СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого интегрированного урока швейного дела и сельскохозяйственного труда в 6-м классе «Овцы и козы. Продукты их переработки.»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого интегрированного урока швейного дела и сельскохозяйственного труда в 6-м классе «Овцы и козы. Продукты их переработки.»»


Цели деятельности педагогов

Ознакомить учащихся с происхождением овец и коз, с их значением и породами; свойствами шерстяных волокон, тканями, изделиями из шерсти и пуха.



Тип урока

Комбинированный, усвоение новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные умения: ученики познакомятся с происхождением овец и коз, с их значением и породами, с продуктами их переработки; натуральными волокнами животного происхождения, их свойствами.

Понимание и определение понятия «шерсть», «овчины», «козлины», «баранина», «жвачка», «свойлачивание», «руно», «свойства шерсти».

Базовые учебные действия: извлекают необходимую информацию из представленной презентации, рассказа учителя; умеют успешно сотрудничать в парах, вступать в диалог.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к предметно-практической деятельности. Умение устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, развитие самостоятельности и личной ответственности, умение провести самооценку и взаимопомощь в парах.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Межпредметные связи

Сельскохозяйственный труд, швейное дело, чтение, русский язык, математика.

Наглядно-демонстационный материал

Электронная презентация, видеоролик; карточки с заданиями; словарные слова; наглядный материал (шерсть овечья, пух козий, пряха, козлины, веретено, шерстяные вещи, валенки, рукавицы, шапка, шуба, пряжа);


Оборудование

Компьютер, проектор, лупа.







Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации взаимодействия на уроке

Базовые учебные действия

Промежуточный контроль

1.Организационный момент

Подготовка обучающихся к усвоению материала

- Здравствуйте, ребята!


Прозвенел уже звонок,

Начинать пора урок.

К нашим гостям повернитесь

Ну и мило улыбнитесь.

Повернитесь вы и к нам

Будьте все внимательны,

Прилежны и старательны!

- Мы рады приветствовать сегодня на уроке не только вас, ребята, но и гостей. Сегодня для нас ответственный урок.


Слушают педагога

Фронтальная работа

Имеют мотивацию к учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу.

Устные ответы

2.Актуализация знаний


Ввод в тему в виде загадок

- Сегодняшний урок мы хотим начать с загадок. Отгадав загадки, мы узнаем тему нашего урока.

(На доске висит лист бумаги. Он порезан на 4 частей. На каждой части загадка, отгадав её, мы переворачиваем эту часть. Когда все части будут перевёрнуты, то мы соберём рисунок, и вы нам скажите, чем мы сегодня будем заниматься. О чём пойдёт речь на уроке. Дети сами читают загадки).

1. Есть рога, а не баран,

Хвост свечой, а не белка,

Не корова, а молоко даёт. (коза)

2. У меня живёт подружка

Вся в весёлых завитушках.

Щиплет травку возле речки

В шубке беленькой… (овечка)

3. Свяжем варежки ребяткам

Мы из …мягкой, гладкой. (Шерстки)

4. Тут и там, везде есть я

И такая я разная…

Из меня одежду шьют,

На диван обивку вьют,

Угадали кто такая? (Ткань)

Слушают учителя, разгадывают загадки

Фронтальная работа

Умеют слушать друг друга, строить речевые высказывания

Устные ответы

Изучение нового материала

Словесно-иллюстративный рассказ, упражнение №1«Соотнести продукцию к животным»






















































Физминутка


- Так, о чем же мы сегодня будем говорить? Назовите тему нашего урока.

- Правильно. Это козы и овцы

- Тема нашего урока: «Овцы и козы, продукты их переработки». (На доске открываем тему урока, ребятам раздаем листы с темой). Читаем все вместе.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь со значением овец и коз, шерстяными волокнами, тканями, изделиями из шерсти и пуха.

Происхождение овец и коз. (Слайд № 2)

- Овцы и козы - это сельскохозяйственные животные, которые относятся к группе мелкий рогатый скот. Овцы и козы относятся к жвачным животным, во время кормления эти животные проглатывают пищу, через некоторое время отрыгивают её обратно в рот, пережёвывают и снова заглатывают.

- Пережёвывание отрыгнутой пищи называют жвачкой. (сл. слово)

- Ребята, как вы думаете, всегда ли коза и овца были домашними животными? (ответы детей)

- Козы и овцы были первыми животными одомашненных человеком. Их начали приручать 800 - 1200 лет назад. (Слайд № 3)

- Основными предками домашних коз являлись бородатые козы, своё название они получили за густую бороду. (Слайд № 4) Вторым предком домашней козы считается винторогий козёл.

- Предками овцы является горный баран. (Слайд № 5)

Значение разведения овец.

- Без овец и коз наши предки не представляли себе жизни, и в наше время овцы и козы дают человеку много различной ценной продукции. Овец разводят для получения шерсти, овчин, мяса, молока и жира. (Cлайд № 6)

- Овчины - это шкуры, снятые с нестриженных овец. (сл. слово) Овечье мясо, называется - бараниной, вкусное и питательное, из овечьего молока готовят масло и сыры. А жир используют не только в пищу, но и в технических целях. (Слайд №7,8)

- Козы дают человеку молоко, мясо, шерсть, пух, и кожу. (Слайд № 9) Козье молоко лечебный продукт питания, особенно полезный для детей. (Слайд № 10)

- Козлины - это шкуры коз, их перерабатывают на лучшие сорта тонких кож. (сл. слово) (Слайд № 11)

Задание №1: Соотнести продукцию к животным. Работа у доски 2 человека: и работа в парах. (Картинки овцы и козы, слова продукции: мясо, молоко, жир, кожа, шерсть, пух, овчины, козлины, сыр). Сделать проверку. Выполненного задания.

- В нашей стране разводят много пород овец. Все породы различаются по однородности шерсти, толщине шерстинок и по другим признакам. Выделяют группы тонкорунных, полутонкорунный и грубошёрстных пород овец. (Слайд № 12) Овец тонкорунных и полутонкорунных пород разводят для получения шерсти высокого качества, а из шерсти овец грубошёрстных пород делают валяные изделия.

- Пород коз немного, но они очень различаются между собой по той продукции, ради которой их разводят. Различают шерстные, пуховые и молочных породы коз. (Слайд № 13)


Потрудились - отдохнем,

Встанем, глубоко вдохнем,

Как-то беленький козёл

В огород поесть зашёл (идём)

Посмотрел по сторонам -

Есть еда и здесь и там (повороты)

Под копытами трава (идём)

А над головой листва (смотрим вверх)

Наклонись - капусту кушай (наклон)

А вверху - большие груши (вверх на носочках)


- Продукты, которые мы получаем от этих животных не только нас питают, но и согревают.

- Одним из важных продуктов является шерсть, которая является живым теплом природы. Шерсть (сл. слово) - это волосяной покров животных. (Слайд № 14) Самое большое количество шерсти дают овцы, чем козы. С одного животного можно настричь в год до 10 кг. шерсти. Шерсть с овцы состригают ножницами или специальными стригальными машинками. (Слайд №15) Шерстяной покров, снятый с овцы, называют - руном. (Слайд №16) В отличии от овец коз вычесывают специальными чесалками и получают – пух, всего 350-400 грамм пуха. (Слайд №17) Раздать шерсть на парту и пух.

- У вас на партах лежат образцы шерсти и пуха. Давайте, ребята, рассмотрим из чего они состоят, и разберем их свойства. Постараемся определить к какому животному относится образец, к козе или овце.

- Мы можем это определить по внешнему виду, на ощупь, даже по запаху. Давайте возьмем лупы и рассмотрим. Обратите внимание, что образцы состоят из тонких нитей, которые называются волокно. (сл. слово) Волокна шерсти бывают короткие от 1-4,5 см., и длинные от 10-12см, по толщине (тонине) бывают толстые и тонкие. Цвет волокна зависит от природного цвета шерсти животного. Каким он может быть? (Ответы детей) Более грубый - это шерсть овцы, более мягкий - пух козы.

Задание №2 Заполнить таблицу.

- У вас на рабочих местах находится таблица «Характеристика волокон шерсти и пуха».


Внешний вид и свойства волокон



шерсть

пух

Цвет

Белый, черный, рыжий

Белый, черный

Длина

1-12см

3-9 см

Толщина (тонина)

Толстые

Тонкие

Извитость

Сильно извитые

Слабо извитые


Просмотр видеоролика. «Обработка шерсти»

Слушают учителя, определенют и записывают тему и в тетрадь, работают по карточкам, выполняют задания

Фронтальная работа, работа парами за партой, индивидуально - у доски

Осознанно читают тексты. Излагать свое мнение и аргументировать его, задавать вопросы для уточнения информации. Способны к волевому усилию, мобилизации внимания

Устные ответы, выполненные задания на карточках, наблюдение, запись определений в тетрадь

Практическая деятельность

Словесно-иллюстративный рассказ, работа со слайдами, учебный диалог


- В домашних условиях пряжу можно обработать ручным способом. Чистят от мусора, расчесывают и затем прядут. Получают нить (пряжу).

- Ткань, полученная из волокон шерсти называется - шерстяной.

- Шерстяные ткани используют для пошива различных видов изделий,

одежды: платьев, юбок, костюмов, пальто, головных уборов. (демонстрация изделий)

- Из шерстяной пряжи можно связать шапки, шарфы, шали, свитера, варежки, носки, сумки, пледы, пальто и др. изделия.

- Из овчины шьют шубы, шапки, рукавицы, обувь.

- Также из шерсти можно изготовить войлок (сл. слово) - нетканый материал. (Слайд №18) Для изготовления войлока рекомендуется использовать овечью шерсть осенней стрижки, чаще всего грубых сортов. Процесс производства войлочного полотна ручной, трудоемкий, называется - свойлачивание (сл. слово) представляет собой обработку с помощью трения и давления при одновременном действии тепла и влаги. (Слайд №19, 20)

- Таким способом можно изготовить различные виды изделий: валенки рукавицы, головные уборы, паласы, ковры, покрывала чехлы, одеяла, настенные панно, игрушки, элементы украшения, кошма для покрытия юрты играет роль терморегулятора, поддерживая внутри жилья постоянный тепловой режим. (Слайд №21) Как вид народного искусства, войлок становиться популярным. В нашей Республике богатый опыт создания войлочных изделий передают народные мастерицы на семинарах художественного войлока. (Слайд №22)

- Шерсть - древнейший природный утеплитель - до сих пор остается во многом непревзойденным материалом с уникальным набором полезных для человека качеств.

- Ребята, так в какое время года используют все эти вещи? (Ответы детей. А вы знаете, что теплые вещи не только защищают человека от холода, но и от жары. Люди проживающие в теплых странах носят теплые вещи сделанные из овчины. (Слайд №23)


Выполняют задания, работают по презентации

Фронтальная работа, работа парами за партой, индивидуально - у доски

Излагать свое мнение и аргументировать его, задавать вопросы для уточнения информации. Способны к волевому усилию, мобилизации внимания

Устные ответы, выполненные задания, работа по презентации

Закрепле

ние

Учебный диалог, работа с карточками

Задание №3. «Живое тепло природы»

- А сейчас мы предлагаем заполнить таблицу. «Живое тепло природы»

Шерстяная ткань

Шерстяная пряжа

Овчины

Войлок










Слушают педагога, отвечают на вопросы, работают по карточкам

Индивидуальная работа, фронтальная работа

Понимают смысл инструкции учителя, контролируют свою деятельность

Устные ответы, выполнение задания

Итог урока, рефлексия

Обобщение сведений, презентация

- Ребята на доске у нас картинка. Пастух и загон.

- На партах у вас лежат картинки, на которых изображены овечки. Если вам урок понравился - то мы прикрепляем белую овцу в загон. Если вам было скучно и не интересно, серую овцу оставляем за пастухом на поле.

- Молодцы ребята! Вы довольны уроком? Вам понравилось?

Проработать пословицу «Волк в овечьей шкуре»

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Кто ответит: Какая порода овцы изображена на этом слайде? (Слайд 24)

- Конечно - это шутка фотографа. А какая русская пословица соответствует этой фотографии? Волк в овечьей шкуре. Что она обозначает? То, что человек показывает совсем не то, что есть у него внутри. Например, злой человек хочет показать, что он добрый.

- А мы желаем вам, чтобы вы всегда были добрыми, искренними, помогали друг другу. Относились хорошо не только к людям, но и к домашним животным и с любовью ухаживали бы за ними. И не были бы волками в овечьей шкуре.



Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Фронтальная работа

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Осуществляют рефлексию способов и условий действия, их контроль и оценку

Выполнение заданий, наблюдение