Открытый урок по теме «Правописание приставок пре- и при-».
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Софья Алексеевна.
Актуализация знаний.
Сегодня у нас урок – «Повторение изученного», это не совсем обычный урок, мы с вами отправимся в путешествие по стране, которой нет на карте, хотя с ее жителями мы встречаемся на каждом уроке. Это страна Орфография. А как зовут жителей этой волшебной страны? (ответ – орфограммы)
Правильно, орфограммы. Конечно, мы не сможем побывать в гостях у всех орфограмм. Сегодня мы навестим только те, которые изучили в разделе «Словообразование». Какие это орфограммы? (ответ учащихся)
Перед вами на листочках записаны зашифрованные слова. Попробуйте прочитать их. Трудно прочитать? А теперь с помощью этих зеркал мы расшифруем эти слова. - У кого какие слова получились? (ответы учеников: Преступить, преодолеть, презагадочный, пришкольный, привлекательный, преуменьшить, прибывать).
- Что общего между этими словами? (во всех словах есть приставки пре- и при-).
- - Попробуйте сформулировать тему урока. (Правописание приставок пре- и при-).
- А как мы узнаем в каких словах нужно писать ПРЕ-, а в каких ПРИ-? Что мы для этого должны знать? (правило)
- Вы правы. Так какова цель нашего урока? (закрепить умение правильно писать слова с такими приставками).
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Работа на листочках.
Число, классная работа.
Тема: Правописание приставок пре- и при-.
Я вам даю листочки достижений. И вы в ходе самопроверки после каждого задания будете ставить себе баллы. А в конце урока соберем эти листочки, и я выставлю оценки.
Учитель: - В приставках в безударном положении гласные произносятся одинаково. Среди этих приставок есть такие, написание которых зависит от значения в слове.
Как вы думаете, какое значение придает этим словам приставка ПРИ-? Верно, приближение.
Давайте закрепим правописание этих орфограмм. Для этого нам предстоит пройти вот такие забавные испытания.
Это наш маршрут. Первое задание называется:
Коллективное задание. «Добавь слова».
Перед вами есть картинки, а вы добавьте к ним слова – глаголы, в прошедшем времени, обозначающие приближение:
Человека, самолета, лодки;
К поверхности Земли;
Зайца, черепахи.
Учитель: Запишем эти слова у себя на листочках, выделим в них приставки.
Молодцы, справились с заданием, поставьте у себя по 5 баллов. А сейчас все вместе прочтем маленькое стихотворение:
Если ты в пришкольный сад
Прибежал прикрыть салат,
Или дерево привить,
Иль теплицу приоткрыть,
Знай, что здесь приставка ПРИ
Ее значенье повтори.
Вспомните случаи написания приставки пре- и при-.
Вот оно – наше правило:
Если приставка обозначает присоединение, приближение, неполное действие, то в ней пишется буква И (это приставка ПРИ-).
Если приставка близка по значению к слову очень или к приставке пере-, то в ней пишется буква Е (это приставка ПРЕ-).
Индивидуальное задание
«Лови ошибки».
Нам с вами ребята пришло письмо от Ваньки Ошибкина, он рассказывает нам, что здесь живут две сестрички ПРЕ- и ПРИ-. Однажды, возвращаясь домой, перепутали дороги и заблудились. С тех пор они то и дело меняются местами в тексте, пытаясь найти свои места.
Достанем это пиьсмо из конверта №1 (розового) прочтём его и подчеркнем слова с ошибками. Работаем прямо на карточках.
Прекатился клубок, преостановился. Присмотрелся, прегляделся Иванушка и видит – местность незнакомая. Прекрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прихорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прелечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Пресел на предорожный камень. Призадумался.
Подчеркнули именно те слова, в которых допущены ошибки? хорошо.
По количеству ошибок, допущенных в письме, поставьте оценку за работу в свой лист достижений. (по пятибалльной шкале)
Вывод: Итак, вы закрепили умение определять в тексте орфограммы И и Е в приставках.
А теперь разделитесь на пары, а вы будете работать втроем.
Работа в парах.
Игра «Одно словечко». Теперь вы сами попробуете найти нужные слова.
Выразите словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-.
1) Немного открыть окно? (Приоткрыть).
2) Участок около школы? (Пришкольный).
3) Вызывающая восхищение, красивая? (Прекрасная).
4) Очень длинный? (Предлинный).
5) Расположенный у берега? (Прибрежный).
6) Расположенный у дороги? (Придорожный).
Проверьте!
Результат работы занесите в свой листок. (по баллам. За один правильный ответ – 1 б)
Вывод: Таким образом, нам уже стало понятно значение приставок ПРИ- и ПРЕ-.
Работа в группах.
Теперь разделимся на две группы. Так мы легко справимся с заданием.
Игра «Собери слова».
Здесь вы должны собирать указанные морфемы от отдельных слов и составить одно новое слово. Давайте соберем одно слово вместе.
Корень из слова полагать, приставка из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание из слова числительное.
Прилагательное
Достаем слова из конверта №2 (голубого), берем ножницы и вырезаем нужные нам морфемы.
На правом верхнем углу, показано какую часть слова нужно взять.
Приставка из слова пришел, корень из слова колотушка, суффикс из слова лечила, окончание из слова мыли.
Приколотили
Корень из слова вытягивать, приставка из слова пришкольный, суффикс из слова спрашивать, окончание из слова видеть.
Притягивать
Приставка из слова пристроить, суффикс из слова вбегать, еще приставка из слова загадочный, корень из слова дума, суффикс из слова потемнело, возвратный суффикс из слова учиться.
Призадумался
Корень из слова миленький, окончание из слова русский, приставка из слова преодолеть, суффикс из слова добренький.
Премиленький
Вывод: Это игра слов дает нам возможность повторить ранее изученные морфемы, разбор по составу слов, развивает мышление и логику.
А теперь, когда мы уже всё повторили, я думаю, вы без труда справитесь со следующим испытанием. Задание называется «Заблудились ПРЕ- и ПРИ-». Тут вы должны распределить эти слова из слайда в нужную графу по значениям приставок.
Таблица. «Заблудились ПРЕ- и ПРИ-».
Распределите эти слова из слайда в нужную графу по значению приставок. Достаем из конверта №3 (желтого) таблицы и заполняем.
при | пре |
приближение | присоединение | близость | неполнота действия | очень | пере- |
| | | | | |
Проверь себя. Посоветуйся с соседями.
Сверяем ответы:
при | пре |
приближение | присоединение | близость | неполнота действия | очень | пере- |
приземлиться | прикоснуться | прибрежный придорожный пришкольный | призадуматься приоткрыть | прекрасная | Преступить предлинный |
Результат работы занесите в свой листок. (по баллам. За один правильный ответ – 1 б)
Вывод: с помощью этой таблицы мы развиваем навык определения приставок по значениям.
Составление мини-рассказа.
Я предлагаю вам сочинить сказку, используя как можно больше слов с приставками ПРИ- и ПРЕ-, которых вы сегодня встретили в стране Орфография. У вас уже есть готовое начало, по очереди придумывайте предложения и связывайте их в текст.
И вот примерный результат совместного творчества:
Прекрасным вечером Василисе Премудрой приснился причудливый сон. Презабавные и прехорошенькие зайчата скакали вприпрыжку по поляне. Вдруг ….
….солнце закрыла преогромная туча. Это прилетел злой-презлой Змей Горыныч. приземлился он, присел на травку и призадумался. Приказал ему Кащей Василису Премудрую найти, припугнуть, к нему привести. Но возникли на пути Змея Горыныча непреодолимые препятствия.
Теперь, давайте послушаем какие замечательные у вас получились сказки. Первая группа прочитайте пожалуйста вашу сказку. Молодцы, очень хорошо! Теперь вторую группу послушаем, пожалуйста читайте. Молодцы, все отлично справились с заданием.
Вывод: Таким образом, мы обобщили и систематизировали ранее полученные знания, научились применять их на практике.
Рефлексия
Давайте еще раз быстренько вспомним, какова была наша цель? Как вы думаете мы достигли нашу цель? Какие задания вам понравились на уроке? А что вам показалось трудной?
На этом наше путешествие подходит к концу, и мы с вами обратно отправляемся на этих самолетиках.
Достаем самолетики из конверта №4 (зеленого) наши самолетики. Только на них нету иллюминаторов. Давайте сделаем окна, так будет намного интереснее лететь. У кого сколько будет окон зависит от вас. У тех, кому был интересен и полезен сегодняшний урок, самолетики будут с тремя окнами. Берем фломастеры и рисуем кружочки.
Итак, насколько вам понравился этот урок? 1 окно – не интересно или сложно, 2 окна – было интересно, 3 окна – интересно и полезно.
Покажите сколько окон появились на ваших самолетиках? Хорошо! Самолетики можете оставить у себя на память.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Вы сегодня очень хорошо поработали. Очень многое повторили, выполнили различные задания. Собираем наши листочки достижений, я выставлю всем оценки за урок. Предлагаю завершить наше путешествие синквейном на слово путешествие:
Путешествие
Интересное, познавательное,
Увлекает, учит, повторяет,
Домашнее задание.
Предлагаю дома продолжить сказку, используя слова с приставками пре- и при-.
Спасибо всем за работу!
Эмоциональная разгрузка:
Пожелания: Вы все такие замечательные ребята, хочется пожелать вам еще много интересных путешествий в жизни, новых открытий и славных достижений! Давайте пожелаем друг к другу счастья и дальнейших успехов! Похлопаем друг другу.
Лист достижений по теме «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» ученика 6 класса__________________________________ |
Задания | Баллы |
«Добавь слова» | |
«Лови ошибки» | |
«Одно словечко» | |
«Собери слова» | |
«Заблудились ПРЕ- и ПРИ-». | |
Составление мини-рассказа | |
Оценка за урок (выставляет учитель) | |