МБОУ «С(К)НШ-ДС №2» г. Нерюнгри
Открытое подгрупповое занятие
Учитель-логопед Коростелёва М.С
Конспект организованной образовательной деятельности для учеников 1 (подготовительного) класса по теме: "Ударение."
.
Цель: дать понятие об ударении и показать смыслоразличительную роль ударения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Учить правильно ставить ударение в словах.
2.Учить выделять ударный слог и ударную гласную.
3.Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
4. Учить составлять предложения по смыслу.
Коррекционно-развивающие:
1.Развитие фонематического восприятия, слуховое восприятие.
2.Развитие координации речи с движением.
3.Развитие внимания, памяти, воображения и мышления.
4.Развитие мелкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные:
1.Воспитание нравственно-этических чувств.
2.Развивать умение слушать и анализировать.
Организация учебного пространства: фронтальная, индивидуальная работа.
Тип занятия: комбинированный.
Средства реализации, оборудование: доска, изображения принцессы, змея-Горыныча, замка и замка, индивидуальные карточки с заданиями, ритмические рисунки, таблички со словами, наклейки сердечки.
Панируемые результаты:
предметные | личностные | метапредметные |
- умение правильно ставить ударение; - умение выделять ударную гласную; - проявление учебно-познавательного интереса к учебному материалу | - формирование интереса (мотивации) к учению; - понимание причины успеха (или неуспеха) в учебной деятельности - развитие навыков сотрудничества со взрослыми. | - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления; -логические операции сравнения, анализа; - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Формирование предпосылок УУД
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | Личностные |
Постановка задачи на основе того, что уже известно детям, и того, что ещё не известно. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности партнеров. Работать по предложенному учителем плану. | Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Контроль и оценка процесса и результатов своей деятельности. Сравнивать слова находить общее и различие. | Планирование сотрудничества с логопедом и сверстниками. Владение монологической формой речи в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | Ориентация в межличностных отношений. Формирование интереса (мотивации) к учению. |
Тема: «Ударение»
Кинезиологические упражнения. (Подышали)
Ход занятия
Оргмомент
-Здравствуйте ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся. (Здороваются с гостями)
- А теперь мы с вами сыграем в игру «Закончи предложение»
Из чего состоит наша речь . . . (из предложений)
Предложение состоит из. . . (Слов)
Слова в предложениях связаны. . . (по смыслу)
Слова делятся. . . (На слоги)
Буквы мы. . . (буквы мы видим, читаем, пишем)
Звуки мы. . . (Звуки мы слышим и произносим)
Какие звуки бывают. . . (гласные и согласные)
Согласные звуки бывают. . . (твердыми-мягкими, звонкими глухими)
2. Рассказ логопеда о Принцессе, которую утащил Змей Горыныч (на доске появляются изображения)
- Ребята, а сейчас я хочу рассказать вам сказку, а вы внимательно ее прослушайте. «Жила-была на свете прекрасная принцесса. Звали ее Василиса. Однажды похитил её злой Змей Горыныч. Заточил в свой замок и повесил огромный замок.
И наложил свои чары.»
-Нам с вами нужно спасти принцессу из заточения, а помочь мы ей сможем только в том случае, если правильно выполним задания.
-У вас на партах лежат фишки. Давайте выполним звуковой анализ слова ЗАМОК с помощью фишек.
- Какой первый звук вы слышите в этом слове? (Звук З)
- Дайте характеристику этому звуку?
- Он какой? (Согласный, твердый, звонкий)
- Если он твердый, то какой фишкой мы его обозначим? (синей)
- Какой второй звук вы слышите в этом слове? (звук А)
- Он какой (гласный, красной фишкой)
-Третий звук мы слышим М, он какой? (согласный, звонкий, твердый, обозначаем синей фишкой)
- Четвертый звук это? (О) Он какой (гласный, красной фишкой)
- И последний звук в слове? (К) Он какой? (согласный, звонкий, твердый, обозначаем синей фишкой)
- А теперь самостоятельно выполните звуковой анализ слова ЗАМОК (ребята выполняют самостоятельно, после на доске показываются оба варианта)
-Проверьте, так у вас получилось?
-Посмотрите и сравните обе схемы слов, что можно сказать о них? (они одинаковые)
3. Знакомство с понятием «ударение».
-А как же нам различить эти слова? Послушайте внимательно, как я произнесу их.
Логопед приглашает детей послушать, как произнесет слова, делая ударение на нужном слоге:
/ /
за—мок, за—мок.
- Оказывается эти слова можно различать?
- Да. Есть такой значок называется ударение ( / ), (ставлю ударение в слова). Сегодня мы поговорим об ударении и научимся находить в слове ударную гласную и ударный слог.
4.Прослушивание текста:
Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром
Эй, невидимка молоток,
Отметь его ударом.
5. Тренировочные упражнения.
-Давайте поучимся ударять, это нам пригодится, чтобы спасти Принцессу.
-Послушайте и повторите, как сделаю я. Я буду хлопать в ладоши и произносить слоги. Одни хлопки и слоги будут громкие, другие тихие. Вам надо запомнить и повтори.
-Дети отхлопывают ритмические рисунки. (х — тихий слог, Х – громкий)
ПА – па – па Х—х—х; ба – БО – бу х—Х—х; за – зо – зу – ЗЫ х—х – х —Х; со – СА – су – си х—Х – х —х.
-Давайте потренируемся на словах. Чтобы правильно произносить слово надо поставить ударение, а чтобы поставить ударение правильно надо позвать слово. Позовём слова:
КОНИ САНИ КОТЫ ТАЗЫ.
Х – х Х – х х – Х х – Х
- Какой слог звучит громче?
- Какая гласная в слоге?
- Как называется слог, который стоит под ударением? (ударный)
6. Пальчиковая гимнастика “Замок”.
Теперь мы сможем открыть. Дети выполняют движения и одно - временно произносят слова.
На стене висит замок
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
- Ребята, мы справились с первым заданием, можно убирать замОк.
7. Работа в тетради со схемами. ЗамОк открыли. Но, принцесса еще заточена в зАмке, давайте мы с вами ей поможем. Для этого надо правильно нарисовать схему слова, найти ударный слог и выделить ударную гласную.
( картинки коза, дом, курица, машина)
- Посмотрите на картинку кто изображен?
- Сколько слогов в слове?
- Как мы изобразим схему этого слова? (одной чертой)
- Как это обозначить, что здесь два слога? (разделить на … части)
- Какой слог в слове звучит громче? Какой слог ударный?
- Назовите гласную в этом слоге и напишите её.
- Эта гласная называется ударной, потому что на неё падает ударение.
- Молодцы. Со вторым заданием мы тоже справились. (Логопед достает принцессу с замка).
8. Нахождение ударной гласной в слове.
-Хорошо. Принцесса на свободе. Но ее нужно расколдовать. Рассмотрите картинки. Соедини те картинки, название которых пишутся одинаково.
- А теперь зарисуйте схемы слов и поставьте ударение.
- ГвоздИки – гвОздики, кружкИ – крУжки, Атлас – атлАс, замОк – зАмок.
Дети выполняют задания и тем самым помогают Принцессе.
Вывод: от перестановки ударения меняется смысл слова.
- А сейчас мы, составим предложения с парами этих слов (устно составляем - предложения).
- А теперь, зарисуем схему этих предложений. (Логопед выбирает два предложения с парами слов)
- Сколько слов в этом предложении?
- С какой буквы начинается наше предложение? (С большой)
- Как мы покажем это в схеме?
- Какое второе слово?
-Какое третье слово?
- Что на конце мы ставим? (точку)
-Молодцы! Со всеми заданиями справились. Чары Змея Горыныча рассеялись. Наша принцесса улыбается и благодарит, что вы ей помогли. (Убираю грустную улыбку принцессе)
9. Итог занятия.
-Что узнали, чему научились на занятии?
- Что нужно для того, чтобы поставить ударение? (позвать слово)
-Как называется гласная, на которую падает ударение? (ударная)
-Как называется слог, на который падает ударение? (ударный)
10. Рефлексия.
-Если вам понятно как определять ударную гласную в слове, находить ударный слог и ставить ударение, то подойдите и прикрепите к принцессе сердечко, а если вы не поняли, то, к Змею Горынычу, прикрепите сердечко.