СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого мастер - класса "Роспись имбирного пряника"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер – класс по технологии

«Роспись новогоднего имбирного пряника»

Здравствуйте, уважаемые  родители!

Я вас очень рада видеть, и приготовила для вас небольшой мастер-класс.

Но для начала предлагаю отгадать мою загадку:

Формы разной он бывает,

И глазурью весь сверкает,

Выпекается в печи,

Но совсем не калачи! (Пряник)

- Что это?

- Правильно! Сегодня речь пойдет о пряниках. Кто из вас не пробовал пряник? Наверное, здесь нет таких людей.

Хотите узнать побольше о прянике?

Мы с вами сегодня узнаем об истории  пряников и побудем с вами мастерами пряничных дел.

2 слайд

Пряник — мучное кондитерское изделие, выпекаемое из специального пряничного теста; для вкуса могут добавляться мёд, орехи, цукаты, изюм, фруктовое или ягодное повидло.

3  слайд

На Руси первые пряники, называемые “медовым хлебом”, появились они еще в IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с медом и ягодным соком, причем мед в них составлял почти половину от всех других ингредиентов. Позже в “медовый хлеб” стали добавлять лесные травы и коренья.

4 слайд

В России существовало три вида пряников, получивших свое название по технологии их производства. Лепной пряник Печатный пряник Силуэтный пряник

5 слайд

ЛЕПНЫЕ ПРЯНИКИ лепят из теста, так же как игрушки из глины, самый древний способ. Лепные пряники пришли к нам из языческой Руси. Их традиционные персонажи - конь, олень, коровка, коза, утица, тетерка с птенцами - уцелевшие образы древнерусской языческой мифологии.

6 слайд

СИЛУЭТНЫЕ ПРЯНИКИ вырезаются из теста при помощи специальной формочки или по шаблону. Особой региональной разновидностью русских пряников являются современные козули. Такие пряники очень популярны в Архангельской области и считаются одним из символов Поморья.

7 слайд

ПЕЧАТНЫЙ ПРЯНИК самый распространенный, изготавливался с помощью пряничной доски – «пряницы» в виде рельефного оттиска на тесте. К XVIII—XIX векам производство пряников процветало уже в Перми, Архангельске, Курске (в том числе «коренские пряники», которыми славилась Коренная пустынь). Знаменитый на всю Россию печатный пряник – тульский и городецкий.

 

8 слайд

Пряники разделялись по назначению: подарочные, прощальные, свадебные,

лечебные, игровые... Так, например, подарочные пряники для невесты и молодой дамы были в виде корзины цветов, сердечка, целующихся голубков, лебедей с соответствующими случаю надписями: “Знак любви”, “Знак верности”, “Знак памяти”, “Знак дружбы”, “Кого люблю, тому дарю”, "В день ангела”.

 

9 слайд

В наше время пряничное дело, к сожалению, уже не имеет такого широкого размаха, как прежде, а внешний вид и вкусовые качества пряников в основном далеки от тех, что были привычны для наших не таких уж и далеких предков.

Скоро Новый год. Это один из главных праздников. А в праздники принято дарить подарки. А самый лучший подарок это тот, который мы делаем своими руками. Как вы считаете, пряник- это хороший подарок? Каким должен быть праздничный пряник?

Украшать пряник, целое искусство! Я приглашаю вас в художественную мастерскую, где мы станем художниками по украшению пряников. У вас на тарелочках лежат пряники, я предлагаю их расписать их по своему желанию. Существует несколько вариантов росписи пряников.

10 - 12 слайды

Надеюсь, что вам понравился наша сегодняшняя встреча, и вы узнали много нового интересного. Важно помнить – русские традиции не умирают, они будут жить в веках. А наша задача – эти традиции сохранять, оберегать и передать своим потомкам. 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого мастер - класса "Роспись имбирного пряника"»

Мастер-класс по технологии «Роспись имбирного пряника»

Цель урока: сформировать представление о видах обрядового печенья, научить расписывать пряники, знакомить с пряничным искусством на Руси, знакомить с русскими обычаями, формирование глубоких и доверительных отношений детей и родителей в процессе совместной художественной деятельности; формирование основ базовой культуры личности учащегося посредством эффективного взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагога, родителей, детей в условиях совместной творческой деятельности.

Задачи:

Образовательная: познакомить участников с видами обрядового печенья и научиться расписывать пряники.

Развивающая: развивать и формировать навыки учебной деятельности обучающихся через изучение традиций и обычаев.

Воспитательная: возбудить интерес к традициям русского народа, заинтересовать участников МК в продолжении традиций изготовления пряников у себя дома.

Ожидаемые результаты: практическое освоение участниками навыков в рамках транслируемого опыта; повышение педагогической культуры родителей, улучшить взаимопонимание родителей и детей в общей работе, возможность использовать полученные знания.

Тип занятия: комбинированное.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная и коллективная.

Методы: информационный (словесный), иллюстративный.

Оборудование и материалы: Видеопрезинтация «Пряники», вырезные пряники, принадлежности для росписи пряников: одноразовые полиэтиленовые пакетики с глазурью, тарелки, салфетки, пряники, эскизы расписных пряников.

Ход занятия

1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку и усвоению нового материала

2. Сообщение нового материала.

3. Целеполагание.

4. Самостоятельная работа участников МК. Закрепление нового материала.

5. Анализ работ и подведение итогов.

Информационная часть.

Пряники русские,

Сладкие, мятные,

К чаю ароматному

Угощенье знатное.

Педагог: Сегодня мы с вами собрались, чтобы побывать в «Пряничной стране», познакомиться с историей изготовления пряников, самим попробовать себя в качестве мастеров. Жизнь наших предков переплеталась с обычаями и обрядами, укладом которых было почитание отцов и дедов, связь с природой и трудом. Эти добрые времена утверждали и оставляли после себя добрые традиции. Об одной из них и поговорим сегодня. Много праздников чтил наш народ, а где праздник, там подарки и угощения, вкусные и нарядные пряники.

Слово «пряник» происходит от слова «пряность». У вас на столах находятся пакетики, прочитайте, что на них написано, понюхайте эти вещества. При замесе пряничного теста обязательно используются эти ароматные продукты.

Такие пряники очень популярны в Архангельской области и называются там козулями. Они считаются одним из символов Поморья и носят обрядовый характер. Архангелогородцы и по сей день не представляют себе без козуль ни одного праздника ни Нового года, ни Рождества, ни Пасхи, ни других знаменательных дат. На Поморье говаривают: «Без козули и праздник не в праздник». Обычай требовал сохранять подарочные козули на счастье до следующего новогодья. Их ставили на видное место – в красный угол, на полку с посудой или в буфет, ими украшали ёлку. Как и другим изделиям из теста им приписывали магические свойства. Ещё в 20-30 годы прошлого века девушки одаривали козулями своих парней на новогодних вечеринках. К этим дням они готовили самое нарядное печенье, состязаясь друг с другом в мастерстве его украшения. В старину роспись козуль носила обрядовый характер. Сегодня архангельские козули – это красивый, ароматный съедобный сувенир, отличный подарок к любому празднику или юбилею.
Козуля – это попросту пряник. Правда, пряник очень не простой и очень нарядный, в отличие от других русских пряников.

В нашей стране пряники делятся по способу производства – печатный, вырезной и лепной; а также – по месту производства – тульский, вяземский, городецкий. Но лишь поморский пряник – козуля – имеет собственное имя. К тому же, козулю можно смело отнести к лепным пряникам, которые являются самым древним видом пряников. Правда, в последние пару столетий козули вырезают с помощью специальных форм, но всё-таки, классическая козуля – лепная.

Печенье вырезается из пластины раскатанного теста ножом или при помощи специальных металлических форм

Начинали делать тесто не позже 22-25 декабря, т. к. его необходимо было выдержать на холоде. У каждой хозяйки был свой рецепт, который держался в секрете. После выпечки пряник раскрашивают разноцветной сахарной глазурью, которая готовится из сахарной пудры, яичного белка и красителей. Традиционно использовалась глазурь белого и розового цветов – палитра северной природы: цвет снега и неяркого солнца. Для приготовления глазури розового цвета использовали, например, сок брусники.

А теперь скажите, какими узорами украшены эти пряники?

Ученики: Эти узоры состоят из разных линий (прямых, волнистых, ломаных), точек, капелек, сеточек.

Педагог: Мастерица раньше расписывала пряники специальной палочкой. Сейчас для этой цели используют кулинарные кулечки. Присыпка сахарным песком по еще не застывшей глазури создает эффект сверкающего морозного инея.

Педагог: Необходимо придумать узор, которым вы украсите свои пряники и расписать их (Целеполагание).

Главное условие при кулинарных работах – это соблюдение санитарно-гигиенических правил. Чтобы не получить отравление или кишечное заболевание, необходимо тщательно вымыть руки с мылом (перед уроком дети вымыли руки).

Сейчас наш урок превращается в мастерскую «Северная роспись», где для росписи будут использоваться только традиционные цвета глазури. В современной технологии росписи используются кондитерские посыпки, украшения из сахарной пудры, гелевые карандаши, сделанные из сиропа.

Первый пряник я распишу сама. Подойдите ко мне и посмотрите, как это делается.

Используются 3 приёма: обводка пряника выполняется глазурью волнистой линией, чтобы подчеркнуть силуэт, затем прямой линией делается графическая прорисовка деталей, общая поверхность заполняется узором из точек, капелек, сеточек, крестиков, волнистых линий.

Возможно использование кондитерских украшений и гелевых карандашей.

Если вы испачкаете руки глазурью, можно вымыть их или вытереть салфеткой, которая у вас на столе. У вас на столах печенье, которое мы будем расписывать. Ваша задача, как можно красивей и оригинальней расписать пряники. Вы можете придумать узор, которым украсите свои пряники, а мы в конце урока оценим ваши работы и посмотрим, у кого получился самый красивый пряник.

Закрепление нового материала:

1. Какие виды пряников по способу изготовления вы узнали?

2. Почему используют белый и розовый цвет глазури? ( Северная палитра красок - много снега и мало солнца)

Какие пословицы вы знаете о пряниках? Как их понимаете?

«Воспитание кнутом и пряником»

«Без работы пряников не купишь»

«Ломается как пряник»

«И пряником не заманишь»

Подведение итогов занятия:

Отметить лучшие работы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!