2.Актуализация знаний | Ввод в тему в виде загадок | - Сегодняшний урок мы хотим начать с загадок. Отгадав загадки, мы узнаем тему нашего урока. (На доске висит лист бумаги. Он порезан на 4 частей. На каждой части загадка, отгадав её, мы переворачиваем эту часть. Когда все части будут перевёрнуты, то мы соберём рисунок, и вы нам скажите, чем мы сегодня будем заниматься. О чём пойдёт речь на уроке. Дети сами читают загадки). 1. Есть рога, а не баран, Хвост свечой, а не белка, Не корова, а молоко даёт. (коза) 2. У меня живёт подружка Вся в весёлых завитушках. Щиплет травку возле речки В шубке беленькой… (овечка) 3. Свяжем варежки ребяткам Мы из …мягкой, гладкой. (Шерстки) 4. Тут и там, везде есть я И такая я разная… Из меня одежду шьют, На диван обивку вьют, Угадали кто такая? (Ткань) | Слушают учителя, разгадывают загадки | Фронтальная работа | Умеют слушать друг друга, строить речевые высказывания | Устные ответы |
Изучение нового материала | Словесно-иллюстративный рассказ, упражнение №1«Соотнести продукцию к животным» Физминутка | - Так, о чем же мы сегодня будем говорить? Назовите тему нашего урока. - Правильно. Это козы и овцы - Тема нашего урока: «Овцы и козы, продукты их переработки». (На доске открываем тему урока, ребятам раздаем листы с темой). Читаем все вместе. - Сегодня на уроке вы познакомитесь со значением овец и коз, шерстяными волокнами, тканями, изделиями из шерсти и пуха. Происхождение овец и коз. (Слайд № 2) - Овцы и козы - это сельскохозяйственные животные, которые относятся к группе мелкий рогатый скот. Овцы и козы относятся к жвачным животным, во время кормления эти животные проглатывают пищу, через некоторое время отрыгивают её обратно в рот, пережёвывают и снова заглатывают. - Пережёвывание отрыгнутой пищи называют жвачкой. (сл. слово) - Ребята, как вы думаете, всегда ли коза и овца были домашними животными? (ответы детей) - Козы и овцы были первыми животными одомашненных человеком. Их начали приручать 800 - 1200 лет назад. (Слайд № 3) - Основными предками домашних коз являлись бородатые козы, своё название они получили за густую бороду. (Слайд № 4) Вторым предком домашней козы считается винторогий козёл. - Предками овцы является горный баран. (Слайд № 5) Значение разведения овец. - Без овец и коз наши предки не представляли себе жизни, и в наше время овцы и козы дают человеку много различной ценной продукции. Овец разводят для получения шерсти, овчин, мяса, молока и жира. (Cлайд № 6) - Овчины - это шкуры, снятые с нестриженных овец. (сл. слово) Овечье мясо, называется - бараниной, вкусное и питательное, из овечьего молока готовят масло и сыры. А жир используют не только в пищу, но и в технических целях. (Слайд №7,8) - Козы дают человеку молоко, мясо, шерсть, пух, и кожу. (Слайд № 9) Козье молоко лечебный продукт питания, особенно полезный для детей. (Слайд № 10) - Козлины - это шкуры коз, их перерабатывают на лучшие сорта тонких кож. (сл. слово) (Слайд № 11) Задание №1: Соотнести продукцию к животным. Работа у доски 2 человека: и работа в парах. (Картинки овцы и козы, слова продукции: мясо, молоко, жир, кожа, шерсть, пух, овчины, козлины, сыр). Сделать проверку. Выполненного задания. - В нашей стране разводят много пород овец. Все породы различаются по однородности шерсти, толщине шерстинок и по другим признакам. Выделяют группы тонкорунных, полутонкорунный и грубошёрстных пород овец. (Слайд № 12) Овец тонкорунных и полутонкорунных пород разводят для получения шерсти высокого качества, а из шерсти овец грубошёрстных пород делают валяные изделия. - Пород коз немного, но они очень различаются между собой по той продукции, ради которой их разводят. Различают шерстные, пуховые и молочных породы коз. (Слайд № 13) Потрудились - отдохнем, Встанем, глубоко вдохнем, Как-то беленький козёл В огород поесть зашёл (идём) Посмотрел по сторонам - Есть еда и здесь и там (повороты) Под копытами трава (идём) А над головой листва (смотрим вверх) Наклонись - капусту кушай (наклон) А вверху - большие груши (вверх на носочках) - Продукты, которые мы получаем от этих животных не только нас питают, но и согревают. - Одним из важных продуктов является шерсть, которая является живым теплом природы. Шерсть (сл. слово) - это волосяной покров животных. (Слайд № 14) Самое большое количество шерсти дают овцы, чем козы. С одного животного можно настричь в год до 10 кг. шерсти. Шерсть с овцы состригают ножницами или специальными стригальными машинками. (Слайд №15) Шерстяной покров, снятый с овцы, называют - руном. (Слайд №16) В отличии от овец коз вычесывают специальными чесалками и получают – пух, всего 350-400 грамм пуха. (Слайд №17) Раздать шерсть на парту и пух. - У вас на партах лежат образцы шерсти и пуха. Давайте, ребята, рассмотрим из чего они состоят, и разберем их свойства. Постараемся определить к какому животному относится образец, к козе или овце. - Мы можем это определить по внешнему виду, на ощупь, даже по запаху. Давайте возьмем лупы и рассмотрим. Обратите внимание, что образцы состоят из тонких нитей, которые называются волокно. (сл. слово) Волокна шерсти бывают короткие от 1-4,5 см., и длинные от 10-12см, по толщине (тонине) бывают толстые и тонкие. Цвет волокна зависит от природного цвета шерсти животного. Каким он может быть? (Ответы детей) Более грубый - это шерсть овцы, более мягкий - пух козы. Задание №2 Заполнить таблицу. - У вас на рабочих местах находится таблица «Характеристика волокон шерсти и пуха». Внешний вид и свойства волокон | | шерсть | пух | Цвет | Белый, черный, рыжий | Белый, черный | Длина | 1-12см | 3-9 см | Толщина (тонина) | Толстые | Тонкие | Извитость | Сильно извитые | Слабо извитые | Просмотр видеоролика. «Обработка шерсти» | Слушают учителя, определенют и записывают тему и в тетрадь, работают по карточкам, выполняют задания | Фронтальная работа, работа парами за партой, индивидуально - у доски | Осознанно читают тексты. Излагать свое мнение и аргументировать его, задавать вопросы для уточнения информации. Способны к волевому усилию, мобилизации внимания | Устные ответы, выполненные задания на карточках, наблюдение, запись определений в тетрадь |
Практическая деятельность | Словесно-иллюстративный рассказ, работа со слайдами, учебный диалог | - В домашних условиях пряжу можно обработать ручным способом. Чистят от мусора, расчесывают и затем прядут. Получают нить (пряжу). - Ткань, полученная из волокон шерсти называется - шерстяной. - Шерстяные ткани используют для пошива различных видов изделий, одежды: платьев, юбок, костюмов, пальто, головных уборов. (демонстрация изделий) - Из шерстяной пряжи можно связать шапки, шарфы, шали, свитера, варежки, носки, сумки, пледы, пальто и др. изделия. - Из овчины шьют шубы, шапки, рукавицы, обувь. - Также из шерсти можно изготовить войлок (сл. слово) - нетканый материал. (Слайд №18) Для изготовления войлока рекомендуется использовать овечью шерсть осенней стрижки, чаще всего грубых сортов. Процесс производства войлочного полотна ручной, трудоемкий, называется - свойлачивание (сл. слово) представляет собой обработку с помощью трения и давления при одновременном действии тепла и влаги. (Слайд №19, 20) - Таким способом можно изготовить различные виды изделий: валенки рукавицы, головные уборы, паласы, ковры, покрывала чехлы, одеяла, настенные панно, игрушки, элементы украшения, кошма для покрытия юрты играет роль терморегулятора, поддерживая внутри жилья постоянный тепловой режим. (Слайд №21) Как вид народного искусства, войлок становиться популярным. В нашей Республике богатый опыт создания войлочных изделий передают народные мастерицы на семинарах художественного войлока. (Слайд №22) - Шерсть - древнейший природный утеплитель - до сих пор остается во многом непревзойденным материалом с уникальным набором полезных для человека качеств. - Ребята, так в какое время года используют все эти вещи? (Ответы детей. А вы знаете, что теплые вещи не только защищают человека от холода, но и от жары. Люди проживающие в теплых странах носят теплые вещи сделанные из овчины. (Слайд №23) | Выполняют задания, работают по презентации | Фронтальная работа, работа парами за партой, индивидуально - у доски | Излагать свое мнение и аргументировать его, задавать вопросы для уточнения информации. Способны к волевому усилию, мобилизации внимания | Устные ответы, выполненные задания, работа по презентации |
Итог урока, рефлексия | Обобщение сведений, презентация | - Ребята на доске у нас картинка. Пастух и загон. - На партах у вас лежат картинки, на которых изображены овечки. Если вам урок понравился - то мы прикрепляем белую овцу в загон. Если вам было скучно и не интересно, серую овцу оставляем за пастухом на поле. - Молодцы ребята! Вы довольны уроком? Вам понравилось? Проработать пословицу «Волк в овечьей шкуре» - Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Кто ответит: Какая порода овцы изображена на этом слайде? (Слайд 24) - Конечно - это шутка фотографа. А какая русская пословица соответствует этой фотографии? Волк в овечьей шкуре. Что она обозначает? То, что человек показывает совсем не то, что есть у него внутри. Например, злой человек хочет показать, что он добрый. - А мы желаем вам, чтобы вы всегда были добрыми, искренними, помогали друг другу. Относились хорошо не только к людям, но и к домашним животным и с любовью ухаживали бы за ними. И не были бы волками в овечьей шкуре. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Фронтальная работа | Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Осуществляют рефлексию способов и условий действия, их контроль и оценку | Выполнение заданий, наблюдение |