Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР «ОРЛЁНОК»
Детский сад
Конспект открытого развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста
из цикла занятий по формированию познавательной сферы.
Подготовила и провела
педагог -психолог:
Петрушина А,Р.
2019 год
Цель — формирование познавательной сферы старших дошкольников.
Задачи: - развитие восприятия, наблюдательности;
развитие внимания и памяти;
развитие образного и логического мышления;
развитие координации движения и мелкой моторики;
способствовать развитию интереса к психологическим знаниям и самопознанию.
План.
Приветствие.
Вводная часть.
Внимание, как познавательный процесс.
Восприятие (слуховое).
Воображение.
Развитие координации.
Мышление, как познавательный процесс.
Развитие мелкой моторики (работа в тетради).
Заключительная часть.
Дополнительные задания (Память, как познавательный процесс).
Оборудование: бланки корректурные пробы и методика развитие воображения «Дорисовывание фигур», рабочие тетради, карандаши.
1. Приветствие.
Инструкция: Дети стоят в кругу. Предлагается приветствовать друг друга по кругу фразой
«- Я рад(а) тебя видеть».
2. Вводная часть.
Психология — это наука, которая помогает развивать наши способности.
(Восприятие, внимание, память, мышление, воображение).
3. Внимание — это способность сосредоточится на какой-либо деятельности, предмете, явлении.
Для развития внимания важно — способность сосредоточится, наблюдательность, сразу учитывать несколько предметов в задании, как долго вы можете хорошо выполнять задание.
- Вот в этом мы сейчас и потренируемся.
«Корректурная проба».
Цель: развитие скорости распределения и переключения внимания, его объёма и устойчивости.
Инструкция:
Ребёнку предлагается таблица с любыми знаками — буквами, фигурами, цифрами. Например, при буквенной форме корректурной пробы ребёнок должен как можно быстрее находить и зачёркивать какую-либо букву. Фиксируется время и количество ошибок.
4. Восприятие-это наша с вами способность распознавать предметы и явления при помощи слуха, зрения, на ощупь или вкус, по запаху т. е. При помощи органов чувств.
- Какие органы чувств вы помните?
(Уши, глаза, нос, рот,кожа рук).
- Сегодня мы будим тренировать свой слух.
Развитие слухового восприятия с помощью пробы «Понимание текста».
Инструкция:
Детям диктуется предложение : «Серёжа встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошёл в школу.».
После этого спрашивается о порядке действий Серёжи.
5. Воображение- это присущая только человеку возможность создания новых образов из того, что он уже знал раньше. т. е. Способность представить что-то, до его появления.
- А в каких профессиях нам необходимо воображение?
(Художник, поэт, композитор..)
Методика «Дорисовывание фигур».
Инструкция: Дорисуйте фигуры. Из каждой фигуры должен получится рисунок
6. Развитие координации.
Игра «Четыре стихии».
Инструкция: Дети стоят в кругу.Повторяют движения за ведущим, затем самостоятельно.
Земля — руки опущенны вниз.
Воздух- руки подняты вверх.
Вода — руки прямо перед собой.
Огонь — махи руками прямо перед собой.
7. Мышление.
- Мы очень мало бы знали об окружающем мире, если бы все наши знания получали только при помощи органов чувств. Возможность более широкого и глубокого знания об окружающем мире предоставляет каждому человеку мышление.
Мышление — это способность познания окружающего мира по средствам мысли, умение рассуждать, анализировать и выбирать.
Сравнение понятий.
Инструкция:определите насколько хорошо вы умеете анализировать предметы и понятия. Назовите по четыре сходства и различия между:
-Лошадь и корова;
-Книга и тетрадь. (Выполняется по рядам.)
«Шкодные вопросы».
Инструкция: вам предлагаются шутливые вопросы, которые требуют гибкости мышления.
- Зачем у охотника ружьё? (За плечём).
-Полосатая, африканская лошадь? (Зебра).
8. Развитие мелкой моторики, умения копировать, навыков письма.
Методика «Копирование с переносом».
Инструкция: Детям предлагается, в рабочих тетрадях, скопировать рисунок по клеточкам.
Методика «Дорисуй узоры».
Инструкция: Детям предлагается, в рабочих тетрадях, дорисовать узор.
9. Заключительная часть.
- Сегодня на занятии мы тренировали вниманме, восприятие на слух, координацию движений, развивали воображение и мышление, навыки письма. Мы развивали наши способности.
10. Память.
Память- это наша способность запоминать то что мы видим, слышим, говорим, способность сохранить всё это и в нужный момент, вспомнить.
Запоминание слов — игра «Диета термита».
Инструкция:вам будет прочитано стихотворение «Диета термита».Ваша задача запомнить предметы, которые входили в диету.