Конспект открытого урока алгебры 9 класс
по теме:
«Числовая последовательность»
Цели урока:
- закрепить знание способов задания числовой последовательности;
- изучить свойства числовых последовательностей и научиться применять их в
ходе выполнения упражнений;
- развить логическое мышление учащихся;
- проверить знания учащихся (самостоятельная работа в виде теста).
Оборудование: мультимедиапроектор, ПК, презентация, доска, мел, указка.
Организационный момент
«Числа управляют миром»,- говорили древнегреческие ученые. «Все есть число». Согласно их философскому мировоззрению, числа управляют не только мерой и весом, но также явлениями, происходящими в природе, и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Так первым четырем числам – 1, 2, 3, 4 – приписывалось: 1 – означает огонь, 2 – землю, 3 – воду, 4 – воздух. Сумма этих чисел – число 10 – изображало весь мир. Но числа дают возможность самому человеку управлять миром.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «последовательность», узнаем, какими могут быть последовательности и рассмотрим способы задания последовательностей.
Устная работа.
Задача 1. На складе имеется 500 т угля, каждый день подвозят по 30 т. Сколько угля будет на складе в 1 день? 2 день? 3 день? 4 день? 5 день?
Задача 2. В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на 2. сколько бактерий будет в колонии, рожденной одной бактерией за 4 минуты?
(Слайд)
Для того чтобы ответить, на вопрос задачи нам необходимо было составить определенную числовую последовательность
Что бы дать определение числовой последовательности и ответить на следующие вопросы обратимся к тексту учебника
3. Изучение нового материала.
Рассмотренные нами числовые ряды и есть примеры числовых последовательностей. Числа, образующие последовательность, называют соответственно первым, вторым, третьим, и т. д., n-ным членами последовательности.
Обозначают члены последовательности так а1; а2; а3; а4; … аn;
Последовательности могут быть конечными и бесконечными, возрастающими и убывающими. Задания для устной работы
1. Назовите в последовательности 1; 1/2; 1/3; 1/4; 1/5; … 1/n; 1/(n+1) члены а1; а4; а10; аn;
2. Является ли последовательность четырѐхзначных чисел конечной? (да)
3. Назовите еѐ первый и последний члены. (Ответ: 1000; 9999)
4. Является ли последовательностью запись чисел 2; 4; 7; 1; -21; -15; …? (нет, так как нельзя по первым шести членам обнаружить какую-нибудь закономерность) Существуют различные способы, которые позволяют задать последовательность. С помощью формулы n-ого члена последовательности (аналитический способ). Формула общего члена позволяет вычислить член последовательности с любым заданным номером. Например, если хn=3n+2, то х5=3. 5+2=17; х45=3. 45+2=137. Рекуррентный способ Формулу, выражающую любой член последовательности, начиная с некоторого, через предыдущие (один или несколько), называют рекуррентной (от латинского слова recurro– возвращаться). Например, последовательность, заданную правилом а1=1; аn+1= аn +3 можно записать с многоточием: 1; 4; 7; 10; 13; …
- Перечислите, какими свойствами обладают числовые последовательности?
Учащиеся перечисляют свойства числовых последовательностей, а учитель, по мере вспоминания, вывешивает на доске таблички с названиями.
Определите вид последовательности
1) 1, 2, 3, 4, 5, : - последовательность натуральных чисел;
2) 2, 4, 6, 8, 10, :- последовательность четных чисел;
3) 1, 4, 9, 16, 25, : - последовательность квадратов натуральных чисел;
4) 2, 3, 5, 7, 11, : - последовательность простых чисел;
5) - последовательность чисел, обратных натуральным.
6) 1,2,3,4,6,8,12,24 – последовательность чисел, являющихся делителями числа 24
Задания №1:
Проверьте на монотонность числовые последовательности, заданные формулой - го члена. Ответ обоснуйте с места.
группа «α» | группа «β» | группа «γ» |
| | |
| | |
| | |
Задания №2:
Является ли ограниченной последовательность, заданная формулой - го члена. Ответ обоснуйте.
группа «α» | группа «β» | группа «γ» |
| | |
| | |
Задание № 3:Продолжите числовой ряд и задать последовательность следующими способами:
– Формулой n-го члена;
– Таблицей;
– Графиком;
– Словесным описанием.
Ответ обоснуйте у доски
группа «α» ответ
1. 18, 20, 24, 32,?,…; 48
2. 6, 8, 10, 11, 14, 14,?,…; 18
3. 7, 13, 24, 45,?,…; 86
4. 4, 5, 7, 11, 19,?,…. 35
группа «β»
1. 6, 7, 9, 13, 21,?,…; 37
2. 64, 48, 40, 36, 34,?,…; 33
3. 15, 13, 12, 11, 9, 9,?,…; 6
4. 7, 14, 10, 12, 14, 9,?,…. 19
группа «γ»
1. 172, 84, 40, 18,?,…; 7
2. 1, 5, 13, 29,?,…; 61
3. 0, 3, 8, 15,?,…; 24
4. 4, 7, 9, 11, 14, 15, 19,?,…. 19
Физминутка
Работа по теме урока
Вопрос: Какая последовательность называется возрастающей?
Опр.1 Последовательность (уn) называют возрастающей, если каждый её член (кроме первого) больше предыдущего: y1 2 3 n n+1
Пример 1 (на доске) Доказать, что последовательность является возрастающей yn = 2n
Ответ: 2, 4, 8, 16, 32, …
Н-р: 1, 1 , 1 , 1 , … , 1 , … последовательность убывающая
2 3 4 n
Опр.2 Последовательность (уn) называют убывающей, если каждый её член (кроме первого) меньше предыдущего: y1 y2 y3 . . . yn yn+1 . . .
Пример 2 (на доске)Доказать, что последовательность является убывающей
yn= 1 n
3
Ответ: 1, 1 , 1 , 1 , 1 , …
3 9 27 81
Н-р: 1, _ 1 , 1 , _ 1 , … , (- 1)n-1 1 , … немонотонная последовательность
2 3 4 n
Вывод: (обобщим примеры 1 и 2и сделаем вывод)
1. Если n 1, то последовательность yn = an возрастает
2. Если 0n = an убывает.
6. Закрепление изученного
Задача: №224
1) аn = 2n + 3; 3) аn = 100 – 10n2;
а1 = 2 1 + 3 = 5; а1 = 100 – 10 12 = 90;
а2 = 2 2 + 3 = 7; а2 = 100 – 10 22 = 60;
а3 = 2 + 3 = 9. а3 = 100 – 10 32 = 10.
; а1 = 1; а2 = ; а3 = .
Задача
Найдите несколько начальных членов возрастающей последовательности всех натуральных чисел, кратных семи. Укажите её восьмой, десятый, тридцать седьмой, n-ый члены.
Ответ: х = 7n
х1 = 7*1 = 7 х8 = 7*8 = 56
х2 = 7*2 = 14 х10 = 7*10 = 70
х3 = 7*3 = 21 х37 = 7*37 = 256
х4 = 7*4 = 28
Тестовая проверочная работа
1. По заданной формуле n-го члена последовательности вычислите первые 3 члена последовательности yn = n2 – 4
О (-3, 0, 5) Н (-2, 0, 2) Д (3, 0, 5)
2. Найти третий член последовательности
yn = n + 1
n2 – 8
Н (4) О (-2) К 1
4
3. Найти четвёртый член последовательности уn = 2n
О (8) А (16) С (20)
Задание 3 Подобрать формулу n-го члена последовательности 2, 3, 4, 5, …
Ответ: yn = n + 1
y1 = 1 + 1 = 2
y2 = 2 + 1 = 3
y3 = 3 + 1 = 4
y4 = 3 + 1 = 5
4. Подберите формулу n-го члена последовательности 3, 6, 9, 12, 15, …
Ч (3n) В (n + 3) Т (2n + 1)
7.Подведение итогов.
Итак, мы познакомились с понятием числовая последовательность и рассмотрели способы её задания.
Ответьте на вопросы:
Что такое последовательность?
Какие виды последовательностей вы узнали?
Какие способы задания вы узнали?
О каких ученых и их трудах вы узнали?
8. Домашнее задание:
№ 224(чет), №226
Урок по теме «Числовая последовательность» является первым уроком темы «Арифметическая прогрессия».
Цель урока: познакомить с понятием последовательности, способами задания последовательности; выработать умения использовать индексные обозначения и находить n-й член последовательности по заданной формуле.
Задачи урока:
Образовательные: формирование представления о последовательности, знаний о способах задания числовых последовательностей, умений находить члены последовательности по предложенной формуле, а также умений находить саму формулу, задающую последовательность.
Развивающие: развитие умений сравнивать и анализировать, обобщать информацию, делать выводы.
Воспитательные: воспитание навыков самоконтроля, культуры общения, воспитание таких качества характера, как настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемной ситуации.
Деятельность учащегося была направлена на решение поставленных задач и развитие самого себя.
Урок был построен таким образом, что учащийся самостоятельно делал все выводы. Данный урок явился не только вводным, но и уроком подготовки к ГИА. Все задачи, решаемые в ходе него, были взяты из сборника «Подготовка к ГИА». Это послужило мотивацией для ученика, так как он заинтересован в успешной сдачи экзамена. Задачи были подобраны с учетом уровневой дифференциации при подготовки к ГИА, а так же с учетом индивидуальных особенностей ученика.
Использованная технология урока характерна для данного типа и вида урока и рациональна для достижения поставленных целей. В связи с тем, что учащийся по своей подготовленности сможет принять активное участие в учебной деятельности, было выбрано сочетание следующих средств и методов работы: наглядно-словесные, практические, создание ситуации успеха. Процесс обучения строился на постепенном усложнении содержания. Главный акцент на уроке делался на закрепление навыков учащегося при выполнении упражнений, а также на развитие воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления.
Контроль усвоений знаний, умений и навыков был предусмотрен в виде работы по учебнику.
На уроке целесообразно использовались возможности компьютера, и сделанной презентации для быстрой проверки домашнего задания, показа презентаций.
Этап рефлексии. На данном этапе происходило осмысление данных знаний, соотнесение их к применению на практике, обсуждение, выработка собственных позиций, обмен мнениями, побуждение к дальнейшему расширению поля информации.
При подведении итога урока учащийся имел возможность высказать свою точку зрения об уроке, внести предложения, пожелания. Домашнее задание было оптимальным и задано с учетом уровневой дифференциации – это задачи из «банка открытых заданий ГИА», а так же были предложены задачи практического содержания.
Вывод:
План урока был выполнен, цель урока достигнута. Деятельность учащегося оцениваем следующим образом: на уроке чётко проявился интерес к предмету, эмоциональное состояние учащегося было приподнятым в начале и к концу урока. На уроке присутствовали самоконтроль и самокоррекция со стороны обучающегося. Была высока степень самостоятельности в учебной деятельности.
На уроке созданы атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя:
•оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильнонеправильно), но и по процессу его достижения;
•поощрение стремления ученика находить свой способ решения задачи, анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; •создание педагогических ситуаций, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
•создание ситуации выбора и успеха;
•создание условий для актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся; •создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Учебная деятельность на уроке спланирована, с учётом здоровье - сберегающей технологии обучения, способствует сохранению здоровья детей, а именно:
• своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
• доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
• чёткая организация учебного труда;
• антистрессовые моменты, выраженные в стимулировании учащихся;
• смена видов деятельности учащихся;
• динамическая пауза. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ позволяет учащимся с использованием презентации проверить групповую, парную работу. С другой стороны, надпредметным компонентом результата деятельности учащихся на уроке является приобщение их к процессу творчества, открытия для себя нового, осознание чувства сопричастности к общему успеху.
Родители 9б класса