3. Еслидальнейшемупередвижениюпешкимешаетпешкапротивника(стоит на её пути),можно ли перепрыгнуть через неё или обойти слева, справа? (нет)

    4. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях?(да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)

    5. Гдестоят ладьина доске доначала игры?(по краям)

    6. Может ли ладья побить сразу две пешки, за один ход?(нет, только одну фигуру)

    7. Какие бывают слоны у чёрного и у белого войска?(белопольныеичернопольные)

    8. Какаяфигуранеможетвстатьнабелыеполя?(чернопольный слон)

    9. Междукакимифигураминадоскестоитконь?

    10. Чем конь отличается от всех остальных фигур?(ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)

ЦарьМудрец:-Молодцы ребята.

  1. часть.Аппликация«Шахматнаядоска» Царь Мудрец:
  • Чтовывидитенадоске?(Ответыдетей)

  • Одинаковыелиэтиквадратики?(Ответыдетей)

  • Чемониотличаются?(Ответы детей)

  • Вы правы по размеру квадратики действительно одинаковые, а вот цветом ониотличаютсяотдругдруга-белыеичерныеклеточки.Аназываютсяони

поля. Теперь сосчитаем, сколько тех и других. Выберите для себя цвет квадратиков и посчитайте их.

  • Сколькоувасполучилосьбелыхквадратиков?(Ответыдетей)

  • Асколькочерных?(Ответы детей)

  • Видите,ибелыхичерныходинаковоеколичество -32,авсегоих64штуки.

Иликакправильносказать64поля.

  • Атеперьзапомните:Шахматнаядоскаимеет64клеточки.

  • Ребята, я вам предлагаю составить самим шахматную доску из приготовленных для вас черных квадратиков. Перед вами в клетку белый лист бумаги, на ней расположите черные квадратики, чтобы получилась шахматная доска. (На слайде показать образец шахматной доски)

Воспитатель:-Ребята,вампонравилосьвшахматнойстране?(Ответы детей)

Царь Мудрец: -Вот спасибо вам ребята, выручили вынас.Без подарков явас не отпущу, прилетайте снова к нам, будем с вами мы дружить.

Воспитатель:-Спасибо,ЦарьМудрец,нампоравозвращатьсявсад.

  • Садимсянаковерсамолетивобратныйпуть.Ребята,давайтепосчитаем!

Толькотеперьобратныйсчет-10,9,8,…,0полетели…Ура!(звучит музыка).

  • Вотмыидома.Понравилосьвамнашепутешествие?Ачтобольшевсего?

Всеребята молодцы.