ОГБОУ « Мосоловская школа-интернат»
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия
для учащихся 2 класса на тему
«Дифференциация звуков Ч-Щ»
Подготовила и провела
учитель-логопед
Карасева Наталья Николаевна.
2020-2021 учебный год
Тема: Дифференциация звуков Ч - Щ.
Цель занятия: Развивать фонематическое восприятие и закреплять правильное произношение на материале различения звуков ч-щ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-сравнение по звучанию и артикуляции фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, соотнесение фонемы с графемой;
- закрепление знаний об основных характеристиках звуков ч, щ;
- уточнение и расширение словарного запаса на основе словообразования, анализа слов-
паронимов;
- совершенствование навыков различения слов-предметов и слов-действий.
Коррекционно-развивающие:
- развитие моторики речевого аппарата;
- закрепление кинестетических ощущений на артикуляционные образы звуков ч - щ;
- закрепление связи звукового образа [ч] - [щ] с их графическим изображением;
- закрепление навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- закрепление правильного произношения данных звуков в слогах, словах и фразах.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям;
- формирование навыков аккуратного письма.
Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, сигнальные карточки, «звуковые» линейки, тетради, схема анализа звуков, буквы Ч, Щ.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед:
-Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Учащиеся:
-Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2.Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно и четко произносить все звуки, выполним артикуляционную гимнастику. Поставьте перед собой зеркала. Выполняем упражнения.
- Для [Ч] - «Улыбочка», «Оскал», «Чистим нижние зубки», «Горочка», «Катушка», «Желобок».
-Для [Щ] - «Хоботок», «Маляр», «Чашечка», «Кошечка пьёт молочко».
-Артикуляционный аппарат подготовили к работе.
3.Сообщение темы занятия.
- Послушайте загадки:
***
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьём исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас. (Часы)
-Назовите первый звук в слове «часы». (Ч)
***
Этот зверь, увидев кошку,
Громко лает у окошка.
Вечно крутится у ног
Рыжий в пятнышках …. (Щенок)
-Назовите первый звук в слове «щенок». (Щ)
-С какими звуками мы будем работать? (Мы будем работать со звуками Ч, Щ)
-Чем похожи эти звуки? Эти звуки согласные, глухие, мягкие.
Сравнение артикуляции звуков [ч], [щ].
-Звук ч – взрывной, краткий звук, звук щ – щелевой, долгий звук.
-Когда мы произносим звук [Ч] – губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы на расстоянии друг от друга, кончик языка и его спинка образуют смычку с бугор- ком, эта смычка переходит в щель между ними, воздушная струя короткая, тёплая, голоса нет, звук согласный, глухой, всегда мягкий.
-Когда мы произносим звук [Щ] –губы округлены, слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, кончик языка поднят к бугорочкам и образует с ними щель, воздушная струя длинная, тёплая, голоса нет, звук согласный, мягкий, всегда глухой.
-Чем же похожи эти звуки? (Звуки [ч] и [щ]-согласные, глухие, всегда мягкие)
- А чем эти звуки отличаются? (Произношением: разное положение языка, зубов; воздушная струя у звука [ч] – короткая, а у звука [щ] – долгая).
-Зачем изучать эти звуки? (Звуки [ч] и [щ] надо изучать, чтобы правильно писать и слышать)
4. Чтение слоговых таблиц.
- Прочитайте слоги, чётко произносите согласные Ч, Щ.
ЧА – ЩА ЩА – ЧА ЧА – ЩА – ЧА ЩА – ЧА – ЩА
ЧЁ – ЩЁ ЩЁ – ЧЁ ЧЁ – ЩЁ – ЧЁ ЩЁ – ЧЁ – ЩЁ
ЧУ – ЩУ ЩУ – ЧУ ЧУ – ЩУ – ЧУ ЩУ – ЧУ – ЩУ
ЧЕ – ЩЕ ЩЕ – ЧЕ ЧЕ – ЩЕ – ЧЕ ЩЕ – ЧЕ – ЩЕ
ЧИ – ЩИ ЩИ – ЧИ ЧИ – ЩИ – ЧИ ЩИ – ЧИ – ЩИ
АЧА – АЩА АЩА – АЧА ЧАЩ ЩАЧ
ОЧЁ – ОЩЁ ОЩЁ – ОЧЁ ЧЁЩ ЩЁЧ
УЧУ – УЩУ УЩУ – УЧУ ЧУЩ ЩУЧ
ИЧИ – ИЩИ ИЩИ – ИЧИ ЧИЩ ЩИЧ
ЭЧЕ – ЭЩЕ ЭЧЕ – ЭЩЕ ЧЕЩ ЩЕЧ
5. Соотнесение звука и буквы.
-Ребята, чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, пишем и читаем)
- Ребята, какой буквой обозначается звук [ч]? (Буквой Ч)
- На что похожа эта буква? (На цифру «четыре»)
***
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Выложите букву Ч из счётных палочек, обведите букву Ч каждым пальцем правой руки, затем – левой.
- Какой буквой обозначается звук [щ]? (Буквой Щ)
- На что похожа эта буква?
***
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет нам
Причесаться по утрам.
- Правильно, выложите букву Щ из счётных палочек. Обведите букву Щ каждым пальцем правой руки, затем – левой.
Логопед раздаёт карточки с заданием.
- Посмотрим, какие вы внимательные. Найдите и зачеркните букву Ч в ряду букв. Сколько букв Ч вы зачеркнули?
- Найдите и подчеркните букву Щ в ряду букв. Сколько букв Щ вы подчеркнули?
- Мы вспомнили на что похожи буквы Ч и Щ, а теперь откройте тетради, запишите число и тему занятия. Напишите строку заглавных и строчных букв Ч и Щ по образцу. 6. Развитие фонематического слуха.
а) - Сейчас внимательно слушайте меня и, если услышите звук [ч], сожмите руки в кулачки, а если звук [щ] - раскройте щёточкой: ч, р, х, щ, д, з, т, ч, ща, щу, ду, ич, ос, чко, сте, ещи, щак, встреча, роща, черника, трава, птица, одуванчик, щавель, летают, пищать.
-Какие растения вы услышали и запомнили? (Черника, щавель, одуванчик). Покажите их на картинках.
-Произнесите эти слова чётко по слогам. Запишите их в тетрадь, подчеркните букву ч одной чертой, а букву щ – двумя. Какой цветной карандаш вам понадобится? Почему? (Буквы будем подчёркивать зелёным карандашом, потому что зелёный цвет обозначает мягкий звук. Звуки ч, щ всегда мягкие)
- Прочитайте внимательно правило, написанное на доске. К какому слову вы его применили? (К слову щавель, так как в этом слове есть слог ща-)
б) -Поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить слова. Вы должны изменить слово, заменив звук Ч на звук Щ:
Плач - (плащ), помочь – (помощь), печать – (пищать), горящий – (горячий), чётко – (щётка), лечи - (лещи), точу – (тащу)
- Такие слова называются паронимы. На письме они отличаются одной буквой или звуком, когда мы говорим. Чем ещё отличаются паронимы? (значением слов).
Анализ слов-паронимов.
-Составьте с любой парой паронимов предложения.
7.Динамическая пауза.
Встаньте из-за парт, немного отдохнём.
Начинается разминка,
Встали, выпрямили спинки,
Вправо-влево наклонились.
Этой щёткой чищу зубы,
Этой щёткой – башмачки,
Этой щёткой чищу платье,
Эти щётки всем нужны.
8.Закрепление звуков в словах и словосочетаниях.
Логопед раздаёт конверты. В конвертах таблички с деформированными словами. Учащиеся составляют слова:
«Ощор»-роща, «кщле»- клещ, «голще»-щегол, «чарг»-грач, «жчи»-чиж, «чейру»-ручей.
-Названия каких птиц встретились вам? Покажите птиц на картинках. (Грач, чиж, щегол)
- Какие это птицы? (Это перелётные птицы)
- Запишите названия птиц в тетрадь, подчеркните буквы ч и щ зелёным карандашом.
9. Определение места звука в слове с помощью «звуковых» линеек.
-Продолжаем тренировать наш слух. Я буду произносить слова или показывать картинку, а вы должны назвать место звука в слове или в названии картинки.
-Начнём со звука Ч.
Слова: исключение (6), бесконечный (8), солнечный (6), частично (1, 6), чересчур (1, 6).
П/картинки: чайник (1), кирпичи (6), почта (3), ключ (4).
-Теперь со звуком Щ.
Слова: чудовище (7), почищу (5), возвращение (7), площадь (4), защищал (3, 5).
П/картинки: ящик (2), клещи (4), овощи (4), щука (1).
10. Составить слова из слогов. Игра «Волшебники».
Вол –чи – ще , ру – чи – ща, щё – точ – ка, ще – но – чек.
Представьте, что вы волшебники. Будем превращать предметы из маленьких в большие и наоборот.
а) Ящик – (ящичек), щенок – (щеночек), щепка – (щепочка), щека – (щечка), рука – (ручка).
б) Жук – (жучище), паук – (паучище), язык – (язычище), бык – (бычище), волк – волчище.
11. Упражнение для глаз.
«Следи за полётом жука», «Движущаяся точка».
Пальчиковая гимнастика: «Сел на ветку снегирёк».
Движения выполняются на каждое слово.
- Сел на ветку снегирёк. (Руки к плечам, руки в стороны, помахать руками –
«крылышками»)
Брызнул дождик – он промок. (Соединить пальцы вместе, затем резко разжать,
Перебирать пальчиками сверху вниз, сжаться в комочек)
Ветерок, подуй слегка, (Плавно помахать руками из стороны в сторону, обмахнуться,
как веером – сделать ветерок)
Обсуши нам снегирька. (Перебирать пальцами перед собой вдоль тела, руки к себе,
помахать «крылышками»)
12. Игра «Найди-прочитай».
Логопед раздаёт карточки, в которых надо найти предложения и слова, записанные сплошной строчкой.
Околоплотинымальчикиловилилещейонискладывалирыбувящиквкустахсиделлисенок
онловкостащилодноголещазверёкпобежалвчащу
-Что вы будете делать сначала? (найдём все слова) Потом? Найдём предложения. Сколько получилось предложений? Как вы их запишите в тетрадь? (Каждое предложение запишем с большой буквы, в конце поставим точку).
- Прочитайте. Что у вас получилось? (Маленький рассказ).
- Придумайте название текста. Спишите.
Учащиеся анализируют записанные предложения, находят слова с буквами ч и щ, подчёркивают карандашом. Затем находят в предложениях слова-предметы и слова-действия.
-На какие вопросы отвечают слова-предметы? Почему два вопроса? (Потому что на вопрос кто? Отвечают одушевлённые предметы, а на вопрос что? – неодушевлённые).
-Задайте вопрос к словам-действиям. (Что делал? Что делали?).
13. Итог занятия.
- Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Какие звуки учились различать?
- Мы учились различать звуки ч и щ.
- Скажите, чем отличаются по артикуляции [ч]- [щ]?
- Назовите характеристики этих звуков?
14. Рефлексия.
-Ребята, изобразим шкалу успеха. Если вам с трудом давались задания, вы не всё запомнили про звуки ч и щ – сидите на месте; если вам было интересно, вы успевали выполнить задания, запомнили характеристики звуков ч и щ – встаньте возле стульев, если вам было легко, вы сможете рассказать о звуках ч и щ: чем они похожи, а чем отличаются, вы практически выполняли задания без ошибок – встаньте за партами и похлопайте себе.
- Занятие окончено. Приведите своё место в порядок. Поднимите руки, сделайте вдох-выдох, потрясите кистями, попрыгайте на месте. Всего доброго.