СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого логопедического занятия для учащихся 6 класса на тему "Восстановление текста "Майское чудо" с пропущенными именами прилагательными"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного занятия: развивать умение осознанно и грамматически правильно восстанавливать текст с помощью имён прилагательных. Занятие проводилось для учащихся с ТНР.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого логопедического занятия для учащихся 6 класса на тему "Восстановление текста "Майское чудо" с пропущенными именами прилагательными"»

ОГБОУ « Мосоловская школа-интернат»













Конспект открытого логопедического занятия

для учащихся 6 класса на тему

«Восстановление текста «Майское чудо» с пропущенными именами прилагательными»


















Подготовила и провела

учитель-логопед

Карасева

Наталья Николаевна.







2022-2023 учебный год

Тема: «Восстановление текста «Майское чудо» с пропущенными именами прилагательными».

Цель: развивать умение осознанно и грамматически правильно восстанавливать текст с помощью имён прилагательных.

●Образовательные задачи:

1. Учить осознанно подбирать слова в текст с пропущенными именами прилагательными.

2. Показать необходимость согласования имён прилагательных с именами существительными с помощью падежных вопросов.

3. Закрепить знания о признаках текста.

4. Закреплять умение различать типы текстов по характерным признакам.

●Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать понимание логико-грамматических оборотов речи.

2. Активизировать предметный словарь и словарь слов-признаков по теме «Цветы».

3. Упражнять в грамматически правильном построении предложений.

4.Развивать логическое мышление, слуховое внимание, память, чувство языка.

●Воспитательные задачи:

1. Формировать навыки доброжелательного общения, правильного поведения.

2. Воспитывать коммуникативные навыки: умение правильно задать вопрос, попросить помощи при затруднениях, культуре общения с педагогом и одноклассниками.

3. Воспитывать эстетическое восприятие красоты природы, воспетой в поэзии и устном народном творчестве.

4. Воспитывать бережное отношение к родному языку.


Оборудование: сюжетные и предметные картинки с изображением ландыша; таблица «Изменение имён прилагательных по падежам»; карточки с текстами, памятка «Признаки текста», таблицы слов для справок, тетради, ручки.



























Ход занятия.


Ι. Орг.момент.

Цель: помочь обучающимся настроиться на занятие.

Логопед вместе с уч-ся произносит чистоговорку:

- Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей.
Мы друг другу улыбнемся,
И начнем урок скорей.

ΙΙ. Введение в тему занятия.

Цель: подготовка к восприятию темы занятия, активизация словаря на тему «Цветы».

1. Логопед читает загадку:

- Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной.

Логопед:

- О каком цветке говорится в загадке? (О ландыше).

- Когда зацветает ландыш? Почему в загадке упоминается поздняя весна? (Ландыш зацветает в мае месяце).

- Где появляется ландыш? (В лесу). Значит, это какой цветок? (Лесной).

2. Беседа о ландыше по предметным и сюжетным картинкам.

Логопед:

- Что изображено на картинке? (Ландыш).

- Верно. В тенистых местах, в лесу поздней весной появляется ландыш. Он цветёт в мае-июне. На тоненьком трёхгранном стебле растут листья овальной формы. Цветы ландыша красивы. Они похожи на жемчужинки, колокольчики. Сок цветка ядовит. Это растение используют в медицине. Ландыш занесён в Красную книгу.

- Рассмотрите внимательно ландыш. Какой у него стебелёк? (Тонкий, хрупкий).

- Какие листья? (Овальные, продолговатые, остроконечные).

- С чем можно сравнить цветы? (С жемчужинами, бубенчиками, колокольчиками, горошинками).

- Какой запах у ландыша? (Нежный, тонкий). Недаром цветки ландыша используют в парфюмерии.

ΙΙΙ. Работа с текстом «Легенда».

Цель: закрепить знания о признаках текста.

Логопед:

- Люди издавна восхищались красотой ландыша. В давние времена они придумали красивую легенду о том, как появился на земле этот чудесный цветок.

Логопед достаёт из конверта карточки с текстом. Учащиеся читают легенду.


Легенда.


Водяная царевна полюбила Садко. Случайно она узнала о верной любви его к девушке Любаве.

Тогда царевна вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго ходила она по лугам и опушкам, но Садко нигде не было.

И вдруг она увидела его среди стройных берёз вместе с Любавой. Заплакала с горя царевна. Горькие слёзы покатились из её синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы – символ верности, любви и нежности.




- Перескажите коротко, о чём легенда. (Уч-ся пересказывают).

- Можно ли назвать прочитанное текстом? Вспомните и назовите основные признаки текста. Если затрудняетесь – обратитесь к нашей памятке «Признаки текста»:

● Текст имеет тему.

● Всегда есть главная мысль текста.

● Текст можно озаглавить.

● Текст можно разделить на части.

● Части текста всегда связаны между собой.

● Можно определить тип текста.

- Докажите, что прочитанный текст «Легенда» имеет все эти шесть признаков.

Ответы уч-ся:

- Тема текста: водяная царевна из-за несчастной любви к Садко плачет, и из её слёз появляются цветы – ландыши.

- Главная мысль текста: настоящее чувство, даже не взаимное, способно украсить мир цветами.

- Текст можно озаглавить «Легенда о ландыше», «Ландыш – символ верности, любви и нежности».

- Текст можно разделить на три части: Несчастная любовь водяной царевны. Прощание с песнями музыканта Садко. Слёзы превратились в ландыши.

- Части текста связаны между собой темой несчастной любви царевны.

- Тип текста повествовательный.

ΙV. Упражнение в различении типов текста.

Цель: закреплять умение различать типы текстов по характерным признакам.

Логопед:

- Вспомните, какие типы текстов бывают. (Текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение).

- Назовите основные признаки каждого типа текста. (Текст-повествование: последовательная передача событий и действий. Текст-описание: изображение признаков и свойств предмета. Текст-рассуждение: объясняет причины того или иного события или явления).

Логопед достаёт из конверта карточки с текстами:

- Прочитайте внимательно отрывки и определите типы текстов. Свой ответ обоснуйте.


А. ***

Бутонов круглые бубенчики

Ещё закрыты и плотны,

Но солнце раскрывает венчики

У колокольчиков весны.

Природой бережно спелёнутый,

Завёрнутый в зелёный лист,

Растёт цветок в глуши нетронутой,

Прохладен, хрупок и душист.

(С.Я. Маршак)


Б. Ландыш внесён в Красную книгу, так как находится на грани исчезновения. Из-за красивых и душистых цветов люди стали рвать ландыш в больших количествах …


В. Долго царевна ходила по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. И вдруг она увидела его среди стройных берёз вместе с Любавой. Заплакала с горя царевна. Горькие слёзы покатились из её синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные серебристые цветы – символ верности, любви и нежности.

Учащиеся читают каждый свой отрывок текста и называют тип текста, обосновывая ответ.

V. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз. Упражнения выполняются вместе с логопедом.

Цель: снять зрительное и умственное напряжение.

-Закройте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз.

-Вытяните вперёд руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца правой руки, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.

-Движение зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками.

-Крепко зажмурить глаза 10 – 15 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.

-Слегка поглаживать себя подушечками пальцев по векам, бровям, вокруг глаз.

Все упражнения логопед демонстрирует уч-ся.

VΙ. Восстановление текста с пропущенными прилагательными.

Цель: упражнение в осознанном подборе слов в текст, уточнение и обогащение словарного запаса, упражнение в грамматически правильном построении предложений.

1. Логопед раздаёт карточки с текстом «Майское чудо» с пропущенными именами прилагательными.

- Сейчас мы будем восстанавливать текст, который называется «Майское чудо». Что значит «восстановить текст»? (Определить последовательность предложений в тексте, частей текста или абзацев; дополнить текст пропущенными словами и т.д.).

- Прочитайте упражнение.

- Что вы прочитали? (Текст).

- На что вы обратили внимание? (В тексте пропущены слова).

- Как вы думаете, слова какой части речи пропущены? (Имени прилагательного).

-Что такое имя прилагательное? (Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?).

- Какой части речи подчиняется имя прилагательное? (Имени существительному).

- Как имя прилагательное согласуется с именем существительным? (С помощью вопросов. Эти части речи согласуются в роде, числе и падеже).

- Чтобы не допустить ошибок в окончаниях имён прилагательных, надо правильно задавать вопросы от имён существительных к прилагательным. В этом вам поможет таблица «Изменение имён прилагательных по падежам».

- Прочитайте внимательно таблицу слов для справок. Какие слова вам незнакомы, вы плохо понимаете их значение? (Прелая земля).

- Прелая земля – это влажная, насыщенная гниющими остатками опавшей листвы, почва.

2. Беседа по содержанию текста «Майское чудо».

Логопед:

- О каком майском чуде вы узнали из текста? (О ландыше, который расцвёл в лесу).

- На сколько частей можно разделить текст? (На три части).

- О чём рассказывает автор в первой части текста? (О том, как ребята спешат в рощу, чтобы увидеть чудо).

- О чём рассказывает автор во второй части текста? (Автор описывает ландыш).

- О чём вы узнали из третьей части? (О том, что ландыш – подарок весны, и его надо беречь).

- К какому бы типу вы отнесли каждую часть текста? (Первую часть – к повествовательному типу; вторую часть – к описательному; а третью – к рассуждению).

3. Выполнение задания.

Можно выбрать один из вариантов:

А. Восстановить текст письменно в тетрадях, используя таблицу слов для справок.

Б. Раздать каждому уч-ся текст в виде перфокарты. Обучающиеся вписывают в пробелы пропущенные прилагательные или прикладывают распечатанные на небольших полосках бумаги выбранные слова.

VΙΙ. Анализ выполненной работы.

Цель: исправление допущенных ошибок, уточнение словарного запаса.

VΙΙΙ. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- Итак, ребята, над какой темой мы сегодня работали? Чем вы сегодня занимались?
- Что мы с вами сегодня повторили?
14. Рефлексия.
-Ребята, изобразим шкалу успеха. Если вам с трудом давались задания, вы не всё поняли – сидите на месте; если вам было интересно, вы успевали выполнить задания, но вам немного помогали – вытяните руки вперёд и помашите кистями; если вам было легко, вы самостоятельно выполняли задания без ошибок – поднимите руки вверх и похлопайте себе.

- Занятие окончено. Приведите своё место в порядок. Всего доброго.






































Приложение 1.


Восстановите текст, используя слова для справок.


Майское чудо.


|_________________ солнце согревает __________________ землю своим теплом.


|_________________ утром мы бежим в _________________ рощу. В _______________


прохладе можно увидеть ___________________ чудо.


В зелени ____________________ травы белеет __________________ цветок.


На __________________ ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на _____________


колокольчики. В ________________ части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики.


|_________________ листья, словно ладони, охраняют _______________ стебелёк.

Слышишь, как звенят ________________ колокольчики? Мы вдыхаем ______________


запах ________________ цветка. |______________ подарок _______________ леса!


Догадались, о каком растении идёт речь? |________________ ландыш подарила нам


_______________ весна. Не губите _________________ красоту _______________


полянки!


Слова для справок: прелую, ласковое, ближнюю, ранним, редкое, тенистой,

прелестный, крошечные, тонкой, широкие, верхней,

весенние, хрупкий, нежного, тонкий, русского, прекрасный,

долгожданная, лесной, майской, дивную, высокой.



















Приложение 2.


Таблица слов для справок.


прелую

ласковое

ближнюю

ранним

редкое

тенистой

прелестный

крошечные

тонкой

широкие

верхней

весенние

хрупкий

нежного

тонкий

русского

прекрасный

долгожданная

лесной

майской

дивную

высокой





































Литература.


1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. Кн. для учащихся. – М.:

Просвещение, 1995.

2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся. Пособие для

логопеда. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

3. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у школьников.

Учебное пособие – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

4. Шклярова Т. В. Русский язык. Сборник упражнений. Пособие для учащихся. – М.: Изд. «Грамотей», 2002.

5. Капинос В. И., Сергеева Н. Н. Сборник текстов для изложений с лингвистическим

анализом. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

6. Мельникова И. И. Развитие речи. Кн. для логопеда. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.