Тема урока | Г.Х. Андерсен. Сказка «Русалочка» |
Тип | Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. |
Цель | Обобщить и систематизировать знания учащихся по сказке Ганса Христиана Андерсена “Русалочка” |
Задачи: Образовательные: совершенствовать умение говорить по теме в монологической и диалогической речи, систематизировать учебный материал; расширение кругозора детей о жизни Г.Х.Андерсена , актуализировать литературоведческие термины: пейзаж, эпитет, сравнение; Развивающие: развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность, наблюдательность, кругозор, память учащихся, умение работать с книгой, развивать интерес культуре других народов; Воспитательные: воспитывать честность, смелость, доброту, чувство товарищества и взаимопомощи, внимательное отношение друг к другу, умение прислушиваться к мнению одноклассников, поддерживать интерес к чтению. |
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 часть Л.Ф.Климановой, маски героев,CD проигрыватель, карточки с заданием, плакат с изображением морского дна, рисунки детей, фигуры рыбок , жетоны-жемчужины. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | УУД |
1.Организация начала урока. |
Мотивирует ребят к учебной деятельности В класс пришёл – не хмурь лица, Будь весёлым до конца! Ты не зритель и не гость. А программы нашей гвоздь! Не ленитесь, улыбайтесь, Всем законам подчиняйтесь! А закон у нас такой – Все в учёбу с головой! - Итак, принимаемся за работу. - Вы сегодня будете работать в группах. У каждой группы есть капитаны. Они будут оценивать на листах все ответы и в конце урока, мы подведём итоги. Для оценивания нам пригодятся жемчужины. Для того чтобы работать в группе, нам нужно перечислить правила работы в группе. - Отлично! Все знаем правила работы в группе | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. Правила работы в группе: -говорить по очереди; внимательно слушать друг друга; — не перебивать; коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения; -помогать и просить о помощи; -принимать групповые решения и приходить к единому мнению; -соблюдать дисциплину и др. | Воспринимать речь учителя, умение осознавать и определять (называть) свои эмоции, осознавать и определять эмоции других людей |
2.Актуализация знаний |
Прочитайте скороговорку тихо по слогам, четко проговаривая каждый слог. Громче целыми словами Представитель от каждой группы рассказывает быстро, наизусть. - Над каким произведением Андерсена мы работали на предыдущих уроках? Что он за человек, когда родился и где жил? | Выполняют задание учителя Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. Сказкой Андерсена «Русалочка» Обучающиеся рассказывают о детстве(1 гр.), юности(2гр.), творчестве писателя(3гр.). | Ориентироваться в собственной системе знаний |
3.Постановка цели урока |
Добрые сказки вы помните с детства, Хочу, чтобы сказки любили вы, Чтобы подкралась к самому сердцу И зародило зерно доброты и любви. -О чем пойдет речь на уроке? Раскроем тему добра и любви в сказке. Закройте глаза и мы совершим путешествие в самое глубокое место подводного мира, где стоит коралловый дворец морского царя. (МУЗЫКА) Вот мы и на месте. Открывайте глаза. | Слушают, включаются в учебный процесс О сказке «Русалочка» Подведем итог работы над произведением | Формулировать тему и цели урока; оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации. |
4. Проверка домашнего задания | |
Выявляет степень усвоения учащимися заданного учебного материала, причины невыполнения д/з отдельными учениками; ликвидирует обнаруженные недостатков -Проверим, насколько добросовестно вы подошли к выполнению домашнего задания. Восстановите план сказки. * Жизнь во дворце * Тоска Русалочки * Принц встречает принцессу * Разговор с ведьмой * Какая она - человеческая жизнь? * Последняя ночь * Принц спасен * Дорога к ведьме * Отношения с принцем * Морская семья * Наблюдение за принцем * Русалочка узнает о решении принца * Прекрасный принц * Русалочка превратилась в человека * Встреча с сестрами * Гибель русалочки * Морской бал во дворце * Она стала прекрасной девушкой * Страшная буря * Принятое решение | Восстанавливают план: 1) Морская семья. 2) Прекрасный принц. 3) Страшная буря. 4) Принц спасен. 5) Тоска Русалочки. 6) Наблюдение за принцем. 7) Какая она - человеческая жизнь? 8) Морской бал во дворце. 9) Дорога к ведьме. 10) Разговор с ведьмой. 11) Принятое решение. 12) Русалочка превратилась в человека. 13)Она стала прекрасной девушкой. 14) Жизнь во дворце. 15) Отношения с принцем. 16) Принц встречает принцессу. 17) Русалочка узнает о решении принца. 18) Последняя ночь 19) Встреча с сестрами. 20) Гибель русалочки. | Умение работать в группе, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; устанавливать причинно - следственные связи |
5.Работа по теме урока |
Скажите, кто вам понравился из морских обитателей больше, почему? Я прошу вас дать характеристику этому произведению. -Скажите, кто главный герой сказки? - Составьте словесный портрет героя. (объясните значение выражения – СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ. Найдите в тексте слова, которые помогут составить словесный портрет героя. | Отвечают на вопросы, демонстрируют знания фактического материала по изученной ранее теме. сказка, авторская, зарубежная, волшебная. Русалочка Самая младшая из шести сестер, с кожей чистой и нежной, как лепесток розы, с глазами синими и глубокими, как море. Ее волосы были подобно длинной серебристо-белой вуали, длинные и густые. У нее было прелестное лицо, чудная плавная походка. Никого из сестер так не тянуло на поверхность, как самую младшую тихую, задумчивую русалочку. Русалочка любила кататься на волнах, когда начиналась буря. Русалочка пела лучше всех, такого прекрасного голоса не было ни у кого из людей. Она так любила принца, что навсегда рассталась со своим голосом, только чтобы быть возле него. Принц Как считала русалочка, красивее всех был молодой принц с большими черными глазами. Ему было не больше 16 лет. Он пожимал всем руки и улыбался. У принца были прекрасные волосы, которые прикрывали его высокий красивый лоб. Принц очень любил гулять при свете месяца один-одинешенек, кататься с музыкантами на своей нарядной лодке, украшенной развевающимися флагами. Люди говорили о нем только хорошее. | Использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение). Умение осуществлять логическое действие «обобщение». Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем. |
6.Физминутка |
Мы в сказку к русалочке Собрались в дальний путь, Летели, плыли, ехали – Пора и отдохнуть. Все любят сказки добрые, Довольна детвора Скорее все за дело- Вновь в сказку нам пора! | Выполняют движения, зарядку для глаз | |
7.Продолжение работы по теме |
Формулирует задание, организует беседу по вопросам, контролирует выполнение задания на отработку технике чтения, работы - Какое впечатление произвела на вас сказка? - Почему Русалочка решила стать человеком? -Очень хотелось Русалочке узнать о людях, жизни, сестры не могли ответить на вопросы и она обратилась к бабушке. Что говорит о силе, о глубине чувства Русалочки к принцу? Как она сама об этом говорит? -Пока сестры танцуют в отцовском доме, поплыву я к морской ведьме - Итак, на что пошла Русалочка? Проводит викторину по сказке. Ещё один нравственный урок преподнес в сказке автор. К какому выводу подталкивает нас поступок русалочки на корабле? Какова главная причина смерти русалочки? | Слушают и отвечают на вопросы учителя. Выразительно читают. Выполняют задания по содержанию текста. Инсценировка сцены «Разговор Русалочки и бабушки» Чтение отрывка « Я принадлежу ему всем сердцем, всеми своими помыслами, ему бы я охотно вручила счастье всей моей жизни!» « На всё бы я пошла – только бы мне быть с ним» Инсценировка сцены «Разговор Русалочки и ведьмы» Отдала свой чудный голос, стала немая. Покинула отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью) Терпеливо переносила боль. Отвечают на вопросы викторины 1. Сколько принцесс дочек было у морского царя? (6) 2. Когда русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря. (15 л) 3. Что увидела русалочка, когда первый раз всплыла на поверхность моря? (Корабль, людей, принца) 4. Кто спас принца во время бури на море? (Русалочка) 5. Что взяла ведьма за помощь у русалочки? (Голос) 6. Почему у всех сестер русалочки не стало роскошных длинных волос? (Они их отдали ведьме за то, чтобы она помогла русалочке избавиться от смерти) 7. Почему русалочка превратилась в морскую пену? (Т.к. ее не полюбил принц, а это было условие ведьмы) 8. Сколько лет живут русалочки? (300) 9. Любил ли принц русалочку, как она его? 10. Могла ли русалочка спастись? Что для этого она должна была сделать? 11. Какое решение приняла русалочка? 12. На какую жертву прошла русалочка, чтобы принц полюбил ее? Проверяют работу, оценивают Надо уметь прощать других людей, понимать и прощать их слабости и ошибки, а самые высокие требования предъявлять прежде всего к себе. | владеть монологической и диалогической формами речи; устанавливать причинно - следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение слушать и понимать других |
8.Закрепление. |
Проводит беседу по вопросам. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Какое волшебное превращение происходит в конце сказки и принесет ли оно счастье русалочке? Ответ подкрепите цитатами из текста. -Понравился ли конец сказки? Почему не понравился? - Отношение автора к случившемуся вы почувствовали? - Виноват ли кто-нибудь в том, что мечты Русалочки не сбылись? - Как вы поняли лексическое значение слова любить? -О какой любви говорит автор в этой сказке? - Кого ещё может связывать чувство любви? | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу в конце урока Тело расплылось пеной. Морская пена превращается в облачко. «Мы летаем повсюду и всем стараемся принести радость…Там ты обретешь любовь и счастье, каких не нашла на земле». Она вознеслась вместе с другими детьми воздуха к розовым облакам, плававшим в небе. -Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем -Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки Нет, принц хороший, но полюбил другую героиню. *заботиться, * внимательно относиться к окружающим, * быть готовым к самопожертвованию Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека девушки к юноше детей и родителей, человека и родного дома, человека и животных, человека и природу, человека и Родину | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы других в соответствии с этими критериями |
9.Итог урока |
Оценивает эмоциональный настрой учащихся. Проводит беседу по вопросам. -Какова главная мысль этой сказки? -Чему учит нас эта сказка? - Любовь - великое украшение жизни. Когда человек любит, он обретает крылья, любовь творит добро. Сказка Андерсена даёт достойный ответ на вопрос « Что такое любовь?» Она никого не оставляет равнодушным, заставляет думать, переживать. Мы учимся у сказки любить жизнь. Выставление оценок. - Ребята если соединить все жемчуга, которые вы заработали получиться ожерелье. Кому подарим это ожерелье? | О любви Дорожить любовью, дружбой близкого человека; помогать человеку в беде; быть добрым, отзывчивым Мы подарим нашей доброй героине Русалочке. | высказывать и обосновывать свою точку зрения |
10. Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание, комментирует. Задание по выбору: составить свои варианты окончания сказки со счастливым концом; составить кроссворд по сказке. | Слушают, записывают. | Осуществлять анализ – понимание поставленной учебной цели по выполнению домашнего задания. |
11.Рефлексия |
Сейчас вы должны оценить свою работу-прикрепить рыбку к волне: - «Я молодец» прикрепляете рыбку выше. «Я доволен работай» прикрепляете чуть ниже. « Я мог поработать лучше» прикрепляете еще ниже | Оценивают свою работу на уроке | Оценивать результат выполнения своей работы. |