Конспект организованной образовательной деятельности
по «Речевое развитие» с применением мнемотехники
в старшей группе № 12 Тема: «Осень»
Цель: формирование умения составлять пересказ об осени с опорой на мнемотаблицы.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки.
- Расширение и активизация словаря по теме «Осень».
- Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам).
- Активизирование речи детей посредством составления предложений, пересказа по мнемотаблице.
Воспитательные:
- Воспитание навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Развивающие:
- Развитие зрительного восприятия, внимания, умения обобщать.
Предварительная работа.
1. Наблюдение за осенними изменениями в природе.
2. Обучение работе по мнемотаблицами.
3. Рассматривание картин на занятиях по изобразительной деятельности, по ознакомлению с окружающим.
4. Словарная работа - дать определение осени (золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.
Средства:
-Песня «Ах, какая осень, ах какая!»
- мяч;
- презентация (составление рассказа «Осень»)
- карточки для составления предложений (мнемоквадраты)
Ход ООД:
Звучит песня «Ах, какая осень!»
Воспитатель (начинает общение на фоне музыки):
-Какое настроение вызывает эта музыка? О каком времени года?
-Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь и ноябрь). Сегодня мы совершим путешествие в мир природы, в мир осени. Давайте вспомним признаки этого времени года.
А что бы нам было интересно вспоминать, мы еще и поиграем.
Встаньте полукругом. Я вам назову слово и буду бросать вам мяч, а вы ловите мяч и подбираете слова, но не любые слова, а слова действия. Вспомните, что это слова отвечают на вопрос что…………….? (ответ детей)
Воспитатель: Ветер что делает?...........Дует, воет, срывает листья, парус надувает, тучи гоняет
Дождь, что делает? Капает, идет, льет, брызгает. (Ответы детей)
Птицы осенью, что делают? Собираются в стаи, улетают. (Ответы детей)
Осенью листья: что делают? Падают, вянут, шуршат, шелестят, осыпаются, желтеют. (Ответы детей).
Подобрать слова признаки. Осень может быть какая? Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, холодная, ранняя, поздняя. (Ответы детей).
-День, может быть какой? Осенний, солнечный, дождливый. (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, вы так много знаете про осень, поэтому я уверена, что вы сможете сами рассказать про это время года.
Я предлагаю вам сделать две команды и выбрать капитана. (дети делятся на две команды, выбирают капитана)
Посмотрите на столы. У вас лежат карточки, которые называются мнемоквадраты. Они нам помогут рассказать про осень. Рассмотрите их внимательно. Каждая карточка обозначает целое предложение.
Перед вами - таблица. Представьте, что это дом, и мы будем туда заселять жильцов (наши карточки-символы) слева направо. Я буду читать предложение, а вы искать соответствующую карточку и помещать его в таблицу. А проверять правильность ваших ответов мы будем с помощью картинок- на экране (презентация)
Итак, мне нужны 2 капитана, они будут выполнять задание на доске.
А теперь внимательно послушайте небольшой рассказ:
Наступила осень. Солнышко светит мало и почти не греет. Часто идет дождь. А мы во время дождя прячемся под зонтик. Похолодало и люди стали одеваться теплее. Дует сильный ветер. Он срывает листочки с деревьев. Листья по ветру летят. Это называется листопад. И только елочка остается всегда зеленой. Улетают птицы в теплые края. Животные готовятся к зиме. Белочки запасают орешки и грибочки, а ежики утепляют норку листьями. Насекомые прячутся под кору деревьев. В лесу много грибов. В саду зреют фрукты- яблоки.
1 часть работы с рассказом
Затем воспитатель читает по одному предложению, а дети выкладывают символы на столах. (Дети выкладывают символ, воспитатель показывает этот значок на экране, чтобы дети проверили свое решение. Затем хором повторяют это предложение еще раз)
Физкультминутка
Меж еловых мягких лап
Дождик тихо кап, кап, кап! (Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)
Где сучок давно засох,
Вырос серый мох, мох, мох! (Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)
Где листок к листку прилип,
Появился гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)
Кто нашел его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами)
Это я, это я, это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)
В небе жаворонок пел. (Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве. (Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдет, (Дети приседают, руками обхватывают колени)
Будет весел целый год. (Дети, стоя весело хлопают в ладоши)
2 часть работы с рассказом
Рассказ детей по цепочке (без помощи воспитателя)
3 часть работы с рассказом
воспитатель предлагает рассказать весь рассказ (1-2 человека)
Подведение итогов деятельности
Что вам больше всего понравилось? Трудно было справиться с заданием?