СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект организованной образовательной деятельности для учеников 1 (подготовительного) класса по теме: "Ударение."

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект организованной образовательной деятельности для учеников 1 (подготовительного) класса по теме: "Ударение."

Просмотр содержимого документа
«Конспект организованной образовательной деятельности для учеников 1 (подготовительного) класса по теме: "Ударение."»

МБОУ «С(К)НШ-ДС №2» г. Нерюнгри

Открытое подгрупповое занятие

Учитель-логопед Коростелёва М.С



Конспект организованной образовательной деятельности для учеников 1 (подготовительного) класса по теме: "Ударение."

.

Цель: дать понятие об ударении и показать смыслоразличительную роль ударения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Учить правильно ставить ударение в словах.

2.Учить выделять ударный слог и ударную гласную.

3.Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

4. Учить составлять предложения по смыслу.

Коррекционно-развивающие:

1.Развитие фонематического восприятия, слуховое восприятие.

2.Развитие координации речи с движением.

3.Развитие внимания, памяти, воображения и мышления.

4.Развитие мелкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитание нравственно-этических чувств.

2.Развивать умение слушать и анализировать.

Организация учебного пространства: фронтальная, индивидуальная работа.

Тип занятия: комбинированный.

Средства реализации, оборудование: доска, изображения принцессы, змея-Горыныча, замка и замка, индивидуальные карточки с заданиями, ритмические рисунки, таблички со словами, наклейки сердечки.

Панируемые результаты:

предметные

личностные

метапредметные

- умение правильно ставить ударение;

- умение выделять ударную гласную;

- проявление учебно-познавательного интереса к учебному материалу

- формирование интереса (мотивации) к учению;

- понимание причины успеха (или неуспеха) в учебной деятельности

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми.

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐ осуществления;

-логические операции сравнения, анализа;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Формирование предпосылок УУД

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Постановка задачи на основе того, что уже известно детям, и того, что ещё не известно.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности и деятельности партнеров.

Работать по предложенному учителем плану.

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Контроль и оценка

процесса и

результатов своей деятельности.

Сравнивать слова находить общее и различие.



Планирование сотрудничества с

логопедом и сверстниками.

Владение монологической формой речи в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Ориентация в

межличностных

отношений.

Формирование интереса (мотивации) к учению.


Тема: «Ударение»

Кинезиологические упражнения. (Подышали)

Ход занятия

  1. Оргмомент

-Здравствуйте ребята, сегодня на нашем занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся. (Здороваются с гостями)

- А теперь мы с вами сыграем в игру «Закончи предложение»

  1. Из чего состоит наша речь . . . (из предложений)

  2. Предложение состоит из. . . (Слов)

  3. Слова в предложениях связаны. . . (по смыслу)

  4. Слова делятся. . . (На слоги)

  5. Буквы мы. . . (буквы мы видим, читаем, пишем)

  6. Звуки мы. . . (Звуки мы слышим и произносим)

  7. Какие звуки бывают. . . (гласные и согласные)

  8. Согласные звуки бывают. . . (твердыми-мягкими, звонкими глухими)

2. Рассказ логопеда о Принцессе, которую утащил Змей Горыныч (на доске появляются изображения)

- Ребята, а сейчас я хочу рассказать вам сказку, а вы внимательно ее прослушайте. «Жила-была на свете прекрасная принцесса. Звали ее Василиса. Однажды похитил её злой Змей Горыныч. Заточил в свой замок и повесил огромный замок.

И наложил свои чары.»

-Нам с вами нужно спасти принцессу из заточения, а помочь мы ей сможем только в том случае, если правильно выполним задания.

-У вас на партах лежат фишки. Давайте выполним звуковой анализ слова ЗАМОК с помощью фишек.

- Какой первый звук вы слышите в этом слове? (Звук З)

- Дайте характеристику этому звуку?

- Он какой? (Согласный, твердый, звонкий)

- Если он твердый, то какой фишкой мы его обозначим? (синей)

- Какой второй звук вы слышите в этом слове? (звук А)

- Он какой (гласный, красной фишкой)

-Третий звук мы слышим М, он какой? (согласный, звонкий, твердый, обозначаем синей фишкой)

- Четвертый звук это? (О) Он какой (гласный, красной фишкой)

- И последний звук в слове? (К) Он какой? (согласный, звонкий, твердый, обозначаем синей фишкой)

- А теперь самостоятельно выполните звуковой анализ слова ЗАМОК (ребята выполняют самостоятельно, после на доске показываются оба варианта)

-Проверьте, так у вас получилось?

-Посмотрите и сравните обе схемы слов, что можно сказать о них? (они одинаковые)

3. Знакомство с понятием «ударение».

-А как же нам различить эти слова? Послушайте внимательно, как я произнесу их.

Логопед приглашает детей послушать, как произнесет слова, делая ударение на нужном слоге:

/ /

за—мок, за—мок.

- Оказывается эти слова можно различать?

- Да. Есть такой значок называется ударение ( / ), (ставлю ударение в слова). Сегодня мы поговорим об ударении и научимся находить в слове ударную гласную и ударный слог.

4.Прослушивание текста:

Ударный слог, ударный слог!

Он назван так недаром

Эй, невидимка молоток,

Отметь его ударом.

5. Тренировочные упражнения.

-Давайте поучимся ударять, это нам пригодится, чтобы спасти Принцессу.

-Послушайте и повторите, как сделаю я. Я буду хлопать в ладоши и произносить слоги. Одни хлопки и слоги будут громкие, другие тихие. Вам надо запомнить и повтори.

-Дети отхлопывают ритмические рисунки. (х — тихий слог, Х – громкий)

ПА – па – па Х—х—х; ба – БО – бу х—Х—х; за – зо – зу – ЗЫ х—х – х —Х; со – СА – су – си х—Х – х —х.

-Давайте потренируемся на словах. Чтобы правильно произносить слово надо поставить ударение, а чтобы поставить ударение правильно надо позвать слово. Позовём слова:

КОНИ САНИ КОТЫ ТАЗЫ.

Х – х Х – х х – Х х – Х

- Какой слог звучит громче?

- Какая гласная в слоге?

- Как называется слог, который стоит под ударением? (ударный)

6. Пальчиковая гимнастика “Замок”.

Теперь мы сможем открыть. Дети выполняют движения и одно - временно произносят слова.

На стене висит замок

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли.

- Ребята, мы справились с первым заданием, можно убирать замОк.

7. Работа в тетради со схемами. ЗамОк открыли. Но, принцесса еще заточена в зАмке, давайте мы с вами ей поможем. Для этого надо правильно нарисовать схему слова, найти ударный слог и выделить ударную гласную.

( картинки коза, дом, курица, машина)

- Посмотрите на картинку кто изображен?

- Сколько слогов в слове?

- Как мы изобразим схему этого слова? (одной чертой)

- Как это обозначить, что здесь два слога? (разделить на … части)

- Какой слог в слове звучит громче? Какой слог ударный?

- Назовите гласную в этом слоге и напишите её.

- Эта гласная называется ударной, потому что на неё падает ударение.

- Молодцы. Со вторым заданием мы тоже справились. (Логопед достает принцессу с замка).

8. Нахождение ударной гласной в слове.

-Хорошо. Принцесса на свободе. Но ее нужно расколдовать. Рассмотрите картинки. Соедини те картинки, название которых пишутся одинаково.

- А теперь зарисуйте схемы слов и поставьте ударение.

- ГвоздИки – гвОздики, кружкИ – крУжки, Атлас – атлАс, замОк – зАмок.

Дети выполняют задания и тем самым помогают Принцессе.

Вывод: от перестановки ударения меняется смысл слова.

- А сейчас мы, составим предложения с парами этих слов (устно составляем - предложения).

- А теперь, зарисуем схему этих предложений. (Логопед выбирает два предложения с парами слов)

- Сколько слов в этом предложении?

- С какой буквы начинается наше предложение? (С большой)

- Как мы покажем это в схеме?

- Какое второе слово?

-Какое третье слово?

- Что на конце мы ставим? (точку)

-Молодцы! Со всеми заданиями справились. Чары Змея Горыныча рассеялись. Наша принцесса улыбается и благодарит, что вы ей помогли. (Убираю грустную улыбку принцессе)


9. Итог занятия.

-Что узнали, чему научились на занятии?

- Что нужно для того, чтобы поставить ударение? (позвать слово)

-Как называется гласная, на которую падает ударение? (ударная)

-Как называется слог, на который падает ударение? (ударный)

10. Рефлексия.

-Если вам понятно как определять ударную гласную в слове, находить ударный слог и ставить ударение, то подойдите и прикрепите к принцессе сердечко, а если вы не поняли, то, к Змею Горынычу, прикрепите сердечко.