Конспект организации самообслуживания с детьми
средней группы
Тема: умывание
Цель: Развитие культурно-гигиенических навыков
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
I. ЗАДАЧИ:
1. Образовательные задачи:
1. закреплять навыки умывания и пользования личным полотенцем.
2. Учить проявлять самостоятельность.
2. Воспитательные задачи:
1. воспитывать культуру общения.
3. Развивающие задачи:
1. развивать умение правильно вести себя в умывальной комнате
II. ПОДГОТОВКА:
1. Предварительная работа с детьми: Чтение произведения «Мойдодыр» К. И. Чуковского, просмотр мультиков на данную тему
2. Оборудование и материалы: кукла Даша, полотенца, мыло, расчёски, кувшин с водой,
Логика деятельности
Ход деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть | - Ребята, все переоделись после прогулки? Пора идти мыть руки! На стуле сидит кукла Даша - Смотрите, а кто это там сидит? Это же кукла Даша! Но присмотритесь, что с ней? У неё же все ручки, ножки и личико грязные! Что с ней случилось? Давайте я узнаю. Воспитатель подходит к кукле, прикладывает к уху. - Как вы думаете, что могла случиться с Дашей? - Нет, ребята, неправильно. Представляете, она всего лишь гуляла! И испачкалась пока бегала по лужам. - А ещё наша любимая кукла Даша совсем не хочет умываться. Она пришла в группу раньше нас, нянечка сказала мне, что попыталась позвать её умываться и мыться, а она отказалась! Ребята, давайте покажем кукле Даше как надо умываться, она посмотрит на вас и тоже захочет стать чистыми, как и мы! | Дети отвечают на вопросы воспитателя |
Основная часть | Зайдя в умывальную комнату, воспитатель задаёт детям вопросы: - Зачем так много полотенец? - Для чего нужны стаканчики? - Зачем надо мыть руки с мылом?» - А теперь давайте научим нашу куклу Дашу умываться. Давайте вспомним и расскажем, как надо умываться. - Что надо делать сначала? - Как надо намыливать руки? - Молодцы, думаю, кукле Даше надо помочь. Воспитатель вносит тазик, кувшин с водой. – - Давайте Ксюша поможет кукле вымыть правую ножку. А Лена левую. Женя правую ручку, Лёня левую, а Миша лицо. Поможем же нашей куколке, только делайте всё правильно, чтобы Даша запомнила, как нужно умываться. Давайте возьмём вот это мыло. - Ксюша, возьми его, понюхай, приятно пахнет? - Как ты про него можешь сказать? - А как мы ещё говорим про мыло? - Что сейчас у нас делает Лена? - Как она намыливает? - А теперь что надо сделать? - Женя, давай я тебе помогу. Я полью, а ты смой мыло. - Посмотрите, что делает водичка? А как по-другому сказать? - Да она течет струйкой. Ах, какие чистые руки! - А что теперь надо умыть? - Расскажи Миша, как моем лицо. Сначала глаза, лоб, щёки, подбородок. - Давайте, все вместе скажем – подбородок. Покажите все у себя подбородок. Молодцы! Вот какое трудное слово мы сказали. Дети заканчивают мыть куклу Дашу, воспитатель им помогает. | Дети отвечают на вопросы воспитателя, задают свои |
Заключительная часть | Молодцы, ребята, вы очень помогли! Кукла Даша всё запомнила и теперь будет умываться, мыться сама. Давайте повторим, что мы с вами сегодня делали. Педагог задаёт вопросы по пройденной теме, дети отвечают. Воспитатель читает стихотворение: От водички, от водицы Всё улыбками искрится! От водички, от водицы Веселей цветы и птицы! Даша умывается, Солнцу улыбается! | Дети слушают воспитателя, проводится рефлексия занятия |
Конспект организации хозяйственно-бытового труда с детьми
средней группы
Тема: спасение игрушек
Цель: Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в групповой комнате
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие
I. ЗАДАЧИ:
1. Образовательные задачи:
1. Обучать простейшим трудовым умениям и навыкам: вытирать пыль, мыть игрушки, вытирать игрушки полотенцем.
2. Учить проявлять самостоятельность.
2. Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес к труду; привычку к трудовому усилию и такие качества личности
3. Развивающие задачи:
1. Развивать воображение.
II. ПОДГОТОВКА:
1. Предварительная работа с детьми: Беседа о злом колдуне и о спасении игрушек; знакомство детей с поговорками о труде; мытье столов, стульев и игрушек.
2. Оборудование и материалы: Клеенки, тазики, тряпочки, губки, мыло, полотенца, клеенчатые фартуки. Ставим три стола, на два стола поставим тазики, на третий будем складывать мокрые игрушки. Два стола накрываем клеенками, чтобы не замочить столы, если вода нечаянно прольется на стол. Третий – простыней, на третий стол будем складывать вымытые игрушки.
Логика деятельности
Ход деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть | - Здравствуйте ребята! - Пока вы спали, с нашими игрушками произошла беда. Злой колдун наслал на них пыль и грязь. Хорошо, что он не успел испачкать все наши игрушки, он испачкал только некоторые игрушки, конструктор и мебель. Мы заметили его и прогнали. Теперь некоторыми игрушками играть нельзя, а если ими не играют, они погибают. Мебелью тоже нельзя будет пользоваться. Слышите, как игрушки, столы и стулья умоляют вас спасти их? Минутка тишины. - Слышите? - Как вы думаете, хорошо ли им сейчас? Скажите, какие они? - Что же делать нам, ребята? Совместно решаем помыть игрушки, столы и стульчики. | Дети отвечают на вопросы воспитателя |
Основная часть | Распределяем обязанности при помощи карточек с картинками (игрушки или мебель). - Прежде чем начать работу, давайте вспомним последовательность действий: - Игрушки моем губкой: сначала в мыльном растворе, а затем споласкиваем в чистой воде и раскладываем на столе с простыней, чтобы они сохли. Как мы протираем мебель? -Для протирания мебели также смачиваем тряпки в мыльном растворе, хорошо отжимаем, протираем стулья (спинки, сиденье, ножки) и столы (верх, боковины и ножки), затем поласкаем тряпочки в чистой воде, отжимаем и все протираем чистой тряпочкой. Затем приступаем к работе. - Ребята, перед работой давайте разомнем наши пальчики, чтобы они хорошо трудились, поиграем в игру «На двери, весит замок». - А теперь за работу. По мере необходимости направляю работу. | Дети отвечают на вопросы воспитателя, задают свои, выполняют указания воспитателя |
Заключительная часть | - Ребята, мы с вами сделали все дела, молодцы. Я вот знаю такую поговорку «Сделал дело – гуляй смело». Можем мы смело гулять? - Как вы думаете, теперь наши игрушки и мебель какие? - А как мы их очистили? - Молодцы! Игрушки ждут, не дождутся, когда вы будете с ними играть. Но сначала послушайте, что они вам говорят? Минутка тишины. - Что вы услышали? - Спешите играть, ребята! | Дети слушают воспитателя, проводится рефлексия занятия |
Конспект организации труда в природе с детьми
средней группы
Цель: воспитание у детей основ экологической культур
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие
I. ЗАДАЧИ:
1. Образовательные задачи:
1. Углублять и конкретизировать знания детей об овощных культурах.
2. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи об условиях роста растений.
2. Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к природе, осознанное бережное отношение к ней; трудолюбие.
3. Развивающие задачи:
1. Развивать познавательный интерес к природе, психические процессы, логическое мышление.
II. ПОДГОТОВКА:
1. Предварительная работа с детьми: просмотр развивающего видео «Что растет в огороде», рассматривание иллюстраций и муляжей овощей, чтение художественной литературы по теме, дидактические игры «Что растет на огороде?», «Угадай на вкус», «Угадай на ощупь», «Вершки и корешки», разучивание текста физминутки «Репка», подвижной игры «Повар и овощи», русской народной игры «Капуста».
2. Оборудование и материалы: магнитофон, аудиозапись песни «Вместе весело шагать» сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского; садовый инвентарь: тяпка, палочки с заостренным концом, ведро с водой, большая лейка, маленькие лейки, пакет для мусора.,
Логика деятельности
Ход деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть | Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Лунтик здоровается. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел! Лунтик здоровается. Дети подходят к Лунтику, приветствуют его. Воспитатель: Здравствуй, Лунтик! Мы очень рады, что ты снова к нам пришел, поиграешь с нами? Лунтик: Конечно, я с удовольствием с вами поиграю, только вот у меня проблема, мне нужна ваша помощь. Воспитатель: Лунтик, расскажи нам, что у тебя случилось. Лунтик: Ребята, я решил вырастить на своем огороде любимые овощи, посадил семена и рассаду. Но дни проходят, а семена очень плохо всходят, и рассада погибает, становится вялой и бледной. Ничего не понимаю, почему? Я так мечтал вырастить вкусные и полезные овощи. Воспитатель: Лунтик, а как ты ухаживаешь за своими растениями? Лунтик: а за ними надо ухаживать? Но я не знаю, как. Я просто жду, когда они вырастут. Воспитатель: Ребята, а вы что скажете? Воспитатель: Правильно, ребята! Предлагаю взять садовый инвентарь и всем вместе пройти к нашему огороду. Воспитатель, Лунтик и дети под звучание песни «Вместе весело шагать» отправляются на огород. | Дети подходят к Лунтику, приветствуют его. Дети предлагают научить Лунтика ухаживать за растениями, рассказать и показать ему трудовые операции. |
Основная часть | Воспитатель: Ребята, скажите, куда мы с вами пришли? Воспитатель: Правильно. Ребята, скажите, что растет на нашем огороде? Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко». Где зимою было пусто, Летом выросла…(капуста). Из земли за чуб плутовку Тянем сочную…(морковку). Хоть и сахарной зовусь, Но от дождей я не промокла Крупна, кругла, сладка на вкус Узнали вы? Я…(свекла). Летом в огороде – свежие зеленые, А зимою в бочке – желтые соленые. Отгадайте молодцы, Как зовут нас?.. (огурцы). Воспитатель: Молодцы, ребята! Лунтик: Какой замечательный у вас огород! Воспитатель: Да, Лунтик, весной мы с ребятами хорошо потрудились: вскопали землю, высадили рассаду, посеяли семена. Рассада окрепла, семена взошли. Но для того, чтобы растения росли и развивались нужно хорошо и правильно ухаживать за ними. Посмотрите, на этой грядке у нас взошли семена свеклы, но все ли всходы одинаковые? Присмотритесь внимательно! Верно. Среди всходов свеклы есть другие растения. Сравните их по форме. Эти растения – сорная трава. Вот это – пырей, это – лебеда, а это – одуванчик. Сорняки мешают развиваться овощным культурам. Они забирают из почвы влагу, питательные вещества. Что же делать, как помочь растениям? Как вы думаете? Правильно, надо убрать их - прополоть грядку. Как это сделать? Сорную траву нужно взять за стебель у самой земли, немножко раскачать и выдернуть, стряхнуть землю с корней. Если корень не выдергивается, надо палочкой разрыхлить землю у корня. Пропалывать огород легче, когда земля влажная. Сорванные сорняки нужно убрать в пакет для мусора, чтобы на огороде был порядок. Воспитатель показывает, как правильно пропалывать грядку и предлагает детям и Лунтику сделать это самим. Воспитатель: Ребята, что же еще необходимо для того, чтобы растения росли и развивались? Воспитатель: Совершенно верно. Солнце летом дает тепло, необходимое для растений. Но растениям нужен еще воздух. Посмотрите на грядку, где растет свекла. После дождя на земле образовалась корочка. Как вы думаете, воздух хорошо проходит к корням? Конечно, нет. А мы можем помочь растениям? Воспитатель: Правильно. Для этого нам понадобится садовый инвентарь. Землю можно рыхлить тяпкой (показ тяпки) или палочками с заостренным концом. Сегодня земля влажная после дождя, поэтому рыхлить ее будет несложно. А вот если земля сухая, то лучше накануне полить ее. Рыхлить землю надо аккуратно, чтобы не повредить корни растений. Сейчас я покажу вам как это надо делать, а потом вы попробуете сделать это сами. Воспитатель показывает, как правильно рыхлить землю. Затем дети и Лунтик повторяют действия. Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием. Я предлагаю вам поиграть в игру «Репка». Дети повторяют за воспитателем слова с движениями. Воспитатель: Ребята, мы с вами пропололи грядку, взрыхлили землю, а теперь польем наши всходы. Что нам для этого нужно, как вы думаете? Конечно же, нам понадобятся лейки и вода. Поливать растения тоже нужно правильно. Лейка обязательно должна быть с ситечком. Лить воду надо низко к земле. Лейку нужно держать обеими руками боком к себе и двигаться вперед. Поливать нужно сначала одну сторону, затем другую, чтобы не размыть корни растений. Посмотрите, как я это делаю. Воспитатель большой лейкой поливает часть грядки. Воспитатель: Сейчас я налью воду в лейки, и вы попробуйте сами полить грядку. Воспитатель наливает воду в лейки из ведра и предлагает детям полить грядку. Воспитатель: Теперь проверим, достаточно ли мы полили грядку или надо сделать это еще раз. (Проверяется палочкой). Земля хорошо пропиталась, поливать достаточно. Лунтик: Теперь мне понятно, почему моя рассада так плохо растет и не всходят семена. Спасибо вам! Воспитатель: Конечно, Лунтик, за растениями надо ухаживать. Ребята, давайте повторим, как надо ухаживать за растениями. Лунтик: Ребята, я придумал игру, давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы отвечайте какой сок, суп, салат из них можно приготовить. Сок из морковки – морковный. Сок из капусты – капустный. Сок из свеклы – свекольный. Салат из огурцов – огуречный. Суп из гороха – гороховый. Суп из картофеля – картофельный. | Дети отвечают на вопросы воспитателя, задают свои |
Заключительная часть | Молодцы, ребята! Как интересно и полезно я провел с вами время. Спасибо вам! Но мне пора уходить. Лунтик прощается и уходит. - Ребята, какое доброе дело мы сделали! Помогли Лунтику, хорошо потрудились. А вы как считаете? Что вам понравилось? Было вам интересно? - У нас обязательно вырастет хороший урожай. А теперь давайте пройдем на площадку и поиграем. | Дети слушают воспитателя, проводится рефлексия занятия |
Конспект организации ручного художественного труда с детьми
средней группы
Тема: ремонт книг
Цель: Закрепление знаний детей о трудовых навыках в коллективе посредством ремонта книг.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
I. ЗАДАЧИ:
1. Образовательные задачи:
1. Развивать внимание, наблюдательность, мыслительные операции, мелкую моторику, эстетическое восприятие.
2. Воспитательные задачи:
1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание совместно трудиться со сверстниками, бережно относиться к книге
3. Развивающие задачи:
1. Развивать внимание, наблюдательность, мыслительные операции, мелкую моторику, эстетическое восприятие.
II. ПОДГОТОВКА:
1. Предварительная работа с детьми: беседа на тему книг, правильного использования ножниц, кистей и клея
2. Оборудование и материалы: книги, клей, кисти, ножницы, цветная бумага (вырезанные полоски), салфетки, клеенка.
Логика деятельности
Ход деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть | - Ребята, сегодня в гости к нам пришла кукла Ира, которая принесла письмо и порванную книгу. Я предлагаю прочитать письмо. Вы согласны? - Дорогие дети, пишет вам Королева Книжного царства. Ко мне в гости попала девочка, Ира, она совершенно не умеет обращаться с книгами, вырвала страницы, разрисовала обложку, а ведь этого делать нельзя. Мне известно, что в вашей группе очень дружные и трудолюбивые дети. Прошу вас, научите Иру правильно обращаться с книгами и покажите, как можно починить книгу. С уважением, Королева книжного царства. - Ребята, поможем Ире? Расскажите, как нужно обращаться с книгами. - Вы правы, а как можно помочь книге? - Молодцы, я предлагаю показать Ире, как мы можем починить книгу. Посмотрите на стол. На столе лежит оборудование для «Ремонта книг». Кто мне скажет, что там лежит? - Правильно, ребята. Сейчас я вам покажу, как нужно правильно ремонтировать книгу. (Беру книгу, и готовую ленту из цветной бумаги, приклеиваю эту ленту на книгу). Ну вот, ребята как это просто. Делимся по 3 человека. И садимся за столы. Давайте распределим обязанности, кто будет, чем заниматься. (Кто-то будет вырезать полоски, мазать и клеить полоску, приклеивать к книге). А теперь давайте приступим к работе. | Дети отвечают на вопросы воспитателя |
Основная часть | (Подхожу каждому ребенку с куклой Ирой, и наблюдаю, как дети выполняют ремонт книг, обращаю внимание на то, что труд вместе помогает выполнить работу быстрее). | Дети отвечают на вопросы воспитателя, задают свои |
Заключительная часть | Видишь Ира, как дети дружно справились с работой, теперь, ты знаешь, что с книгой нужно обращаться бережно, а если книга случайно порвалась, можно ей помочь. А теперь мы хотим передать Королеве Книжного царства совместную фотографию с книгами. Чтобы она увидела, как мы помогли кукле Ире узнать о таком труде, как ремонт книг. Скажите, возникали ли у вас трудности в процессе работы? В чём? Что вам понравилось больше всего? Вы молодцы! В благодарность за помощь, королева передает вам волшебную книгу сказок. | Дети слушают воспитателя, проводится рефлексия занятия |