Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка»
Конспект
организованной образовательной деятельности
по формированию математических представлений
у детей старшей группы
«Путешествие по сказкам»
Подготовила:
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад «Ивушка»
Е.А. Королева
Цель: формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Обучающие:
1.Формировать представление о предыдущем и последующем числе. Закрепление знаний детьми числового ряда в пределах 10.
2. Продолжать учить детей счету и сравнению предметов, установлению соответствий между цифрой и количеством предметов.
3. Совершенствовать умение решать задачи в стихах, задачи на смекалку
4. Закреплять знания о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
Развивающие:
5. Развивать у детей, память, воображение, логическое мышление.
6. Обеспечить усвоение учебного материала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития.
Воспитательные:
7.Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её.
Словарная работа: счет в пределах 10; названия геометрических фигур, сказок.
Материал и оборудование:
набор цифр от 0 до 10; геометрические фигуры: круг, треугольники, квадраты, прямоугольники; картинки, игрушки.
Предварительная работа:
Закрепление навыков счета в прямой и обратной последовательности от 0 до 10 и обратно. Разучивание четверостиший о числах и цифрах.
Индивидуально-дифференцированный подход:
1 подгруппа – дети с пониженной обучаемостью
2 подгруппа - дети с повышенной обучаемостью
-самостоятельное выполнение заданий, объяснение, самоанализ
-выполнение заданий с помощью воспитателя
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, вы любите слушать сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: А сами не хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям?
Дети: Да.
Воспитатель: Но прежде, чем нам отправиться в путешествие, мы должны немножко подготовиться. Для начала вспомним сказки, где есть несколько одинаковых героев.
Дети: «Три поросенка», «Три медведя», «Два мороза», «7 гномов», «Семеро козлят», «Двенадцать месяцев».
Воспитатель: Много сказок есть на свете
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать,
И немножко поиграть.
Перед нами в сказку дверь
Открывай её скорей. Чтобы открыть её нам надо посчитать от 1 до 10 и обратно (дети все вместе считают)
Дверь мы в сказку открываем,
В мир волшебный попадаем.
На пути нам встретятся разные препятствия, потребуется помощь кому-то из сказочных героев, поэтому надо быть какими? (смелыми, добрыми, быстрыми, внимательными…)
А путешествовать с нами будет герой одной замечательной сказки. Угадайте, кто он?
Загадка:
Хоть твердит, что он — мастак,
Попадал не раз впросак,
Просто он — большой зазнайка,
И зовут его …
Дети: Незнайка
Воспитатель: Из какой сказки этот герой?
Дети: " Приключения Незнайки и его друзей "
Воспитатель: Знайка любит загадывать математические загадки, загадки на смекалку, которые Незнайка никак не может отгадать. Поможем ему?
Задачки – загадки:
Для 1 подгруппы:
1. Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?
Дети: Четыре
2. Шесть веселых поросят,
У корытца в ряд стоят!
Тут один улегся спать _
Поросят осталось…
Дети: Пять
Для 2 подгруппы:
4. Высоко задравши нос
Заяц шесть морковок нёс,
Спотыкнулся и упал –
Две морковки потерял. Сколько морковок у зайца осталось?
Дети: Четыре
5. Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
Дети: три дочки
6. У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?
Дети: Восемь
Молодцы, ребята! Справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, Незнайка очень любит играть в игру
« Найди число»
Детям предлагаются карточки с пропущенными цифрами числового ряда
1 уровень – ряд чисел, в котором пропущено 1 число в пределах 10;
2 уровень – ряд чисел, в котором пропущены несколько чисел в пределах 10.
Устали немножко?
Незнайка приглашает на веселый танец – физкультминутка.
Физкультминутка:
Мы с Незнайкой потянулись.
Раз нагнулись. Два нагнулись.
Три в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре руки - шире.
Пять руками помахать.
Шесть обратно надо сесть.
Дидактическая игра: «Цифры заблудились»
(вопросы адресуются конкретному ребенку, согласно его уровню)
Цифры заблудились, помогите им занять свои места. Кто их поменял местами? (Карточки с цифрами расставлены не по порядку.
Дети расставляют цифры от 1 до 10 по порядку)
1 уровень
- Назовите цифру больше 2 на 1 (3)
- Назовите цифру больше 5 на 1?
- Самая маленькая цифра (1), самая большая цифра (10)
2 уровень
- Цифра, которая меньше 7 на 2 (5)
- Назовите соседей цифры 6 (5 и 7)
- Покажите цифру больше 3 на 2. (5)
- Покажите цифру меньше 8 на 3. (5)
Воспитатель: Молодцы! Мы справились с заданием.
Воспитатель: А теперь, ребята, слушайте следующую загадку про новых героев.
Игра: «Построй дом из геометрических фигур»
Загадка: Лисичка – сестричка
Очень хитрая была.
Зайчика - трусишку
Из избушки прогнала.
Петух лишь сумел
За лису постоять,
Взял острую косу
И сумел лису прогнать!
- Правильно! «Заюшкина избушка». Давайте построим домики лисе и зайцу. Они будут у нас не простые, а геометрические.
Дети 1 уровня строят домики из 4 фигур по образцу, а 2 уровня из 10 по схеме.
- Молодцы!
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться назад в детский сад, для этого нам надо посчитать от 1 до 10 и обратно (дети все вместе считают).
Вот мы и в детском саду.
Мы в сказке побывали,
Очень многое узнали,
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад.
Итог:
Спасибо вам, что вы помогли сказочным героям выполнить все задания.
Надеюсь, вам понравилось наше путешествие!
Пусть герои сказок дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло!
До свидания!
8