СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока»

Произведения о Великой  Отечественной войне.  К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»  Учитель русского языка и литературы Тузмухаметова Эльвира Винарисовна Филиал МАОУ «Староалександровская СОШ им.Калиева А.М.» «Маранская СОШ им.Д.Д.Калашникова»

Произведения о Великой

Отечественной войне.

К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Учитель русского языка и литературы

Тузмухаметова Эльвира Винарисовна

Филиал МАОУ «Староалександровская СОШ им.Калиева А.М.» «Маранская СОШ им.Д.Д.Калашникова»

О горьком отступлении советских войск можно прочитать в  стихотворении Константина Симонова  «Майор привёз мальчишку на лафете…»

О горьком отступлении советских войск можно прочитать в

стихотворении Константина Симонова

«Майор привёз мальчишку на лафете…»

Когда в 1939 году началась война С Японией, Симонова отправили военным корреспондентом на  Халгин - Гол, где велись военные действия.

Когда в 1939 году началась война

С Японией, Симонова отправили

военным корреспондентом на

Халгин - Гол, где велись военные

действия.

«Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры носят у себя на груди, -это факт, а не преувеличение, - носят потому, что строки эти отвечают тому, что у них на сердце».

«Есть у Симонова стихи, которые

солдаты и офицеры носят у себя

на груди, -это факт, а не

преувеличение, - носят потому,

что строки эти отвечают тому,

что у них на сердце».

Одним из таких стихотворений К.Симонова было  «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Одним из таких стихотворений К.Симонова было

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

 Какие чувства вызывает это стихотворение?  Какие строки больше всего потрясли вас, вызвали самые сильные переживания? Как поэт выразил свою любовь к Родине? Какими словами он прославил русских солдат? Какое чувство самое дорогое для русского человека?  Прочитайте три последние строфы.

Какие чувства вызывает это стихотворение?

Какие строки больше всего потрясли вас,

вызвали самые сильные переживания?

Как поэт выразил свою любовь к Родине?

Какими словами он прославил русских

солдат? Какое чувство самое дорогое для

русского человека?

Прочитайте три последние строфы.

Обратимся вновь к началу стихотворения.  Какие изобразительные средства языка помогают передать горькие картины, которые увидел поэт на смоленской земле?  Как вы понимаете слово кринка ? Для чего усталые женщины несли солдатам молоко в кринках? Почему они прижимали их к груди?

Обратимся вновь к началу стихотворения.

Какие изобразительные средства языка

помогают передать горькие картины,

которые увидел поэт на смоленской земле?

  • Как вы понимаете слово кринка ?
  • Для чего усталые женщины несли солдатам

молоко в кринках? Почему они прижимали их

к груди?

Давайте поработаем с метафорами. «Слезами измеренный чаще, чем вёрстами, Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз»  Что такое тракт ? -Почему тракт слезами измерен «чаще,  чем вёрстами»?  Что такое погост ? -Для чего Симонов использует повторение: «Деревни, деревни, деревни с погостами, Как будто на них вся Россия сошлась…?»  Что такое околица ?

Давайте поработаем с метафорами.

«Слезами измеренный чаще, чем вёрстами,

Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз»

Что такое тракт ?

-Почему тракт слезами измерен «чаще,

чем вёрстами»?

Что такое погост ?

-Для чего Симонов использует повторение:

«Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась…?»

Что такое околица ?

-Как вы понимаете строки:  Как будто за каждою русской околицей, Крестом своих рук ограждая живых, Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся За в Бога не верящих внуков своих.  Что означает выражение: «Всем миром сойдясь…»?

-Как вы понимаете строки:

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в Бога не верящих внуков своих.

  • Что означает выражение:
  • «Всем миром сойдясь…»?
Как вы думаете, почему поэт рисует не картину боя, а осеннюю дорогу, на которую к солдатам выходят русские женщины?  -О чём говорят поэту слова старухи?  Но, горе поняв своим бабьим чутьём, Ты помнишь, старуха сказала : - Родимые, Покуда идите, мы вас подождём.   Перечитаем стихотворение ещё раз.
  • Как вы думаете, почему поэт рисует не

картину боя, а осеннюю дорогу,

на которую к солдатам выходят русские

женщины?

-О чём говорят поэту слова старухи?

Но, горе поняв своим бабьим чутьём,

Ты помнишь, старуха сказала : - Родимые,

Покуда идите, мы вас подождём.

Перечитаем стихотворение ещё раз.

  О суровых годах войны –  стихотворение – воспоминание  Давида Самуиловича Самойлова  (1920 – 1990)  « с ороковые»

О суровых годах войны –

стихотворение – воспоминание

Давида Самуиловича Самойлова

(1920 – 1990)

« с ороковые»

КАРТИНЫ о Великой Отечественной войне

КАРТИНЫ

о Великой Отечественной войне

Дмитрий Константинович Моча́льский (1908—1988) — советский живописец. Народный художник СССР (1980). 

Дмитрий Константинович Моча́льский (1908—1988) — советский живописец. Народный художник СССР (1980). " Победа. Берлин. 9 мая 1945 года " (1947)

Пётр Александрович Кривоно́гов (1910—1967).

Пётр Александрович Кривоно́гов (1910—1967). "Защитники Брестской крепости". 1951 г.

Самсонов Марат Иванович (25 марта 1925 г. - 10 января 2013 г.)

Самсонов Марат Иванович (25 марта 1925 г. - 10 января 2013 г.) "Сестрица" 1954 г.

Алекса́ндр Ива́нович Лактио́нов (29 мая 1910 — 16 марта 1972).

Алекса́ндр Ива́нович Лактио́нов (29 мая 1910 — 16 марта 1972). "Письмо с фронта" . 1947

Усыпенко Федор Павлович (1917-2000)

Усыпенко Федор Павлович (1917-2000) "Враг остановлен".

Оборона Севастополя» (1942)  Алекса́ндр Алекса́ндрович Дейне́ка

Оборона Севастополя» (1942) Алекса́ндр Алекса́ндрович Дейне́ка

Товарищи

Товарищи". 1983 Тарелкин Борис Исидорович

Памятники в Тюмени, посвященные Великой Отечественной войне

Памятники в Тюмени,

посвященные Великой Отечественной войне

Мемориальный комплекс «Вечный огонь»

Мемориальный комплекс «Вечный огонь»

Памятник Н.Кузнецову

Памятник Н.Кузнецову

Памятник «Прощание»

Памятник «Прощание»

Паровоз ФД - 3031

Паровоз ФД - 3031

Памятник воинам, умершим от ран в госпиталях Тюмени

Памятник воинам, умершим от ран в госпиталях Тюмени

Сквер «Победы»

Сквер «Победы»

Площадь «Памяти»

Площадь «Памяти»

Домашнее задание 1.Подготовить выразительное чтение стихотворения, передав интонацией чувства сострадания и любви поэта к народу, к солдатам 2.Разбиться на группы по интересам:   1 группа – составляет викторину по произведениям о войне   2 группа - готовит рисунки к произведениям о войне   3 группа - находит книги о войне для классной выставки   4 группа - ищет стихотворения о войне других авторов.  Например, Д.Самойлов,   Р.Гамзатов, М.Джалиль, Э.Асадов, М.Алигер, Твардовский, К.Симонов и другие.

Домашнее задание

1.Подготовить выразительное чтение стихотворения, передав интонацией чувства сострадания и любви поэта к народу, к солдатам

2.Разбиться на группы по интересам:

1 группа – составляет викторину по произведениям о войне

2 группа - готовит рисунки к произведениям о войне

3 группа - находит книги о войне для классной выставки

4 группа - ищет стихотворения о войне других авторов.

Например, Д.Самойлов, Р.Гамзатов, М.Джалиль, Э.Асадов, М.Алигер, Твардовский, К.Симонов и другие.

Итог урока. Всем спасибо.

Итог урока.

Всем спасибо.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!