СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого логопедического занятия для учащихся 3 класса на тему "Творительный падеж"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие предназначено для обучающихся 3 класса с тяжёлыми нарушениями речи и парциальной несформированностью когнитивного компонента деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого логопедического занятия для учащихся 3 класса на тему "Творительный падеж"»

Тема: «Творительный падеж»

Цель: учить практическому употреблению существительных в форме единственного числа творительного падежа; устранять аграмматизмы в устной речи.

●Образовательные задачи:

1. Обучать ответам на вопросы кем?чем?и самостоятельной постановке этих вопросов к словам.

2. Учить находить слова в творительном падеже в предложениях, текстах на слух и зрительно.

3. Учить конструировать предложения и словосочетания по опорным картинкам и вопросам, а также из слов в начальной форме.

●Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать понимание логико-грамматических оборотов речи.

2. Активизировать предметный и глагольный словарь по теме «Профессии».

3.Развивать логическое мышление, слуховое внимание, память, чувство языка.

●Воспитательные задачи:

1. Формировать навыки доброжелательного общения, правильного поведения.

2. Воспитывать коммуникативные навыки: умение правильно задать вопрос, попросить помощи при затруднениях, культуре общения с педагогом и одноклассниками.

3. Воспитывать бережное отношение к родному языку.

























Ход занятия.


I. Орг.момент. Выполнение дыхательной гимнастики.

Цель: помочь учащимся эмоционально и физи­чески настроиться на занятие.

- Добрый день! Начнём занятие с дыхательной гимнастики. Упражнения выполняем вместе со мной.

●Глубоко вдохнуть носом и на выдохе гладить поду­шечками указательных пальцев крылья носа.

●Закрыть подушечкой указательного пальца левую ноздрю. Глубоко вдохнуть правой ноздрей и на выдохе постучать по крылу носа подушечкой указательного паль­ца. Повторить другой ноздрей.

●Сделать поочередно каждой ноздрей 8-10 глубоких вдохов, закрывая другую подушечкой указательного пальца.

●Закрыть подушечкой указательного пальца правую ноздрю, глубоко вдохнуть левой ноздрей и на выдохе гром­ко и протяжно произнести звук «г-м-м...». Повторить дру­гой ноздрей.

Упражнения выполняются под счёт логопеда.

- Представьте, что мы стоим на солнечной весенней полянке. Поднимите руки вверх и слегка разведите в стороны над головой. Вы вдыхаете свежий весенний воздух, солнышко напитало вас своей энергией. Выпрямите спину, потянитесь вверх, встав на носочки. Сделайте глубокий вдох и выдох, улыбнитесь. Всем хорошего настроения и бодрого самочувствия. Садитесь. Теперь приступим к занятию.

II. Введение в тему. Работа по предметным картинкам.

Цель: активизация словаря по теме «Профессии», правильное употребление сущест-вительных в творительном падеже.

На доске предметные картинки с изображением людей разных профессий (врач, воспи-

татель, строитель, маляр, медсестра, повар, водитель, продавец, кондуктор, учитель, плотник, механик, тракторист, агроном).

-Назовите профессии людей, которых вы видите на картинках.

-Вспомните и скажите, кем работают ваши родители. Если вы видите соответствующую картинку, отложите её. Например, мой папа работает строителем, моя мама работает продавцом.

(Уч-ся отвечают на вопрос полным предложением и показывает соответствующую картинку).

-Кем бы вы хотели стать, когда станете взрослыми? Покажите соответствующую картинку. Например, я хотел бы стать механиком; я хотела бы стать медсестрой.

(Уч-ся отвечают на вопрос полным предложением по образцу).
- На какой вопрос вы всё время отвечали? (на вопрос кем?)

На доске парные предметные картинки: хлеб и нож, лопата и грядка, кастрюля и половник, вазочка с вареньем и ложка, дрова и топор).

- Посмотрите внимательно на картинки и составьте по ним предложения. Я вам помогу вопросами.

- Чем мы режем хлеб? (Хлеб мы режем ножом)

- Чем мы копаем землю?

- Чем мы наливаем суп из кастрюли в тарелку?

- Чем едят варенье?

- Чем рубим дрова?

- На какой вопрос вы отвечали? (на вопрос чем?)

- Вопросы кем?чем – это вопросы какого падежа? (творительного)

- Почему два вопроса? К каким существительным мы должны задавать вопрос кем?

(к одушевлённым).

- К каким существительным мы зададим вопрос чем? (к неодушевлённым)

III. Беседа по теме занятия.

Цель: учить с помощью вопросов кем?чем? устанавливать связь в словосочетаниях,

закреплять навык правильного употребления существительных в форме творительного падежа.

- Запишем тему занятия: «Творительный падеж».

- Вспомним ключевое слово творительного падежа. (доволен кем?чем?)

- Запишем ключевое слово и вопросы под темой занятия.

- Шью игла, рисую краски, поливаю вода. Почему вы улыбаетесь? Как правильно надо сказать? Какие слова я сказала неправильно? Почему? Какую часть слова нужно изменить, чтобы фраза звучала правильно? (окончание)

- Вспомним окончания существительных в творительном падеже по склонениям.

Работа по таблице. Уч-ся с небольшой помощью логопеда задают вопросы к словам, употребляя ключевое слово доволен.

- 1-е склонение – доволен кем?лисой, Сашей, доволен чем?землёй. Какие окончания у существительных 1-го склонения? (-ой, -ей-ёй).

- 2-е склонение – доволен кем?слоном, конём; доволен чем?полем. Какие окончания у существительных 2-го склонения? (-ом, ем-ём).

- 3-е склонение – доволен кем?дочерью, доволен чем?печью. Какие окончания у сущест-вительных 3-го склонения? (-ю).

IV. Гимнастика для глаз. Упражнения выполняются вместе с логопедом.

Цель: снять зрительное и умственное напряжение.

-Закройте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз.

-Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца правой руки, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

-Движение зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками.

-Крепко зажмурить глаза 10 – 15 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.

-Слегка поглаживать себя подушечками пальцев по векам, бровям, вокруг глаз.

Все упражнения логопед демонстрирует уч-ся.

V.Закрепление по теме.

Цель: учить находить слова в творительном падеже в предложениях и тексте на слух и зрительно, составлять предложные конструкции по опорным картинкам, восстанавливать деформированные предложения.

1.Работа над стихотворением.

- Послушайте стихотворение и скажите, какие слова в нём отвечают на вопросы

кем?чем?

***

С белкой пляшет бегемот,

Грустно смотрит серый кот –

Он сметаною объелся,

У него болит живот.

Машет веером варан,

Молотком стучит баран,

Подметает шваброй ёжик,

Усом крутит таракан.


2. Д/игра: «Кто что делает?»

Составить сложносочинённые предложения с союзом а по опорным картинкам.

а) На доске парные предметные картинки (указка и мел; миксер и половник; пила и молоток; гаечный ключ и насос; стетоскоп и лекарства). Уч-ся должны соотнести каждую пару предметов с определённой профессией и составить предложения. Например, миксер и половник дети соотносят с картинкой, на которой изображён повар: Повар миксером взбивает, а половником наливает.

- Посмотрите, у вас на столе лежат картинки. Что на них изображено? (инструменты и принадлежности). Назовите их.

-Подумайте, кому необходимы данные инструменты или принадлежности?

Уч-ся соотносят картинки с инструментами и предметами с картинками, на которых изображены люди разных профессий. По образцу логопеда составляют предложения.

Аналогично можно использовать следующий вариант.

б) На доске парные предметные картинки: ложка и половник, карандаш и ручка, пила и топор, лопата и грабли, игла и ножницы. Уч-ся составляют по картинкам предложения:

Ложкой едят (мешают), а половником наливают. Иглой шьют, а ножницами вырезают.

IV. Физкультминутка «Слон».

Слон шагает по дороге.

Вот так хобот, вот так ноги.

Под слоном прогнулся мост.

У слона огромный рост!

Весит слон триста тонн:

Тонна – ушко, тонна – ножка.

Вот так крошка!

V. Упражнения по теме.

3. Составить предложения из слов в начальной форме, изменяя, где нужно, окончания имён существительных.

● Река, над, белеть, туман.

● Под, ёж, найти, дети, ёлка.

● Под, речка, течь, гора.

● Мост, под, речка, течь.

● Лампа, стол, висит, над.

● Заяц, гонится, лиса, за.

Записать данные предложения в тетрадь. Найти слова в творительном падеже и выделить окончания. Определить склонение данных слов, сверить окончания с таблицей.

4. Игра «Кто самый внимательный?» (устно)

Цель: развитие слухового внимания и понимания логико-грамматических конструкций.

●Саша зашёл за другом. Кто был дома?

●За Мишей бежит Юра. Кто догоняет?

●За домом огород. Что впереди?

●За хлебом пошёл Серёжа. Что нужно купить?

●Сочинение написано учеником. Кто выполнял?

●Над лесом взошла луна. Что внизу?

●Под коробкой лежит мяч. Что наверху?

5. Работа по карточкам.

- Прочитайте предложения. Что это за предложения? Вспомните, как они называются. (пословицы).

- Найдите в них слова, стоящие в творительном падеже, обозначьте над ними карандашом падеж, выделите в этих словах окончания.

●Долг платежом красен.

●Красна птица пением, а человек умением.

●Не хлебом единым жив человек.

●Не спеши языком, торопись делом.

●Первый блин комом. ●Слухом земля полнится.

●Скатертью дорога. ●Дружба дружбой, а служба службой.

Вместе с уч-ся кратко выяснить смысл пословиц, привести пример.

- Как вы думаете, какие пословицы относятся к теме «Профессии».

VI. Итог занятия.

- Чему научились на занятии?

- Что вы знаете о творительном падеже существительного?

- Что понравилось на занятии?

- Какие задания вам трудно было выполнять?
- Оцените свою работу на занятии. Перед вами на карточках три знака. Назовите их (восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие). А теперь подумайте, прежде чем поднять нужный знак, выслушайте меня до конца: если вы поняли тему занятия, то поднимите восклицательный знак, если вам было нелегко, вы затруднялись, у вас есть вопросы, то поднимите вопросительный знак, если вы не поняли тему, вам все задания дались с трудом, то поднимите знак многоточие.

- Я рада, что вы поняли тему, активно занимались. Занятие окончено. Всего доброго.