Конспект открытого группового логопедического занятия
для 1 класса
Тема: «Весна»
Цель:
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
развивать навык образования уменьшительно- ласкательной формы имен существительных;
закрепить умение согласовывать существительные с глаголами;
упражнять детей в согласование существительных с прилагательными;
формировать и развивать навык согласования числительных с существительными;
совершенствовать навык звукового анализа слова.
Коррекционно-развивающие:
совершенствовать фонематическое восприятие;
развивать артикуляционную, общую моторику;
развивать словесно-логическое мышление, память;
учить координировать речь с движением;
Коррекционно-воспитательные:
продолжать воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности;
продолжать воспитывать у детей желание заниматься.
Оборудование: игрушка- Солнышко», карточка со словом «Весна», разрезная азбука, полоски для схемы слова, фишки для звукового анализа слова, предметные картинки, картина, на которой изображена весенняя поляна, картинки к игре «Посчитай от 1 до 5», картина о весне, рисунки цветов для раскрашивания на каждого ребенка, контейнер с карандашами.
Ход занятия:
Организационный момент. (Дети заходят в кабинет и становятся около доски. На столе лежит игрушка «Солнышко», логопед обращает на неё внимание).
-Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (Солнышко).
-Давайте, поприветствуем солнышко и друг друга.
Здравствуй, солнце Золотое!
(дети раскрывают ладони в сторону солнца)
Здравствуй, небо голубое
( поднимают руки вверх)
Здравствуй, матушка ,земля
( наклон руки вниз)
Здравствуй, все мои друзья!
(касаются ладонями друг-друга).
-Сначала сядут те дети, у кого в одежде есть розовый цвет. Затем те, у кого есть желтый цвет, затем голубой. Теперь остальные дети займут свои места.
2. Сообщение темы.
-Послушайте и скажите о каком времени года идет речь.
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю
И травку поливаю.
Я солнышка полна.
Зовут меня… (Весна)
-Как вы догадались, что загадка о весне? (Весной раскрываются почки, весной появляются первые листочки на деревьях, весной появляется травка).
-Мы будем говорить о весне. Будем учиться составлять рассказ о весне по картине.
3.Артикуляционная гимнастика.
-Давайте покажем, как природа радуется.
Природа радуется приходу весны – «Улыбка».
Дует ласковый ветерок – «Трубочка».
Тает снег, капель – «Цоканье»: сначала медленно, потом чаще.
Травка тянется к солнышку – «Иголочка».
Веточка качается от ветра – «Часики».
4. Закрепление ранее изученного.
- Мы говорим о весне.
- Давайте прочитаем это слово. ( На доску прикрепляется карточка со словом «Весна»).
-Сколько слогов в этом слове (два)
-Назовите первый (вес)
-Назовите второй (на)
(Повторение слогов хором и по – одному).
а) Выложите слово «Весна» из разрезной азбуки.
б) Разделите слово на слоги.
в) Возьмите полоски и составьте схему слова «Весна».
г) Обозначьте звуки в слове.
д) Сколько букв, сколько звуков в слове?
е) Обозначьте мягкие согласные. ( Логопед напоминает, что буквы е, ё, ю, я, и, которые пишутся после согласных смягчают их).
- Молодцы!
5. Физкультминутка.
На-на-на - к нам идёт весна. | На слоги делать хлопки, на слова шагать. |
Ло-ло-ло- на улице тепло. | На слоги-хлопки, на слова руки вверх. |
Ну-ну-ну –встречаем мы весну. | На слоги-хлопки, на слова руки вперёд. |
Ны-ны-ны- долго не было весны. | На слоги-хлопки, на слова наклоны в стороны, руки на поясе. |
Да-да-да, хороша весна. | Шагать на слоги и на слова. |
6. Д /И «Хлопни в ладоши».
-Ребята, а теперь будьте внимательны. Я буду говорить слова, если услышите то, которое относится к весне, вы хлопните в ладоши.
Солнце пригревает, листья опадают, тает снег, метель замела, птицы прилетают, цветы расцветают, сильный мороз, журчат ручьи, застыл пруд, звенит капель.
7. Д/у «Назови ласково».
-У весны много друзей. Давайте назовём их ласково.(Логопед называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).
-Я называю слово, а вы повторяете его ласково. На доске вывешиваются картинки:
Солнце-солнышко, птица-птичка, цветок- цветочек, лужа – лужица, ручей – ручеёк, ветка – веточка, луч – лучик, облако – облачко, лист – листочек, проталина-проталинка.
- Объяснить значение слова проталина.
- Проталина- место, где стаял снег и открылась земля. Обычно проталины наблюдают весной.
8. Согласование существительных с прилагательными.
-А сейчас закройте глазки и представьте, что вы оказались на весенней полянке.(Пока у детей закрыты глаза, логопед вывешивает картину, на ней изображена весенняя поляна).
-Посмотрите, какая замечательная полянка нам открылась.
-Полянка какая? - весенняя, солнечная, красивая, пёстрая…
-Ручеёк какой? - быстрый, звонкий, журчащий, весёлый, поющий…
-Небо весной какое? - голубое, чистое, высокое, дождливое, облачное…
9. Д/ у «Подскажи словечко».
-Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения. (Логопед называет слова-действия, дети подбирают соответствующую картину).
Весной солнце … (греет, припекает…)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)
Весной сугробы от солнечного тепла… (тают…)
Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)
Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)
Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)
Весной лёд на реке…(тает, трещит, ломается, плывёт…)
Весной первые цветы…(появляются, расцветают…)
Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)
10. Игра «Посчитай от 1 до 5».
-Посчитайте сосульки и проталинки. На доске вывешиваются картинки:
-Одна сосулька, две сосульки, три сосульки, четыре сосульки, пять сосулек.
-Одна проталина, две проталины, три проталины, четыре проталины, пять проталин.
11. Работа над рассказом. Составить рассказ «Весна» с помощью логопеда по картине. ( На доске вывешивается картина).
Весна.
Солнце пригревает. Тает снег. Появляются проталины. Вырастает травка. Просыпаются насекомые. Начинается ледоход. На деревьях набухают почки. Так к нам приходит весна.
12. Пересказ по цепочке рассказа о весне.
-А теперь, ребята, давайте по цепочке расскажем о весне. Сначала послушайте меня, а потом расскажете вы. (Логопед просит каждого ребенка запомнить одно предложение и по цепочке их повторить).
13. РРРабота с раскраской.
-А сейчас ребята я предлагаю вам раскрасить весенние цветы и прикрепить их на весеннюю полянку.
(Логопед раздаёт детям нарисованные, но не раскрашенные цветы: подснежники, ландыши, нарциссы, мимозы, одуванчики, тюльпаны. Дети их раскрашивают).
14. Итог занятия.
-Что мы делали сегодня на занятии? (Сегодня на занятии мы составляли рассказ на тему «Весна» по картине. Пересказывали рассказ по цепочке).
-Молодцы!