СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого коррекционно-педагогического занятия на тему: "Звук и буква Ы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого коррекционно-педагогического занятия на тему: "Звук и буква Ы"»

Государственное учреждение образование

«Средняя школа № 45 г. Могилёва»


















Коррекционно-педагогическое занятие

Тема: «Звук [ы]. Буква ы»



















Выполнил: учитель-дефектолог

Ермакова С.С.









г. Могилёв

2024

Конспект открытого коррекционно-педагогического занятия


Тема: Звук [ы]. Буква ы

Цель: Формирование представлений о звуке [ы] и букве ы

Задачи:

- закрепить знания о гласных звуках и буквах а, о, у, и, э

- уточнить артикуляцию и характеристику звука [ы];

- сформировать умение выделять звук [ы] из ряда гласных, слогов, слов;

- сформировать умение определять позицию звука [ы] в слове;

- познакомить с графическим обозначением звука.

Оборудование: Цветные предметные картинки на доске, красные фишки, волшебный сундучок с буквами, зеркала, сухие салфетки, вырезанные из цветной бумаги осенние листочки, цветные квадраты на полу, выключатели для рефлексии, игрушка медведя.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, легкий ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте улыбнемся и поздороваемся с ними.

- Сядет тот, кто назовет, какой сейчас месяц.

- Теперь сядет тот, кто назовет какой сейчас месяц.

- Присядет тот, кто назовет какой сейчас день недели. (Ребенок, который назвал день недели, передвигает мишку на \нужный вагончик на поезде «Неделя»

- Сядет тот, кто назовет признаки осени.

2. Актуализация знаний

Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел на занятие? (Звукарик)

На доске висит картинка Звукарика (Приложение № 1)

- Давайте вспомним, что нам приносит Звукарик на каждое занятие? (Звуки)

- Правильно! Какие звуки мы с вами уже знаем? (А, о, у, э, и)

- Какие это звуки гласные или согласные? (Гласные)

- Как вы поняли, что это гласные звуки? (Они тянутся и при произношении не встречают во рту преграды)

- Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным)

- Давайте вспомним, чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем)

На доске висит подсказка (Приложение № 2)

- Артур, выйди к доске и покажи и покажи букву которая обозначает звук А (На доске висят изучаемые буквы)

- Маша, покажи букву, которая обозначает звук У

- Алиса, покажи звук, который обозначает звук И

- Денис, покажи звук, который обозначает звук Э

На доске размещена дидактика (Приложение № 3)

- Молодцы, вспомнили все звуки и буквы!

3. Выделение первого звука в слове.

- Ребята, на занятие наш Звукарик сегодня пришел не один, посмотрите сколько гостей он с собой пригласил! (На доске вывешены картинки зверей: лиса, индюк, рысь, аист, утка) (Приложение № 4)

- Давайте с вами определим, на какой звук начинаются слова, изображенные на картинках.

- Алиса, кто на первой картинке? (Утка)

- На какой звук начинается слова «Утка»? (Звук У)

- Какой это звук гласный или согласный? (Гласный)

- Размести красную фишку под картинкой.

- Артур, кто изображен на следующей картинке? (Лиса)

- С какого звука начинается слова «Лиса»? (Звук Л)

- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный)

- Нужно под этой картинкой разместить красную фишку? (Нет)

Работа продолжается пока не закончатся все картинки

3. Узнавание графического изображения звуков (букв) на тактильной основе. Придумывание слов на заданный звук.

- Ребята, наш Звукарик решил проверить, как хорошо вы выучили звуки и буквы, которые он к вам все это время приносил. Он подготовил для вас волшебный сундучок. В этом сундучке расположены все буквы, которые мы уже знаем. Ваша задача по очереди с закрытыми глазами вытянуть букву и угадать ее на ощупь. Затем вам нужно придумать слово, которое будет начинаться на звук, который обозначает вытянутая вами буква.

- Всем понятно, что нужно делать? Тогда начинаем!

- Денис, подойди к сундучку и вытяни букву. Какую букву ты вытянул? Какое слово можно придумать на звук …?

Работа продолжается до тех пор, пока дети не вытянут все буквы из сундука.

4. Артикуляционная гимнастика (сказка).

Детям раздаются сухие салфетки и зеркала

- Ребята, чтобы красиво произносить все звуки, которые мы с вами учим, мы сейчас выполним артикуляционную гимнастику. Сегодня я вам предлагаю послушать сказку про то, как Язычок устраивал с друзьями чаепитие.

Как Язычок пил чай с друзьями
Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял глубокую тарелку (“Блинчик”) и стал замешивать тесто (“Месим тесто”). Когда тесто было готово, он поставил его на окошко (“Окошко”). Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть. Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки. Внутрь каждого пирожка положил Язычок малиновое варенье (“Вкусное варенье”) и поставил их в печь.
Потом Язычок достал пять красивых чашек (“Чашечка”), налил воды в чайник (улыбнуться и произнести:«С-с-с-с») и поставил на огонь.Быстро закипела вода (улыбнуться и произнесши:«Ш-ш-ш-ш»). Скоро подрумянились и пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами — получилась свернутая трубочка).
    Вдруг    кто-то    постучал    в    дверь (произнести:«Т-т-т-т»). Это    пришли  гости к Язычку: мишутка (“Хомячок”), лисичка — пушистый хвостик (положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик кверху), белочка-попрыгунья (улыбнуться и произнести:«Ц-цц-ц»), зайка-побегайка (закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять кверху, обнажив передние верхние зубы).
Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (“Гармошка”).

- Молодцы, мы хорошо подготовили наш Язычок для того, чтобы красиво говорить.

5. Дыхательная гимнастика

- Но для того, чтобы красиво говорить, нужно делать не только артикуляционную гимнастике, но и правильно дышать.

- Давайте сделаем дыхательную гимнастику. Положите руки на животики, и сделайте глубокий вдох ртом, посмотрите, как надулись ваш животы. А теперь выдохните через рот (сдулись животы). (Повторить несколько раз)

- А теперь вдохните носом и выдохните тоже носом. (Повторить несколько раз)

- Вдохните носом, выдохните ртом (и наоборот). (Повторить несколько раз)

- А теперь возьмите осенние листочки, они лежат у вас на краю стола, и подуйте долго на листочек. Крепко держаться листочки, не хотят улетать.

- Молодцы, теперь и наш дыхательный аппарат готов к работе.

5.Знакомство со звуком Ы. Уточнение артикуляции. Характеристика звука. Знакомство с графическим изображением звука Ы (буква Ы).

- Ребята, мы с вами уже знаем, что наш Звукарик, когда приносит знакомится новый звук, приводит с собой интересного гостя. Посмотрите, кого он привел на этот раз? (Открывается перевернутая картинка на доске)

- Кто это? (Медведь)

- Правильно, это медведь, чтобы понять, с каким звуком мы сегодня познакомимся, нужно внимательно послушать как его зовут. Я выделю голосом в его имени звук, а вы мне ответите, с каким звуком мы сегодня познакомимся.

На доске открываетя картинка медведя (Приложение № 5)

- ДобрЫЫЫня. Какой звук я выделила голосом? (Звук Ы)

- Правильно, мы сегодня познакомимся со звуком Ы.

(На доске открывается речевой профиль звука Ы)

- Возьмите зеркала. Произнесите звук [ы].

- Когда мы произносим звук [ы], то губы раскрыты, воздух свободно выходит изо рта.

- Звук [ы] – гласный или согласный? (Гласный)

- Почему? — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха).

- Каким цветом обозначим звук [ы]? (Красным)

- Молодцы!

На доске открывается картинка с изображением буквы Ы (Приложение № 6)

- Ребята, посмотрите, как выглядит буква Ы.

- Сколько элементов в букве Ы? (2 – палочка с полукругом и палочка)

6. Игра «Поймай звук».

- А сейчас мы с вами будем ловить звук Ы ладошками.

- Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук Ы.

На уровне звука: а, у, ы, о, а, ы, э, ы;

На уровне слога: ым, ум, ыр, ал, ыл, ды, мы, ло, мы, па, сы;

На уровне слова: сыр, мак, мать, пол, пыль, рука, копыта, стол, мышь, конь, дыра, кран, крыса.

7. Физминутка. Определение наличия звука в слове

- Ребята, что-то мы засиделись, я предлагаю вам немного размяться.

- Я буду называть слова, а вы, если в нем есть звук Ы прыгать в красный квадратик, если в слове нет звука Ы, вы мне будете показывать знак несогласия (крестик руками)

- Всем понятно, что нужно делать?

Слова: дым, коса, мыс, лось, роса, оса, крыса, высь, кость, рык.

8. Игра «Один-много»

- А сейчас давайте поиграем в игру «Один-много». Я вам буду называть слово, а вы мне будете говорите это слово во множественном числе. Например, я говорю: «Медведь», а вы мне отвечаете: «Медведи». Всем понятно?

Логопед передает детям по очереди плюшевого медведя и называет слова в единственном числе, ребенок возвращает медведя, называя слово во множественном числе.

Слова: кот, лиса, аист, стол, шкаф, крот, лифт.

- На какой звук заканчивались все эти слова? (На звук Ы)

9. Определение места звука в слове (начало, середина, конец) с помощью звуковых схем.

Детям раздаются звуковые схемы слов




- Как зовут нашего гостя? (Добрыня). Он подготовил для вас картинки, но не может понять, где находится в них звук Ы. Поможем ему разобраться?

- Но для начала, давайте вспомним, если звук находится в начале слова, какую клеточку мы закрасим на схеме? (Первую)

- Если звук находится в середине слова? (Вторую)

- Если звук находится в конце слова? (Третью)

Детям предъявляется предметные цветные картинки (Приложение № 7)

- Посмотрим, что это? Картинки: мышка, лыжник, шары

- Где слышится звук [ы] в этих словах?

Дети по мере называния слов и определения места звука в слове клеят красный квадрат в нужный квадратик схемы.

- Вспомните слова, начинающие со звука [ы].

- В русском языке нет слов, которые начинаются со звука [ы].

10. Итог занятия. Рефлексия

- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

- С какой буквой?

- Каким цветом обозначаем звук Ы?

- Что понравилось больше всего? А какие задания вызвали затруднения?

- Если вам занятие понравилось, то включите зеленый выключатель.

- Если занятие не понравилось, были какие-то трудности, включите желтый выключатель.

- Мне с вами на занятии тоже очень понравилось, и я включаю зеленый выключатель!

- Ребята, а теперь подойдите к доске и повесьте свои осенние листочки на ту эмоцию, с которой вы уходите с занятия (радость, печаль, гнев)

На доске размещены картинки эмоций (Приложение № 8)

- Я тоже испытала большое удовольствие от сегодняшнего занятия. Спасибо за работу. До свидания!

- Попрощайтесь с нашими гостями.



Приложение № 1 Приложение № 2



Приложение № 3




Приложение № 4





Приложение № 5 Приложение № 6



Приложение № 7




Приложение № 8