Занятие
для детей старшего дошкольного возраста
Тема:
«Человек – лучший друг птиц».
Жильцова Оксана Николаевна
МБДОУ – детский сад №18 «Карусель»
Воспитатель
Г.о. Серпухов
Цель:
Активизировать знания о птицах, зимующих и перелетных;
Совершенствовать образную и словесно -логическую память в процессе словесных игр;
.Развивать логическое мышление через классификацию птиц, корма для птиц;
Способствовать развитию у детей внимания и сообразительности, учить отвечать на вопросы поискового характера;
Воспитывать желание участвовать в организации подкормки птиц зимой.
Материал: кормушка, различный корм для птиц, белые листы бумаги на каждого ребенка, цветные карандаши, картинки с изображением птиц.
Ход занятия:
Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Желтые метели.
Под ногами первый лед
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнет,
А запеть – стесняется.
У нас сегодня гость…
Я не хожу, я прыгаю.
Я не пою – чирикаю.
С людьми я рядом жить привык
Чирик-чирик, чирик-чирик.
Услышала я недавно такую историю. Жил - был воробей, звали его Чик Чирикин. Родился он в начале лета и было у него много пернатых друзей.
- Ребята, а что это за друзья - пернатые? Почему их так называют ? Наступила зима, а Чик Чирикин решил слетать в гости к соловью. Прилетел - а гнездо соловья пустое, полетел к скворцу - и его дом пустой, полетел к журавлю и его нет. Грустно стало нашему воробью. Куда все подевались?
Дидактическая игра -Улетаю - остаюсь.
В игре участвуют все ребята. За каждый правильный ответ участник получает медаль. Воспитатель перечисляет птиц - дети отвечают - "улетает" она или "остается" зимовать. Подбор птиц строится на предварительной работе по этой теме.
-Ребята, почему некоторые птицы улетают?
-Что такое живой корм?
-Чем могут питаться птицы? (насекомыми, растениями, семенами, пищевыми отходами, земноводными, рыбой)
-А почему улетают утки, дикие гуси, чайки? Ведь рыба не засыпает на зиму? Да совсем расстроился воробей. Но мы с вами предлагаем ему послушать песню про воробья. (Исполняют все дети песню).
Словесная игра "Кто как голос подает?"
- стучит в лесу... (дятел)
- пищит...(синица)
- токует ..(глухарь)
- воркует... (голубь)
- трещит... (сорока)
- чирикает... (воробей)
- свистит... (клест)
- каркает.. (ворона)
Оказывается есть к кому слетать в гости воробью. А какие птицы остаются на всю зиму, мы узнаем, когда отгадаем загадки.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Все вертится, суетится,
Ее на месте не сидится,
Это бойкая … (синица).
Чернокрылы, красногрудый,
И зимой найдет приют,
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (снегирь)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (Воробей)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Почему? ( из - за корма)
А чем мы можем накормить голубя, синицу, ворону, сороку, снегиря, которые зимуют около жилья человека?
«На прогулку мы пойдем-
Встречу с птичками мы ждем!
Кормом будем угощать –
Птичек слушать и считать!
Любим мы друзей пернатых-
И заботимся о них!»
«Где же синички, летите семечки – ищите …»
«Чик – чирик , чик – чирик , серый воробьишко , клюй пшено , братишка …»
«Гули- гули, воркуют гули, семечки клюют, детям песенку поют …»
«Сорока – белобока прилетай, крошки хлебные собирай …»
«Грач, грач не спеши, смело зернышки ищи.»
Давайте пройдем к столу. Вот корм. Вот кормушка. Давайте положим на кормушку все что любят и смогут съесть птицы. Но взяв корм, вы должны объяснить почему взяли именно это. (Обязательно среди семян, семечек, хлебных крошек и т.д. надо положить грецкие орехи, кедровые орехи - пусть дети поразмышляют смогут ли птицы съесть такой корм)
Физ.минутка.
Подвижная игра «Совушка»
В уголке площадки - обруч. Это «гнездо совы». В него становится ребёнок, который избран «совушкой». Остальные дети - это «мотыльки» и «жучки». Они становятся на другой стороне площадки. Середина площадки свободная.
На слова воспитателя: «День начинается, все просыпаются» - мотыльки и жучки начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают сок из цветов.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в любой позе. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом избирают нового ведущего, и игра начинается сначала.
Итог. Ребята, давайте скажем, что общего у всех птиц? Можно ли назвать птицей летучую мышь? Почему? Ведь у нее есть крылья и она летает , ест насекомых?
А сейчас я предлагаю вам выполнить работу оригами. Пусть Чик Чирикин смотрит на них и ждет своих пернатых друзей в гости весной и летом.