Конспект ООД «Воздух-невидимка» в старшей группе.
Задачи:
- Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, сила.
- Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
- Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Материалы: фартуки, шапочки, мнемотаблица в виде шариков, стаканы, трубочки, пакеты, дудочка, свистулька, резиновые игрушки, воздушный шар, перчатка резиновая, емкости с водой.
Ход занятия
Воспитатель:
Игра на общение .
Ты мой друг и я твой друг.
Мы с тобою встали в круг.
«Здравствуйте! » все вместе скажем.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!
Ребята проходят на стульчики.
Основная часть.
Воспитатель:
Один, два, три, четыре, пять,
Вы хотите поиграть?
Я открою Вам секреты,
Только нужно знать при этом,
Нужно: внимательно слушать,
На вопросы отвечать,
Друг другу помогать.
Отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
Невидимка он, и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Воспитатель: Вы хотите узнать про воздух много интересного? Тогда мы отправляемся в лабораторию. Для этого нужно закрыть глаза и представить лабораторию, которую вы все видели в мультике про фиксиков. (Дети закрывают глаза и по просьбе воспитателя их открывают)
Воспитатель:Вот мы с вами в лаборатории.
Воспитатель: Что делают в лаборатории?
Ответы детей (…)
Воспитатель: Правильно, проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории?
Ответы детей (…):
- соблюдать тишину, не баловаться;
- аккуратно обращаться с посудой;
- ничего не пробовать на вкус;
- не мешать друг другу;
- слушать старшего научного сотрудника.
- внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
Воспитатель: Итак, маленькие исследователи, нас ждут новые интересные открытия.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать.
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество –
внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доске – шарики с секретом. Мы с вами попробуем разгадать все секреты.
А помогут нам в этом: глаза, нос, рот, уши, руки. Поиграем в игру «Кому нужен воздух?» Я называю слова, если ответ положительный, вы хлопаете в ладоши, если отрицательный – не хлопаете. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока.)
Воспитатель: Кому нужен воздух?
Дети: Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы.
Воспитатель: Как вы думаете, в нашей группе есть воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Правильно, иначе мы не смогли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолётах есть воздух.
Воспитатель: Мы его видим? Посмотрите кругом вы его видите?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит он – невидимка.
В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? (Предположения детей)
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. Значит, с помощью трубочки и ёмкости с водой мы смогли увидеть воздух.
В: Ребята, а давайте попробуем поймать воздух ладошками! Получилось? (Нет) А почему? (Ответы детей) Может все же кто-нибудь знает, как можно поймать воздух? Подумайте (Предположения детей)
А я знаю один способ.
Эксперимент № 2 «Как поймать воздух?»
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты. Они пустые. Давайте попробуем поймать воздух. Возьмём пакеты, взмахнём, скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый).
Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)
В: Мы воздух не видим, но мы можем его почувствовать.
Возьмите палочку и проколите пакет. Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой). Как можно создать движение? (Помахать ладошками, веером)
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: Ученые - ребята, нам пора отдохнуть.
Физкультминутка:
Мы сидели, мы устали.
Воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора.
Отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись,
Хлопнули в ладоши.
Наклонились: раз и два,
Чтоб не болела голова.
И закончим отдыхать
Дальше будем узнавать.
В: Ребята, а можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (Предположения детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Мы можем услышать воздух с помощью чего-нибудь? (Предположения детей.) Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух).
У меня есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? (Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух) что мы слышим? (Писк, воздух). С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик)
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
В: Скажите, а у воздуха есть запах?
Д: Нет
В: Совершенно верно, воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?
Д: Пахнет апельсином.
В: Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?
Д: Это корка.
В: Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем.
В: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами? (Предположения детей)
В: Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.
Вывод: чистый воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Эксперимент №5 «Имеет ли воздух форму?»
В: Что у меня в руках?
Д: Воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка.
В: Что находится внутри этих предметов?
Д: Воздух.
В: Одинаковой ли формы эти предметы?
Д: Нет.
Вывод: Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.
Эксперимент №6 «Воздух легче, чем вода?»
В: Это мы сейчас проверим.
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Д: Воздух
Вывод: воздух легче, чем вода.
Заключительная часть.
В: Уважаемые ученые, давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом (мнемотаблица).
1) воздух – невидимка;
2) воздух не имеет формы;
3) воздух не имеет запаха;
4) воздух не имеет вкуса;
5) воздух не имеет цвета;
6) воздух можно услышать;
7) ветер – движение воздуха.
В: Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.
В: Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении?
Д: Протирать пыль, мыть полы, проветривать.
В: А на улице?
Д: Поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами.
В: Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного!