СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого совместного занятия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД "С Золушкой на бал".

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого совместного занятия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы»

Конспект открытого совместного занятия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы
«С Золушкой на бал»

Цели занятия:

  • Образовательные:

- развивать подвижность органов артикуляции;

- активизировать мимическую мускулатуру;

- совершенствовать мелкую моторику руки;

- учить внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией;

- упражнять в умении образовывать существительные в родительном падеже в единственном и множественном числе;

- обогащать словарный запас детей;

- развивать высшие психические функции детей (внимание, память, логическое мышление);

- закреплять умение проводить слоговой анализ односложных, двусложных, трехсложных слов без опоры на слоговую схему слов;

- упражнять в подборе слов к заданным определениям;

- формировать навык составления фразовых высказываний различной структуры;

- развивать слухо - речевой ритм.

  • Воспитательные:

- воспитывать чувство доброты, приучать детей заботиться о тех, кто слабее или попал в беду;

- воспитывать эмпатию, желание прийти на помощь;

- вызвать эмоциональный настрой на сказку;

- воспитывать культуру речевого общения.

  • Коррекционные:

- закреплять правильное произношение скорригированных звуков в самостоятельной речи у части воспитанников.

Подготовительная работа: прочитать сказку «Золушка», нарисовать портреты героев.

 

Ход занятия:

1. Оргмомент:

Дети сидят на ковре. Логопед здоровается с детьми.

Логопед: Ребята, вы любите сказки? Хотите попасть в сказку?

(Звучит тихая волшебная музыка.)

В сказку чтоб попасть

Всем сначала надо встать,

Хлопнуть, топнуть и нагнуться.

Вновь подняться, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть,

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, сказка и игра!»

(Дети закрывают глаза, открывают глаза – у логопеда игрушка Шалтая – Болтая.)

Логопед: Посмотрите, к нам опять пришел Шалтай – Болтай – главный знаток сказок о язычке. Хотите послушать его новую сказку? Только помогите ему рассказывать: пусть, ваши язычки покажут, что они умеют делать.

2. Атикуляционная гимнастика – сказка

Логопед: Жила – была божья коровка. Вышла она однажды из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидало божью коровку, и они улыбнулись друг другу (улыбка). Пошла божья коровка по дорожке и увидела лопаточку (лопаточка). Хотела поиграть, но на небо набежала тучка, и пошел дождик. Божья коровка взяла большую чашку (чашечкаи набрала водички для чая. Накрыла стол под грибком (грибок) и позвала гостей: жука (как он жужжит?), змейку (как она шипит?), комарика (как он звенит?и лошадку (как скачет лошадка?). Лошадка чуть не проскакала мимо домика божьей коровки, остановим ее (останови лошадку). На соседнем дереве дятел играл на барабане (барабан). Все гости пили чай с вареньем и аккуратно облизывали верхнюю губу (вкусное варенье с верхней губы). А потом лошадка показывала фокусы: подняв язычок наверх дула на свою челку (фокус).

3. Самомассаж:

(звучит ритмичная музыка)

В круг скорее становитесь,

Крепче за руки беритесь.

И теперь мы вместе с вами

Поиграем уже руками.

Ручки растираем и разогреваем.

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли.

Ушки растираем сверху вниз мы быстро,

Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом руками трогаем мы щечки.

4. Новая сказка:

Логопед: Ребята, хотите попасть в новую сказку? Садитесь на ковер.

(звучит волшебная музыка)

Тихо сесть, глаза закрыть,

Обо всем на миг забыть.

Дружно всем сказать слова:

«Здравствуй, сказка и игра!»

Глазки откроете тогда, когда услышите колокольчик:

Сказку я вам расскажу,

В гости в сказку приглашу.

Слушайте, дети.

Жила семья на свете:

Муж, жена, 3 дочки с ними.

Дочки были уж большими.

Только 2 из них лентяйки,

Неряхи, задиры зазнайки…

Лишь одна из них была

И сердечна и мила

И это…(кто?) Золушка была.

(Звучит колокольчик, дети открывают глаза, появляется Золушка.)

Золушка:

Во дворце сегодня бал, всех король туда позвал.

Мачеха и сестры из вредности наряды свои на кусочки разрезали.

Помогите мне, ребята из кусочков собрать их платья.

5. Складывание из частей целого, закрепление названий цветов и оттенков, закрепление знаний геометрических фигур:

(Золушка показывает 4 «кусочка», раскладывает на столы, дети подходят к тому цвету, который больше нравится, после этого выбирают «свои» обрывки из общей массы и складывают платье. Золушка спрашивает каждую подгруппу о том, на сколько частей было разрезано платье и узором из каких геометрических фигур оно украшено).

(логопед и Золушка уводят детей на ковер).

6.Ориентировка во времени и тренировка в счете:

Логопед: Какие неблагодарные девочки. Золушка старалась, трудилась, иголкой работала, не ленилась. Долго трудилась над платьями, Золушка?

Золушка: С понедельника по среду.

Логопед: С понедельника по среду, значит, Золушка работала… Сколько же дней работала Золушка?

(рассуждения и ответы детей)

7. Классификация:

Логопед: Золушка, мы с ребятами тебе помогли, наряды собрали.

Золушка: Но мы на место ничего не убрали.

Логопед: Что делать, ребята?

Золушка: Сестры уехали на бал и оставили такой беспорядок.

(На ковре в детском уголке лежат вещи: фарфоровая чашка, пальто, платье, тарелка, кастрюля, юбка, коробочка из-под сока, бутылочка из-под йогурта.)

Золушка: Сегодня утром старшая сестра потеряла (следует описание какого-либо предмета - дети угадывают, потом следует описание предмета от имени средней сестры; описать несколько предметов).

Логопед: Я предлагаю вам убрать все вещи на свои места. Куда будем убирать все это? Как назвать одним слово то, что мы убираем в шкаф на кухне? В шкаф в комнате? В холодильник? Что еще может там лежать?

(Дети наводят порядок и классифицируют предметы.)

Логопед: Мы тебе, Золушка, помогли? Можешь отправляться на бал!

Золушка: Но мачеха сказала:

«Если хочешь танцевать, работу нужно выполнять.

Посиди, семена перебери».

Логопед: Поможем Золушке, ребята?

(дети делятся на пары и сортируют фасоль и горох;)

Золушка благодарит ребят

Логопед: Сделано все быстро это! Золушка, садись в карету.

Золушка: Не могу, только моя крестная Фея могла превратить эту тыкву в карету.

(на дверях в спальню нарисована на бумаге большая тыква)

Логопед: Но где же она?

(звучит колокольчик, заходит Фея/воспитатель).

Фея: Здравствуйтедорогие мои.Сколько снега намело, до вас дойти мне было нелегко.

Золушка: Фея, ты мне помоги, тыкву в карету преврати.

8. Развитие речи:

Фея: Сейчас - сейчас, только найду свою волшебную палочку. Где же она? (ищет) Я живу на свете 999 лет, иногда забываю, какая она эта палочка. Может быть она зеленая? Ребята, а что бывает зеленым? Может она холодная? Ребята, а что бывает холодным? Может она пушистая? Ребята, а что бывает пушистым? Может она круглая? Ребята, а что может быть круглым? А какой может быть волшебная палочка? (ответы детей)

(Фея находит волшебную палочку, говорит волшебные слова, стучит по тыкве, открывается дверь и Золушка заходит в спальню).

9. Развитие слухо-ритмической стороны речи:

Фея: На бал приезжают нарядные гости, если вы хотите вслед за Золушкой попасть на бал, то тоже должны принарядиться, а для этого нужно повторить мой стук по волшебной тыкве.

(Дети несколько раз воспроизводят хлопки различного ритмического рисунка, заданного Феей. Логопед в это время надевает на девочек бантики на ободках, на мальчиков – мишуру на шею. Когда все готовы, звучит колокольчик, открывается дверь и входит нарядная Золушка)

Золушка: Какие мы с вами нарядные, теперь можем отправляться на бал.

10. Развитие грамматического строя речи:

Логопед: Золушка, подождите, я слышу, как кто-то горько плачет. Это слова заблудились. Поможем им найти свои домики?

(Золушка раздает детям картинки, логопед расставляет домики: он, она, они, символика уже знакома детям). Дети расселяют слова – картинки по домикам, взрослые помогают, проверяют.)

11. Деление слов на слоги:

Фея: Вот и добрались мы до дворца. Но туда можно подняться по волшебной лестнице. На первой ступеньке нужно сказать слова, в которых 1 слог – «дом», ваши слова… (дети называют односложные слова. На второй ступеньке нужно сказать слова, в которых 2 слога – «зима», ваши слова… (дети называют двусложные слова). На третьей ступеньке нужно сказать слова, в которых 3 слога – «машина», ваши слова…. (дети называют трехсложные слова).

(Шагают по импровизированным ступенькам.)

12. Развитие грамматического строя речи:

Золушка: Поднялись по ступенькам –

В бальном зале много света, на стене висят портреты. Ребята, вы знаете, кто изображен на портретах? Это портрет (кого?) ….. (Ответы детей.)

Логопед: Гости прошли галерею, подошли к столу, где было угощение, но жадные мачеха и дочки уже все съели, не осталось:

(логопед показывает картинку, а дети называют слово в нужном падеже, взрослые контролируют правильность формы и окончание слова)

Ни мороженого, ни пирожного,

Ни конфеты, ни котлеты,

Ни мармелада, ни шоколада,

Нет ни торта, ни баранки,

Даже хлеба нет ни буханки.

Стоят гости голодные. Что нам с вами делать? (ответы детей).

Фея: Но моя крестница взяла 2 яблока, 2 апельсина, поделила это все и приготовила на всех угощение.

(Золушка угощает детей.)

Фея: А теперь прошу на бал, час для танцев уж настал.

(Открывает дверь в приемную, там звучит веселая музыка).

Золушка: Гости пляшут, гости пляшут

И вот этак, и вот так!

И по парам, и кружком,

И вприпрыжку, и шажком!

(Дети танцуют; потом музыка останавливается и звучит бой часов.)

Логопед: Сказка наша заканчивается. Мы с ней встретимся еще раз.

А нам из сказки чтоб вернуться:

Вкруг себя нужно обернуться.

Хлопнуть, топнуть, улыбнуться,

Тихо сесть, глаза закрыть,

Что увидели не позабыть.

Дружно всем сказать пора:

«До свидания сказка,

Нам домой пора».

(Дети говорят с закрытыми глазами; Фея и Золушка уходят из приемной; дети открывают глаза и оказываются у себя в саду.)