СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по теме "Служебные части речи. Песни о Великой Отечественной войне" для 11 класса с туркменским языком обучения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока»

Конспект открытого урока по русскому языку

в ХI “А” классе средней школы №6 Фарапского этрапа

учительницы русского языка Эминовой О.Б. по теме «Служебные части речи. Песни о Великой Отечественной войне» Время проведения: 24.04.2018 г.

Тема урока: Служебные части речи. Песни о Великой

Отечественной войне.

Цель урока: 1. Закрепить знания учащихся о служебных частях речи, познакомить учащихся с песнями о Великой Отечественной войне, формировать духовные, нравственные ценности, осознать понятия: честь, долг, историческая память; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста, развивать навыки связной речи учащихся; расширить кругозор учащихся; обогащать словарный запас учащихся.

2. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к историческому прошлому.

Оборудование: таблица «Служебные части речи», песня «Журавли» Р.Гамзатова, презентация к теме, песни военных лет « Катюша», «День Победы», «Землянка», видеоролики о 2018 годе.

Тип урока: экскурсия в прошлое с элементами интерактивного метода.


Эпиграф урока:

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

В.Лебедев-Кумач (1943)

Ход урока.

  1. Организационный момент урока.

1.Приветствие.

2. Рапорт дежурного.

3. Беседа о 2018 годе (просмотр видеоролика «Великий Шёлковый путь»).





4. Новости страны

  1. Опрос домашнего задания.

а) Опрос правила «Служебные части речи» .

б) Беседа по содержанию стихотворения Р.Гамзатова «Журавли».

в) Ответы на вопросы

1. Какова основная мысль стихотворения?

2. С кем сравнивает поэт солдат?

3. Как вы понимаете фразу «не в землю эту полегли когда-то»?

4. Какими словами Расул Гамзатов передаёт нам воспоминания о войне?

5. Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?

-Конкурс лучшего чтеца.

III.Обобщение пройденного материала и переход к новой теме.

а) Кластер “Война”

Отечественная

жестокая неожиданная



Война







б) Составить рассказ по кластеру.

в) Творческая работа “Синквейн”


IV.Обяснение нового материала.

а) Вступительное слово учителя.

- Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их мысли. И никогда читатели так чутко не прислушивались к голосу поэтов. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужество.

1941-1945 год. Черточка между этими двумя датами заключает сравнительно небольшой исторический срок: 4 года жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.

С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Они остро чувствовали свою ответствен-ность. 941 из них ушел на фронт, 417 - не вернулись.

На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, летчиками, танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово...

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испы-таний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни воен-ных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеян-ные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И.П.Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей, родной, кровной помощницей».

По мнению К. Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней только как о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови ... – значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».

Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, накопленного огненным дыханием эпохи, в них сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность солдата – защитника своего Отечества.

Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах прадедов. Но песни хранят не просто память - они сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов.

Самые известные поэты и композиторы писали в те тяжёлые годы войны песни для поддержки воинов и гражданского населения.

Песни напоминали солдатам о Родине, о семье, друзьях. Они помогали выигрывать бои, бороться за жизнь.

Поэзия военных лет, вобрав в себя все чувства, которыми жили народы нашей родины в годы смертельной схватки с фашизмом, являет собой поразительное сочетание патетической публицистики с самой интимной, самой задушевной лирикой. Рядом со словами всенародно распеваемой песни:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,-

Идёт война народная,

Священная война!

Со страниц «Правды» прозвучали и были переписаны миллионами человеческих рук строки стихотворения Константина Симонова «Жди меня».

Такие стихотворения для советских воинов, стоящих лицом к лицу со смертью, было как бы заклятьем от гибели. И не удивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, порождённых войной, таких, как «Синий платочек», «Тёмная ночь», «Бьётся в тесной печурке огонь» и многие другие были сугубо лирическими. Около этих песен воюющий человек как бы отогревал своё сердце, продрогшее на холодном ветру окопной жизни.

«Бьётся в тесной печурке огонь» («Землянка»).

Стоит вспомнить хотя бы «Катюшу», «День Победы», «Землянку», «В лесу прифронтовом», «Вечер на рейде», «Пора в путь-дорогу». Их поют до сих пор, они по-прежнему узнаваемы и на слуху.

Песни военных лет стали прекрасным «нерукотворным» памятником героизму народа в борьбе с фашизмом. В них соединились и горечь потерь, и гордость побед.

Сейчас, слушая песни о Великой Отечественной войне, мы переживаем те чувства, которые испытывали в боях наши деды и ожидавшие их матери, жёны, дети. И то счастье, которое охватило всех 9 мая 1945 года.

Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах прадедов. Но песни хранят не просто память - они сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов.

Сегодня мы вспоминаем страшные военные годы, когда дым Отечества был особенно горек, когда беда была всеобщей, когда жили, воевали, трудились, умирали во имя одной единственной цели – выстоять и победить!

И выстояли, и победили!

Низкий поклон Вам, мужественный солдат Великой Отечественной!

Сегодня и вечно Вы будете служить примером мужества,

несгибаемости и справедливости!

С праздником Великой Победы!

«День победы»

б ) Словарная работа.

пограничье – serhet

печурка – kiçijek peç

смола – şeрbik, agaç şiresi

заплутавшее – azaşan, ýoluny ýetiren

в) Выразительное чтение стихотворений Катюша”, “День Победы” , “Землянка” учителем и беседа по содержанию.

г) просмотр слайдов, видеофрагментов к теме.

д) Песня “Катюша”.

е) Песня “День Победы”.

ё) Песня “Землянка”.

V.Закрепление нового материала.

а) Выразительное чтение стихотворений Катюша”, “День Победы” , “Землянка” учениками.

б) Ответы на вопросы.

1. Назовите известные вам песни Великой Отечественной

войны.

2. Какое значение они имели для солдат?

3. Какое чувство они вызывают у вас?

4. Почему песни помогали побеждать, бороться за жизнь?

в) Упражнение 5 (письменно).

Спишите. Вставьте служебные части речи, опираясь на текст.

Сейчас, слушая песни … Великой Отечественной

войне, мы переживаем … чувства, … испытывали … боях

наши деды, … ожидавшие их матери, жены, дети. … …

счастье, … охватило всех 9 мая 1945 года.

г) Упражнение 9 (устно).

Объясните смысл следующих слов и выражений:

«бьётся в тесной печурке огонь», «на поленьях смола,

как слеза», «шептали кусты», «до смерти – четыре шага»,

«заплутавшее счастье».

Творческая работа.

13. Спишите, вставляя пропущенные предлоги.

День Победы, как он был … нас далек,

Как … костре потухшем таял уголёк.

Были версты, обгорелые, … пыли, –

Этот день мы приближали как могли.

VI.Задание на дом.

а)Выучить слова песни “Катюша” на странице 209.

б) Подготовить рассказ о Великой Отечественной войне.

в)Выполнить упражнение 6 (устно)

VII. Итог урока.Поурочный балл
















МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

ТУРКМЕНИСТАНА



Конспект открытого урока по русскому языку

в ХI “_____” классе средней школы №_____________________

учительницы русского языка ____________. по теме «Служебные части речи. Песни о Великой Отечественной войне» Время проведения: 25.04.2018 г.



Конспект открытого урока

по русскому языку в ХI “А” классе

средней школы №6 Фарапского этрапа

учительницы русского языка

Эминовой О.Б. по теме «Служебные части речи. Песни

о Великой Отечественной войне» Время проведения: 24. 04. 2018 года.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!