СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект ООД «Воздух-невидимка» в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке собраны 6 опытов, которые позволяют наглядно расказать детям о свойствах воздуха.

Просмотр содержимого документа
«Конспект ООД «Воздух-невидимка» в старшей группе»

Конспект ООД «Воздух-невидимка» в старшей группе.

Задачи:
- Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, сила. 
- Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности. 
- Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде. 
Материалы: фартуки, шапочки, мнемотаблица в виде шариков, стаканы, трубочки, пакеты, дудочка, свистулька, резиновые игрушки, воздушный шар, перчатка резиновая, емкости с водой.

Ход занятия

Воспитатель:
Игра на общение .
Ты мой друг и я твой друг.

Мы с тобою встали в круг. 
«Здравствуйте! » все вместе скажем. 

Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО! 

Ребята проходят на стульчики.

Основная часть.
Воспитатель:

Один, два, три, четыре, пять, 
Вы хотите поиграть? 
Я открою Вам секреты, 
Только нужно знать при этом, 
Нужно: внимательно слушать, 
На вопросы отвечать, 
Друг другу помогать. 
Отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать, 
Чтобы шарик надувать. 
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух) 

Воспитатель: Вы хотите узнать про воздух много интересного? Тогда мы отправляемся в лабораторию. Для этого нужно закрыть глаза и представить лабораторию, которую вы все видели в мультике про фиксиков. (Дети закрывают глаза и по просьбе воспитателя их открывают)

Воспитатель:Вот мы с вами в лаборатории. 
Воспитатель: Что делают в лаборатории? 
Ответы детей (…)
Воспитатель: Правильно, проводят опыты и эксперименты. 
Воспитатель: А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории? 
Ответы детей (…):
- соблюдать тишину, не баловаться;

- аккуратно обращаться с посудой;

- ничего не пробовать на вкус;

- не мешать друг другу;

- слушать старшего научного сотрудника.

- внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод. 


Воспитатель: Итак, маленькие исследователи, нас ждут новые интересные открытия. 
Чтоб природе другом стать, 
Тайны все её узнать, 
Все загадки разгадать. 

Научиться наблюдать, 
Будем вместе развивать качество –

внимательность, 
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доске – шарики с секретом. Мы с вами попробуем разгадать все секреты. 
А помогут нам в этом: глаза, нос, рот, уши, руки. Поиграем в игру «Кому нужен воздух?» Я называю слова, если ответ положительный, вы хлопаете в ладоши, если отрицательный – не хлопаете. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока.) 
Воспитатель: Кому нужен воздух? 

Дети: Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы.
Воспитатель: Как вы думаете, в нашей группе есть воздух?

Дети: Да.

Воспитатель: Правильно, иначе мы не смогли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолётах есть воздух. 
Воспитатель: Мы его видим? Посмотрите кругом вы его видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: Значит он – невидимка. 
В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей) 
Эксперимент № 1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. 
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? (Предположения детей)
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. Значит, с помощью трубочки и ёмкости с водой мы смогли увидеть воздух. 


В: Ребята, а давайте попробуем поймать воздух ладошками! Получилось? (Нет) А почему? (Ответы детей) Может все же кто-нибудь знает, как можно поймать воздух? Подумайте (Предположения детей) 
А я знаю один способ. 
Эксперимент № 2 «Как поймать воздух?»
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты. Они пустые. Давайте попробуем поймать воздух. Возьмём пакеты, взмахнём, скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый).

 Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка) 

В: Мы воздух не видим, но мы можем его почувствовать.
Возьмите палочку и проколите пакет. Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой). Как можно создать движение? (Помахать ладошками, веером)
Вывод: воздух можно почувствовать. 

В: Ученые - ребята, нам пора отдохнуть.
Физкультминутка:
Мы сидели, мы устали. 
Воздух дружно изучали. 
А теперь пришла пора. 
Отдохнуть нам, детвора. 
Встали дружно, потянулись, 
Хлопнули в ладоши.
Наклонились: раз и два, 
Чтоб не болела голова. 
И закончим отдыхать
Дальше будем узнавать.
В: Ребята, а можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (Предположения детей
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Мы можем услышать воздух с помощью чего-нибудь? (Предположения детей.) Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух)
У меня есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? (Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух) что мы слышим? (Писк, воздух). С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) 
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой). 
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
В: Скажите, а у воздуха есть запах? 
Д: Нет
В: Совершенно верно, воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете? 
Д: Пахнет апельсином. 
В: Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат? 
Д: Это корка.
В: Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем. 
В: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами? (Предположения детей)
В: Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.
Вывод: чистый воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.



Эксперимент №5 «Имеет ли воздух форму?» 
В: Что у меня в руках? 

Д: Воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка.
В: Что находится внутри этих предметов?

Д: Воздух.
В: Одинаковой ли формы эти предметы? 

Д: Нет.
Вывод: Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили. 

Эксперимент №6 «Воздух легче, чем вода
В: Это мы сейчас проверим. 
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Д: Воздух
Вывод: воздух легче, чем вода



Заключительная часть.

В: Уважаемые ученые, давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом (мнемотаблица).

1) воздух – невидимка;
2) воздух не имеет формы;
3) воздух не имеет запаха;
4) воздух не имеет вкуса;
5) воздух не имеет цвета;
6) воздух можно услышать;
7) ветер – движение воздуха. 
В: Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом. 
В: Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении? 

Д: Протирать пыль, мыть полы, проветривать.
В: А на улице? 

Д: Поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами. 

В: Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.


Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного!