Конспект открытого ООД на тему
«Культура и традиции русского народа» для средней группы
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня с вами поговорить о нашей стране. Как
называется наша страна, в которой мы живем? (Ответы детей)
Россия – страна очень большая и красивая. В огромных лесах России растет много ягод и грибов, живет много разных зверей и птиц. Через нашу страну протекает много рек. Одна из самых больших – Волга. Много в нашей стране и гор. В горах добывают полезный ископаемые: уголь, железо и другие металлы. Столица нашей Родины - г. Москва. Наша страна очень богатая. Она возникла очень давно и называлась она Русь. У нее древняя и интересная история. Как же образовалось такое огромное государство Россия?! Раньше в России было много княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали земли. Но когда на Русь – нападали иноземные враги, все князья объединялись для борьбы с ними. А потом они решили объединиться навсегда, выбрали себе главного князя, он стал называться царем. И Россия стала большим и сильным государством.
Воспитатель: Ещё наша страна богата талантливыми людьми. Что вы сами любите с детства слушать?
Воспитатель: Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок. Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей)
Д/И «Отгадай сказку» (работа с иллюстрациями)
Воспитатель: Русский народ сочинял красивые песни, русские люди любили водить хороводы. Давайте сейчас поводим с вами хоровод.
Хоровод на выбор воспитателя под хороводную песню.
Включается ярмарочная музыка.
Воспитатель: У каждого народа есть свои традиции. Давайте присядем за столы и поговорим с вами о традициях русского народа. (Дети рассаживаются на свои места).
Воспитатель: Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (ответы детей).
Воспитатель: Традиция – слово не русское, а латинское и в переводе оно
означает передача, т.е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому. На Руси традиционными праздниками были Рождество, Новый год и Крещение. Любимыми забавами было катание на тройках лошадей. Весной отмечали Масленицу, Пасху.
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что раньше люди жили не в квартирах, как сейчас, а в избе. Посмотрите, какой она была.
Главным в доме была печь.
Без печи избы не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь не только обогревала избу. На печи сушили одежду, обувь. А сейчас послушайте загадку:
Есть такие слова, он всему голова,
Хрустящей корочкой одет,
Вкусный, чёрный, белый …(хлеб)
В печке пекли хлеб, готовили еду. На печи спали, чтобы тепло было.
Ребята, а когда я была маленькая, я и моя семья жила в такой избе. Моя мама тоже готовила в печи щи, кашу, картошку, пекла блины и пироги. Еда из печи была необыкновенно вкусной!
Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас на ковёр немного отдохнуть.
Физминутка:
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку (потянулись)
С ветерком оно играет (руки вверх)
Ветерок его качает (прогнулись)
К земле низко прижимает
Вот, как весело играет (наклоны туловища, присели)
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов (ходьба)
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! (руки вверх и потянуться)
Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся на свои места.
А в наше время многие традиции и праздники сохранились (Рождество, Пасха, Масленица, именины), и добавились новые: Новый год, День Победы, 8 марта, 23 февраля. Это всё традиции всенародные.
А ещё традиции бывают семейные. Посмотрите на нашу с вами стенгазету с фотографиями ваших семейных традиций.
Слайд 12.
Воспитатель вызывает 2-3 детей рассказать о традициях их семьи.
Итог занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей стране, о талантах русского народа, о разных русских всенародных и о семейных традициях.
Ребята, что вам сегодня понравилось и запомнилось больше всего?
Какие традиции нашего народа вам запомнились?
Мы и дальше продолжим знакомство с русской культурой и традициями.