Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 19 г. Феодосии Республики Крым»
Конспект открытого урока биологии
9 класс
«СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ. ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР»
Учитель биологии Федотова Т.И.
2015 год
Конспект урока биологии в 9 классе (элективный курс «Анатомия и физиология человека»)
по теме «Сенсорные системы. Зрительный анализатор»
ЦЕЛЬ УРОКА:
Изучение строения, функций и значения зрительного анализатора; воспитание интереса к самопознанию и самосовершенствованию, повышение мотивации обучения биологии.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
расширить и закрепить знания об анализаторах;
изучить строение и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций;
рассмотреть основные этапы эволюции глаза;
провести экспериментальную работу по органу зрения человека и животных;
Воспитательная:
Развивающая:
развивать общие и специфические универсальные учебные умения (организационные, интеллектуальные, оценочные, коммуникативные);
развивать познавательный интерес, профессиональную ориентацию.
ТИП УРОКА: Комбинированный урок.
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ: Здоровьесберегающие, информационные технологии обучения; технология проблемного обучения.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийная доска, проектор.
Компьютер.
Разборная модель глаза.
Объемная модель головного мозга.
Таблица (объемная) строения глаза.
Видеофрагмент фильма «Строение глаза».
Видеофильм «Как видят мир животные».
Таблицы: Зрительный анализатор. Схема строения головного мозга.
Пособия и раздаточный материал, подготовленные учителем:
Презентация для урока.
Карточки с заданиями для каждого учащегося (Приложение 1);
Список новых терминов по теме для каждого учащегося (Приложение 2);
Лист валеологического самоанализа для каждого учащегося (Приложение 3);
Задания самостоятельной работы (Приложение 4);
Таблица строения органа зрения (Приложение 5);
Конверты с повязками на глаза, карточками Брайля, рисунком компьютерной модели эволюции глаза;
Лестница успеха для рефлексии.
ПЛАН-КОНСПЕКТ урока:
1. Организационный момент. Вступление (интересные факты о тайнах организма человека).
2. Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа о сенсорных системах, анализаторах). Давайте вспомним тему прошлого урока. Что такое анализаторы? (ответы).
Какие вы знаете анализаторы? (ответы).
Как вы считаете, какой из органов чувств самый важный? Почему? ( ответы)
(- Ответы учащихся сопровождаются показом слайдов презентации).
3. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся (проблемный вопрос о важности органов чувств, выявлении основного информационного источника адаптации в ходе экспериментов).
Эксперимент. Давайте попробуем доказать ваши предположения о том, что орган зрения наиболее важный и информативный, с помощью простого эксперимента.
Я приглашаю одного желающего из вас быть подопытным. Мои помощники завязывают тебе глаза и надевают наушники, затем дают в руки предметы.
Задание: определить с помощью различных анализаторов, что это за предмет и описать его свойства (цвет, запах, форму и т.п.).
Опыт 1. Объект – ЯБЛОКО.
Результаты (помощник фиксирует на доске):
Слух – 0% информации
Обоняние – 0% (хотя возможно 50%)
Осязание – 50 % (возможно яблоко, мячик, игрушка)
Вкус – 80% (яблоко, сладкое, цвет – 0%)
Зрение – 90% (вкус не определить).
Опыт 2. Объект – муляжи персика, яблока.
Результаты:
Слух: - 0%
Обоняние – 0%
Осязание – 50 % (игрушка, возможно даже отгадать на 80-90%).
Вкус – 0%.
Зрение – 100%.
Выводы: С помощью зрения мы получаем более 90% информации, на втором месте осязание, обоняние, вкус и слух в зависимости от объектов исследования (слайды Презентации).
4. Изучение нового материала (постановка цели, задач урока).
Итак, тема нашего урока, как вы догадались, ОРГАН ЗРЕНИЯ.
Глаза - этот бесценный и прекрасный дар природы - не только зеркало души, но и зеркало общего состояния здоровья человека. И поэтому наш урок будет о глазах и зрении.
Сегодня мы с вами:
а) разъясним значение зрения в жизни человека;
б) рассмотрим его анатомические и физиологические особенности;
в) поговорим об эволюции органа зрения, выясним, как видят животные?
Какое же значение в жизни человека имеет зрение, какую информацию мы получаем с помощью этого анализатора? И чего мы лишаемся, если даже просто закрываем глаза? (Исследовательская работа с завязанными глазами).
А теперь рассмотрим анатомическое строение зрительного анализатора.
Из каких частей состоит любой анализатор? (Ответы)
Совершенно верно (демонстрация таблицы, слайда):
1 звено – рецепторы глаза (свет – раздражитель)
2 звено – нервные проводящие пути в составе зрительного нерва.
3 звено – анализ импульса – задние доли коры БП.
Взглянув на лицо человека, мы видим лишь малую часть этой сложной системы. Она очень важная и уязвимая, поэтому природа позаботилась о защите этого органа. Как защищён глаз? (ответы учащихся).
(на плакате, макете, презентация).
- Гимнастика для глаз:
Проведём ещё один простой эксперимент: оставляя голову неподвижной посмотрите в окно…на дверь, на потолок, на парту, сведите глаза на нос…попробуйте рассмотреть соседа слева и справа одновременно
( шутка)…
Почему возможно движение глазных яблок? ( Предположения учащихся).
Верно, ребята, шесть глазных мышц, самых быстродвижущихся мышц в организме: 4 прямые и 2 косые, мы можем одновременно двумя глазами следить за предметом, сводить глаза, но разводить – нет! (презентация)
Рассмотрим основные оболочки глазного яблока (демонстрация разборной модели глаза), затем демонстрация видеофильма «Анатомия глаза».
ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛАЗА (работа с таблицей приложения 5).
Как видит наш глаз? И для чего хрусталик меняет свою кривизну? (явление аккомодации –демонстрация анимационной презентации).
Эволюция глаза (объяснение с демонстрацией презентации и рисунка компьютерной модели глаза).
Как видят животные? Демонстрация видеофильма.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
До конца урока я предлагаю вам выполнить небольшое самостоятельное задание (Приложение 4). Затем - проверка выполнения самостоятельной работы по интерактивной доске.
6. ИТОГИ УРОКА И ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Домашнее задание: проверить себя на знание новых терминов по теме – подготовится к диктанту; провести валеологический самоанализ, сделать выводы.
7. Рефлексия (Лестница успеха).
Спасибо за внимание!
Приложение 2
ТЕМА УРОКА: ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ
Термины:
Глазное яблоко:
белочная оболочка – склера
роговица
сосудистая оболочка
радужка
зрачок
светочувствительная оболочка - сетчатка
рецепторы: палочки и колбочки
жёлтое пятно
слепое пятно
хрусталик
стекловидное тело
Аккомодация
Вспомогательный аппарат глаза
Приложение 4
Самостоятельная работа
Задание 1.
Подпишите на рисунке части глазного яблока.

Задание 2.
Установите соответствие между названием части глаза и выполняемой функцией:
ЧАСТИ ГЛАЗА: Функции:
1.Сосудистая оболочка А. Защитная
2.Сетчатка Б. Питание глаза
3.Хрусталик В. Восприятие света
4.Склера Г. Проведение информации
5.Зрительный нерв Д. Преломление света
Приложение 3
Валеологический самоанализ.
Прочитай внимательно основные правила для сохранения здоровья глаз и оцени по 5 бальной шкале, насколько ты выполняешь в своей повседневной жизни эти правила.
Что необходимо делать, чтобы сохранить зрение:
Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
Следи за тем, чтобы книга и тетрадь были на расстоянии 30 – 35 см от глаз.
Книгу при чтении ставь на наклонную подставку.
При письме свет должен падать слева.
Не читай лежа, в транспорте.
Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть.
Никогда не три глаза руками, так можно занести в них соринку и опасных микробов. Пользуйся чистым носовым платком.
Делай гимнастику для глаз.
Очень вредно для глаз подолгу смотреть телевизор и работать за компьютером ( более 1-2часов).
Не стесняйся носить очки, если их выписал врач.
Употребляйте в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, зелёный лук, петрушка, помидоры)/
Цветовой фон рабочей комнаты и рабочего места должен быть спокойным.
Гигиена зрения – это комплекс мероприятий, направленных на профилактику развития болезней.
Правила работы за компьютером:
1. Рабочее место должно быть автономным, т.е. не подключать к розетке компьютера другие приборы.
2. Компьютер должен находиться в углу, т.к. именно сзади излучение выше, чем от экрана.
3. На монитор не должны падать прямые солнечные лучи. Работа с компьютером не должна превышать 2 часа в день, через каждые 30 минут перерыв на отдых.
4. Расстояние от экрана до глаз – не менее 50 см.
5. В помещении с компьютерной техникой ежедневно должна проводиться влажная уборка.
Правила гигиены при выполнении домашних заданий.
1.Выполнение домашних заданий должно проходить в специально оборудованном месте.
2 Свет должен падать с левой стороны.
3.Источник света должен освещать только рабочую поверхность, а абажур должен скрывать от глаз нить накаливания.
4.Мощность лампочки в лампе должна быть не менее 60 ватт.
5.Расстояние от глаз до книги должно быть 40 см.
6. Через каждые 30 минут желательно делать гимнастику для глаз или просто дать им отдохнуть
Гимнастика для глаз.
1. Не поворачивая головы, переведи взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый нижний угол. Повтори 5 – 8 раз.
2. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуем восьмёрку в пространстве по горизонтали, вертикали.
3. С открытыми глазами, не поворачивая головы, напиши в пространстве своё имя, фамилию, сначала маленькими буквами, а потом большими.
4. Посмотрите в окно вдаль досчитайте до 20, затем переведите взгляд на стекло окна. Повторяйте это упражнение до 10 раз.
12