Мектепалды даярлық топтағы ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в подготовительной группе
Өткізу күні/Дата проведения:
Тәрбиеші/Воспитатель:
Білім беру саласы/Образовательная область: коммуникация
Пән/Предмет: Развитие речи
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Здравствуй, Осень золотая!»
Тақырыбы/Тема: «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание желания быть активным на занятии
2.Дамытушылық развивающая: Развитие диалогической речи. Использование распространенных вопросительных и повествовательных предложений
3.Оқыту- обучющая: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.
Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой.
Закрепление представлений о ранней осени. Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами).
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: здоровьесберегающая, личностно – ориентированная, игровая
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: Мяч
Көптілдік. Полиязычие: осень - куз
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент
В гости пришла Осень. Дети, какое сейчас время года? (Время года – осень.)
Назовите месяца осени. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
2. Негізі бөлімі/основная часть
Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.
Обозначим план рассказа.
Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.
Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.
(Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло. Солнышко светит мало. Моросит мелкий дождь. После дождя появляются грибы. Часто дует холодный ветер. Птицы улетают в теплые края.)
-Теперь вспомним, как выглядят деревья и кусты, где прячутся жуки и пауки.
(Листья на деревьях стали желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные.
С деревьев падают листья. Начинается листопад.)
-Деревья стоят в зелёно – золотом уборе.
Осенью начинает желтеть и жухнуть трава.
Жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну
-Дети, кто обобщит услышанное? (Ранняя осень – красивое время года. Осенью все деревья надевают разноцветный наряд. Дует ветер и срывает с ветки листочек. Они летают. Солнышко светит мало, часто идет дождь. В лесу после дождя появляются грибы. А мы во время дождя прячемся под зонтик.)
(Ранней осенью холодает, но ещё тепло. Солнце светит ярко. Дожди идут редко. Листья на деревьях начинают менять окраску. В садах и парках ещё цветут цветы. На огородах и садах собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг.)
Физкультурная минутка
«Танец листиков»
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Дождик появился, хоровод на землю опустился.
-Давайте заглянем в сады и огороды, и я расскажу о том, что делают люди.
Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.
Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.
Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.
Вот такая она – ранняя осень!
« Осень наступила»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
-Какие чувства вызывает это стихотворение? (Грусть.)
- Почему? (Потому что закончилось лето, когда тепло, можно купаться загорать. Наступила холодная осень.)
-Найдите подтверждение своим словам в стихотворении.
(Небо закрыто тучами. Солнце не светит. Дует сильный ветер. Идёт дождь.)
-Дети, не надо грустить, у природы нет плохой погоды.
Осень по - своему прекрасна.
Игра в мяч — словообразование относительных прилагательных от слова осень
Солнце осенью – Осеннее.
Ветер осенью -Осенний
Небо осенью –Осеннее
Туча осенью –Осенняя
Дождь осенью -Осенний
Лес осенью –Осенний
Погода осенью –Осенняя
Пальто осенью –Осеннее
Сапоги осенью –Осенние
Одежда осенью –Осенняя
Вот наша беседа подошла к концу. Скажите, дети, о каком времени года мы говорили?
(Мы говорили об осени.)
-А чтобы запомнить, что бывает осенью, давайте поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать «Да», если это бывает осенью и «Нет», если не бывает.
Игра «Да или нет?»
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Холодный ветер прилетает?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
3. Қорытынды/итоговая часть
Подводит итог. Молодцы, дети! Вы очень внимательные. Знаете, все признаки осени. Прощаются с Осенью.