СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Вода - волшебница".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выявление умений и знаний детей о свойствах воды. Дать первое представление о круговороте воды в природе. Научить детей экономно использовать воду и беречь её.

Просмотр содержимого документа
«Конспект опытно - экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: "Вода - волшебница".»

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему: « Вода – Волшебница»



Программные задачи:

Выявление умений и знаний детей о свойствах воды.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Дать детям первые представления о круговороте воды в природе.

Показать, где, в каком виде существует вода.

Научить детей экономно использовать воду и беречь её.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать дружеские взаимодействия между детьми, привычку заниматься сообща.

Воспитывать интерес к экологическим занятиям.

Через этюд-танец «Танец маленьких утят» помочь детям снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Материал и оборудование:

*стакан стеклянный ( по количеству детей);

*разноцветные полоски: красная, жёлтая, зелёная;

*подносы для полосок;

*клеёнки под стаканы( или салфетки);

*игрушки (поставить на стол);

*игрушка Капелька; (можно подготовить ребёнка)

*картинки со способом использования воды; картинка с круговоротом воды в природе.

*музыка: танец маленьких утят.

Ход НОД:

Дети садятся полукругом у доски, на которой находятся картинки с изображением способов использования воды . Игрушка Капелька (шарик) висит рядом( или подготовить ребенка ).



Воспитатель (В):

Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —

Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку),
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:

«Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
- И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!

Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!»
Капелька заулыбалась (воспитатель переворачивает ей ротик на улыбку),
И у нас в саду осталась.

В: - Давайте расскажем, дети, нашей Капельке, что мы знаем о воде, для чего она нужна? (Дети рассматривают картинки со способами использования воды, по одному рассказывают о них).

В:- Верно, когда умываемся, готовим пищу, моем посуду, стираем бельё. Значит, вода помогает нам не только соблюдать личную гигиену, но и поддерживать в доме чистоту и порядок.

-Ребята, вспомните, где вы видели воду в природе? (в реке, озере, луже и т. д…)

В: (обобщает ответы детей)

- «И сугроб, и снегопад, белоснежный водопад,

Капля в чашечке цветка, кучевые облака,

То туман в осенней мгле, то узоры на стекле,

То сосульки, то капели, что весною зазвенели,

Иней хрупкий ледяной, что укрыл леса зимой.

В лужице осколки льда, это все вода, вода!»

В: -Ребята, представьте. Что воды вдруг не стало. Что может произойти? (Погибнут растения, животные, люди…)

В: - Да, ребята, вы правы. Без воды погибнет всё на нашей Земле. А благодаря воде на нашей Земле кипит жизнь. Значит, вода необходима для всего живого и её надо беречь: не лить ее попусту и не оставлять без надобности открытые краны.

_ Я предлагаю вам поиграть в игру «Земля, вода, воздух»

(Играющие становятся в круг, в середине ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произносит при этом одно из слов. Если водящий сказал «земля», тот кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде).

Воспитатель показывает схему круговорота воды в природе. Звучит музыка. (Физминутка)

В:- Ребята, вода в природе движется по замкнутому кругу. Представьте, что вы маленькие капельки, а я мама – Тучка. Как и все дети, капельки любят поиграть, прыгать, танцевать. Полетели капельки на землю.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

Прыгали, играли. Скучно им стало прыгать поодиночке, собрались они все вместе и потекли по маленькому течению. Встретились ручейки и стали одной большой рекой (делают цепочку). Плывут капельки в большой реке, плывут, и речка попала в океан (дети перестраиваются в круг и идут). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама – Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко припекло. Стали капельки лёгкими, поднялись вверх (присевшие капельки тянут руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме – Тучке.

В:- Ребята, как вы думаете, что же такое вода? (жидкость)

В: - Верно, вода – это жидкость. А как это можно доказать?

Дети: - Проделать опыты.

В: - А как называются люди, которые делают опыты?

Дети: - Учёные.

В: - Ребята, а вы хотели-бы побыть в роли учёных и узнать много интересного о воде? (Да). Тогда я предлагаю занять места в нашей лаборатории, Капелька мы и тебя приглашаем в нашу лабораторию. (дети становятся или садятся возле/за столов /ы).

Опыт 1.

- Для первого опыта нам потребуется стакан и баночка. Обратите внимание на то, что предметы стеклянные, будьте осторожны, чтобы они не разбились.

В: — Как вы думаете, что в стакане?

Дети: — Вода.

В: — А теперь давайте послушаем необычную песенку. Для этого нужно аккуратно перелить воду из стакана в баночку и обратно в стакан, (дети выполняют задание).

В:- Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?

Дети: — Жидкая.

В: - Вот мы с вами и доказали, что вода – это жидкость.

В: - Ребята, а вы знаете, что настоящие учёные результаты своих опытов, исследований записывают в специальных журналах, а мы ведь с вами только начинаем заниматься учёной работой, поэтому нам помогут запомнить наши полученные результаты специальные значки (на доске внизу 5 значков). Как вы думаете, какой значок соответствует тому, что вода – это жидкость? (подходит ребёнок и выбирает нужную схему)

Опыт 2.

- Для следующего опыта нам потребуется снова стакан и баночка. Обратите внимание на то, что оба предмета разной формы: стакан высокий и узкий, баночка - широкая и чуть пониже стакана. Сейчас вода находится в стакане и приняла форму стакана, в который её налили. Перельём воду из высокого стакана в широкую чуть пониже банку. Вода осталась та же, а вот форма стала другой.

В: - Значит, мы можем сделать вывод: вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают (повторяют 2-3 ребёнка ).

В: - Как вы думаете, какой значок соответствует тому, что вода не имеет формы ? (подходит ребёнок и выбирает нужную схему)

Опыт 3.

В: - А сейчас поднесём стакан к глазам и посмотрим сквозь воду в стакане на игрушки, которые стоят у меня на столе. Теперь на Капельку. А сейчас друг на друга. Вы хорошо видите друг друга? А игрушки? (Да, хорошо).

- Какой же вывод мы можем сделать из нашего опыта? Как ты думаешь, Настя? ( Через воду в стакане мы видим друг друга)

- А ты, Никита, согласен?

- Значит, мы можем сказать, что чистая вода – Прозрачная.

-Как вы думаете, какой значок соответствует тому, что вода прозрачная? (подходит ребёнок и выбирает нужную схему)

Опыт 4. - А для следующего опыта нам понадобятся цветные полоски – они лежат у вас на столе - и стакан с водой.

- Я предлагаю вам взять полоску красного цвета и поднести к стакану с водой. Совпадает ли цвет полоски с цветом воды в стакане? Как ты считаешь, Настя? А ты, Даня, согласен с мнением Насти?

- Возьмем полоску зеленого цвета. Поднесём полоску к стакану с водой. Что можно сказать, Никита, совпал ли у тебя цвет полоски и цвет воды? А какой результат опыта получился у Саши?

- Возьмите последнюю полоску. Какого она цвета, Маша? (жёлтого )

- Поднесите полоску желтого цвета к стакану с водой. Совпал ли в этот раз цвет полоски с цветом воды? (Нет).

-Итак, с цветом какой из полосок совпадает цвет воды в стакане? (Ни с одной).

- Да, верно, цвет ни одной из полосок не совпадает с цветом воды в стакане. Значит, какой можно сделать вывод? (ответы детей).

Вывод: - Чистая вода не имеет цвета. Вот мы с вами определили и ещё одно свойство воды – её бесцветность.

- Ребята, кто из вас сейчас подберёт подходящий значок?

(подходит ребёнок и выбирает нужную схему, выставляет на мольберт)

Опыт 5. - А сейчас, я предлагаю вам понюхать воду, чем она пахнет? ( Ответы детей)

- А ты как считаешь, Дима?

- Правильно, ничем. Можно сказать, что у воды нет запаха.

- Ну что же, коллеги-учёные, мы с вами только что установили несколько важных свойств воды. Повторим их. Я буду начинать фразу, а вы её заканчивайте:

1) вода - это жидкость;

2) вода -… не имеет формы;

3) только чистая вода - …прозрачная;

4) только чистая вода - …бесцветная;

5) только чистая вода - …не имеет запаха.

Капелька: - Ребята, мне так понравилось, как мы работали сегодня в лаборатории!

Восп:- Ребята, а вам понравилось быть сегодня в роли учёных и делать открытия? А что больше всего понравилось? (ответы детей)

- Я очень рада! Ребята, а какое у вас сейчас настроение? (хорошее) Покажите всем своё хорошее настроение (дети улыбаются друг другу).

(Этюд «Прогулка»)

В: - А раз у нас хорошее настроение, то я приглашаю вас пойти на прогулку. (дети «гуляют») Пошёл дождик. Дети побежали домой, вовремя они убежали, ведь дождик стал сильно идти. А теперь наша Капелька пошла гулять со своими друзьями капельками. Но вот выглянуло солнышко, дети обули резиновые сапожки и стали бегать по лужам. Погуляли они и пошли домой и капелька тоже полетела к маме тучке .

- Капелька, наши ребята, когда у них хорошее настроение очень любят танцевать один весёлый танец, он так и называется - «Танец маленьких утят», они и тебя приглашают потанцевать с ними свой любимый танец.