Конспект открытого урока по русскому языку
в ХI “А” классе средней школы №6 Фарапского этрапа
учительницы русского языка Эминовой О.Б. по теме «Служебные части речи. Песни о Великой Отечественной войне» Время проведения: 24.04.2018 г.
Тема урока: Служебные части речи. Песни о Великой
Отечественной войне.
Цель урока: 1. Закрепить знания учащихся о служебных частях речи, познакомить учащихся с песнями о Великой Отечественной войне, формировать духовные, нравственные ценности, осознать понятия: честь, долг, историческая память; совершенствовать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста, развивать навыки связной речи учащихся; расширить кругозор учащихся; обогащать словарный запас учащихся.
2. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к историческому прошлому.
Оборудование: таблица «Служебные части речи», песня «Журавли» Р.Гамзатова, презентация к теме, песни военных лет « Катюша», «День Победы», «Землянка», видеоролики о 2018 годе.
Тип урока: экскурсия в прошлое с элементами интерактивного метода.
Эпиграф урока:
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В.Лебедев-Кумач (1943)
Ход урока.
Организационный момент урока.
1.Приветствие.
2. Рапорт дежурного.
3. Беседа о 2018 годе (просмотр видеоролика «Великий Шёлковый путь»).
4. Новости страны
Опрос домашнего задания.
а) Опрос правила «Служебные части речи» .
б) Беседа по содержанию стихотворения Р.Гамзатова «Журавли».
в) Ответы на вопросы
1. Какова основная мысль стихотворения?
2. С кем сравнивает поэт солдат?
3. Как вы понимаете фразу «не в землю эту полегли когда-то»?
4. Какими словами Расул Гамзатов передаёт нам воспоминания о войне?
5. Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?
-Конкурс лучшего чтеца.
III.Обобщение пройденного материала и переход к новой теме.
а) Кластер “Война”
Отечественная
жестокая неожиданная
Война
б) Составить рассказ по кластеру.
в) Творческая работа “Синквейн”
IV.Обяснение нового материала.
а) Вступительное слово учителя.
- Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить их мысли. И никогда читатели так чутко не прислушивались к голосу поэтов. Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия немало сделала для того, чтобы пробудить у людей чувство ответственности, мужество.
1941-1945 год. Черточка между этими двумя датами заключает сравнительно небольшой исторический срок: 4 года жизни страны. Но это были годы страшных испытаний, когда каждый из них по выстраданному, пережитому, утраченному мог быть приравнен к десятилетию.
С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Они остро чувствовали свою ответствен-ность. 941 из них ушел на фронт, 417 - не вернулись.
На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, пехотинцами, летчиками, танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово...
Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испы-таний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни воен-ных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеян-ные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.
В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И.П.Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира… И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки её и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей, родной, кровной помощницей».
По мнению К. Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней только как о чём-то парадном, торжественном и лёгком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови ... – значит забывать о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне».
Созданные в годы войны произведения являют собой образцы творчества, накопленного огненным дыханием эпохи, в них сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность солдата – защитника своего Отечества.
Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах прадедов. Но песни хранят не просто память - они сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов.
Самые известные поэты и композиторы писали в те тяжёлые годы войны песни для поддержки воинов и гражданского населения.
Песни напоминали солдатам о Родине, о семье, друзьях. Они помогали выигрывать бои, бороться за жизнь.
Поэзия военных лет, вобрав в себя все чувства, которыми жили народы нашей родины в годы смертельной схватки с фашизмом, являет собой поразительное сочетание патетической публицистики с самой интимной, самой задушевной лирикой. Рядом со словами всенародно распеваемой песни:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идёт война народная,
Священная война!
Со страниц «Правды» прозвучали и были переписаны миллионами человеческих рук строки стихотворения Константина Симонова «Жди меня».
Такие стихотворения для советских воинов, стоящих лицом к лицу со смертью, было как бы заклятьем от гибели. И не удивительно, что большинство бытовавших в окопах песен, порождённых войной, таких, как «Синий платочек», «Тёмная ночь», «Бьётся в тесной печурке огонь» и многие другие были сугубо лирическими. Около этих песен воюющий человек как бы отогревал своё сердце, продрогшее на холодном ветру окопной жизни.
«Бьётся в тесной печурке огонь» («Землянка»).
Стоит вспомнить хотя бы «Катюшу», «День Победы», «Землянку», «В лесу прифронтовом», «Вечер на рейде», «Пора в путь-дорогу». Их поют до сих пор, они по-прежнему узнаваемы и на слуху.
Песни военных лет стали прекрасным «нерукотворным» памятником героизму народа в борьбе с фашизмом. В них соединились и горечь потерь, и гордость побед.
Сейчас, слушая песни о Великой Отечественной войне, мы переживаем те чувства, которые испытывали в боях наши деды и ожидавшие их матери, жёны, дети. И то счастье, которое охватило всех 9 мая 1945 года.
Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах прадедов. Но песни хранят не просто память - они сохраняют душу народа. Слушая эти песни, понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно. Но они выстояли. В этом сила и величие наших прадедов.
Сегодня мы вспоминаем страшные военные годы, когда дым Отечества был особенно горек, когда беда была всеобщей, когда жили, воевали, трудились, умирали во имя одной единственной цели – выстоять и победить!
И выстояли, и победили!
Низкий поклон Вам, мужественный солдат Великой Отечественной!
Сегодня и вечно Вы будете служить примером мужества,
несгибаемости и справедливости!
С праздником Великой Победы!
«День победы»
б ) Словарная работа.
пограничье – serhet
печурка – kiçijek peç
смола – şeрbik, agaç şiresi
заплутавшее – azaşan, ýoluny ýetiren
в) Выразительное чтение стихотворений “Катюша”, “День Победы” , “Землянка” учителем и беседа по содержанию.
г) просмотр слайдов, видеофрагментов к теме.
д) Песня “Катюша”.
е) Песня “День Победы”.
ё) Песня “Землянка”.
V.Закрепление нового материала.
а) Выразительное чтение стихотворений “Катюша”, “День Победы” , “Землянка” учениками.
б) Ответы на вопросы.
1. Назовите известные вам песни Великой Отечественной
войны.
2. Какое значение они имели для солдат?
3. Какое чувство они вызывают у вас?
4. Почему песни помогали побеждать, бороться за жизнь?
в) Упражнение 5 (письменно).
Спишите. Вставьте служебные части речи, опираясь на текст.
Сейчас, слушая песни … Великой Отечественной
войне, мы переживаем … чувства, … испытывали … боях
наши деды, … ожидавшие их матери, жены, дети. … …
счастье, … охватило всех 9 мая 1945 года.
г) Упражнение 9 (устно).
Объясните смысл следующих слов и выражений:
«бьётся в тесной печурке огонь», «на поленьях смола,
как слеза», «шептали кусты», «до смерти – четыре шага»,
«заплутавшее счастье».
Творческая работа.
13. Спишите, вставляя пропущенные предлоги.
День Победы, как он был … нас далек,
Как … костре потухшем таял уголёк.
Были версты, обгорелые, … пыли, –
Этот день мы приближали как могли.
VI.Задание на дом.
а)Выучить слова песни “Катюша” на странице 209.
б) Подготовить рассказ о Великой Отечественной войне.
в)Выполнить упражнение 6 (устно)
VII. Итог урока.Поурочный балл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ТУРКМЕНИСТАНА
Конспект открытого урока по русскому языку
в ХI “_____” классе средней школы №_____________________
учительницы русского языка ____________. по теме «Служебные части речи. Песни о Великой Отечественной войне» Время проведения: 25.04.2018 г.
Конспект открытого урока
по русскому языку в ХI “А” классе
средней школы №6 Фарапского этрапа
учительницы русского языка
Эминовой О.Б. по теме «Служебные части речи. Песни
о Великой Отечественной войне» Время проведения: 24. 04. 2018 года.