СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Композиторы - детям. П.И.Чайковский"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжаем знакомить детей с произведениями композиторов, написанными  для детей; закрепляем знания о творчестве П.И.Чайковского; знакомим с другими великими русскими композиторами, которые писали музыку для детей

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "Композиторы - детям. П.И.Чайковский"»

Конспект открытого урока по музыке в 3 классе.


Тема: "Композиторы детям"

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с произведениями композиторов, написанными для детей.

Планируемые результаты:

Воспитывающие: прививать любовь к музыке русских композиторов, расширить знания о великих композиторах России: П.И.Чайковском, А.П.Бородине, А.К.Лядове, Ц.А.Кюи и Н.А.Римском-Корсакове.

Развивающие: расширить кругозор о композиторах, закрепить знания о творчестве П.И. Чайковского,

Обучающие: учить чисто интонировать мелодии песен, учить чувствавать ритм песни; учить чувствовать и передавать характер во время исполнения.

Планируемые результаты урока:

Предметные: эмоционально откликаться на музыку, определять эмоционально-образное содержание и характер музыки, рассуждать о ее звучании;

- выразительно и осознанно исполнять музыку в разных видах деятельности – пении, музыкально-пластическом движении.

- знать названия произведений, тексты выученных песен, имена композиторов, названия музыкальных инструментов.

Метапредметные УУД:

познавательные – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия. исполнения, оценки музыкальных сочинений; построение речевого высказывания в устной форме; выбор способов решения творческих задач;

регулятивные – планирование; прогнозирование – предвосхищение результата, оценка;

коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем; постановка вопросов; умение выражать свои мысли;

личностные – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства; уважительное отношение к культуре своего народа; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства.


Ход урока:

Дети входят в класс под мелодию вальса из фортепианного цикла  «Времена года» П. И. Чайковского, кружась у доски, делают реверанс (поклон) и занимают свои места.

  1. Организационный момент

Учитель музыкально приветствуется с детьми, дети приветствуют присутствующих учителей (гостей):

- Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте,

Все дети планеты «Земля!»

-Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте,

Все наши учителя!

Учитель: Прозвенел вот-вот звонок, начинается урок!

Урок музыкальный наступил, заниматься пригласил!


А заниматься мы с вами будем творческой работой. Тема урока интересная, но ее нужно отгадать.

  1. Актуализация знаний. Определение темы

У меня на столе находится шкатулка, не простая, а музыкальная. Давайте послушаем мелодию, звучащую из этой шкатулочки! (играет мелодия).

Ребята, интересно, что внутри находится? Сейчас посмотрим. Это музыкальные загадки!


1 гр.: Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет?

2 гр.: Сон и отдых позабыты… Песню пишет?

- Конечно же, это композитор (на доске открываются слова). Ребята, эти загадки, конечно, и первоклассники могут отгадать. А вот эту отгадаете?

3.Он родился на Урале, вундеркиндом называли.

На рояле он играл, выступал и сочинял.

Для любителей природы есть альбом «Времена года»,

Для детей — «Детский альбом».

Я, надеюсь, вам знаком?

(Дети говорят варианты ответов - Чайковский, открывается слово). 


- Совершенно верно! Речь идет о Чайковском. Обратите внимание на портреты великих композиторов. Кто покажет в какой ряду и где находится портрет Чайковского? (желающие выходят к доске)

III. Целеполагание. Постановка учебной задачи

- Ребята, когда вы заходили в класс, обратили внимание - какое произведение звучало? Кто автор? (ответы).

- Интересно, что же еще находится внутри нашей музыкальной шкатулочки? Здесь задание для вас, ребята! Прослушайте следующее произведение и ответьте на вопрос. (Звучит фрагмент пьесы из Детского альбома П. И. Чайковского "Игра в лошадки")

–Скажите, это произведение написано для взрослых или для детей?

–Для детей!

–Почему вы так решили?

(Варианты ответов: музыка озорная, весёлая, похожа на детскую игру.

–Значит, о какой музыке пойдёт речь на уроке?

–О детской! (открывается слово)

–Верно. Тема нашего урока: «Композиторы–детям»

–Кто помнит, как называется эта пьеса?

– «Игра в лошадки»

–Верно, Кто автор этой пьесы?

–П.И. Чайковский (дописать тему)

IV. Изучение нового материала

–Молодцы, всё верно, эта пьеса из "Детского альбома" Петра Ильича Чайковского "Игра в лошадки". Этот сборник композитор сочинил в 1878 году и посвятил его своему семилетнему племяннику Володе.

–Ребята, опишите характер музыки.

–Лёгкий, весёлый, стремительный. Быстрый темп, который изображает игру детей наперегонки.

- Запишите ответы в свои карточки.

–Молодцы, верно. А кто сможет обыграть эту пьесу, соревнуясь друг с другом наперегонки? (Желающим вручаются лошадки на палке, снова звучит «Игра в лошадки» и они скачут под музыку наперегонки)

–Молодцы, ребята! Как вы думаете, сколько пьес содержит «Детский альбом" Петра Ильича Чайковского? (Ответы). В альбоме 24 детские пьесы и сборник этот входит в Золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. Пьесы этого альбома слушают и любят не только дети, но и взрослые.

- Дети, пьеса «Игра в лошадки» описывает игры, забавы, развлечения, происходящие днем. Весь «Детский альбом» как будто описывает целый день ребёнка с момента его пробуждения и до сна. А начинается сборник пьесами, объединенными общей темой «Утро»: («Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама»)

4. Кто нас крепко любит,
Кто нас утром будит,
Книжки нам читает,
Песни напевает,
Кто нас обнимает,

Хвалит и ласкает? (мама)


Давайте посмотрим тематическую презентацию, прослушаем некоторые пьесы, определим их характер, настроение. И, конечно, же определим жанры звучащих произведений на слух и отгадаем загадки.

(Во время прослушивания и загадок дети заполняют карточки)

5. У меня есть целый полк, 
Я в сраженьях знаю толк. 
И ребята в том полку 
При оружье, начеку. 
Понарошку та война - 
В комнате идет она. 
Кто они, мои ребята?

Все в мундирах и бушлатах (солдатики)

Звучит «Марш деревянных солдатиков» (музыка ставится на паузу)

- Ребята, кто ответит, к какому жанру отнесем эту пьесу? (ответы)

- Правильно, к маршу. Предлагаю в качестве разминки помаршировать

(Дети маршируют под музыку).


- Сейчас предлагаю увлекательные путешествия по разным странам, вслед за П.И.Чайковским: по Италии, Франции, Германии, и, конечно, России!

Звучат фрагменты произведений: «Неаполитанская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Русская песня», «Камаринская».

-Чем отличаются эти произведения, что их объединяет? (ответы)

- И снова загадка!

Мы шагали по планете
Средь загадочных дорог.
Карта, глобус – нам в подмогу...
Видим вдруг: лежит сапог.
Возмутился громко Коля
И с восторгом закричал:
– Кто же это на планете
Сапожок свой потерял?
Разъяснила это детям
Девочка Наталия,
Что сапог на карте мира – 
Славная ... (Италия)

- Интересно, какой характер «Итальянской песенки»? (можно предложить подвигаться в характер музыки). Что происходит с ритмом данной пьесы? (ответы)

- В нашей музыкальной копилочке остались еще загадки:

Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь —
Будет спать
День, и два, и даже пять (кукла)

- Правильно, кукла! У нас тоже есть куклы. Предлагаю девочкам запеленать кукол и уложить их спать под «Колыбельную» Чайковского, ведь близится вечер (выходят 3 девочки)

(Девочки поют вокализ под «Колыбельную», класс подпевает)

- Ребята, а тем, кто не может уснуть, что рассказывают? Да, сказки.

- Пьесы «Нянина сказка», «Баба Яга» и «Сладкая греза» Петр Ильич объединил в тематический блок «Вечер».

-Давайте, ребята, сейчас на время станем художниками-иллюстраторами к «Детскому альбому» П.И.Чайковского.

Пока будет звучать пьеса «Баба Яга», вы представьте этот музыкальный образ и изобразите его на листе бумаги.

(Все рисуют Бабу-Ягу, прикрепляют на доску «Художественная галерея»)

- Вот, какие замечательные иллюстрации получились!

- Итак, ребята, мы с вами не только слушали пьесы, мы определяли их характер, настроение, музыкальные образы, рисовали, танцевали, пели, двигались в такт и ритм музыки, определяли жанры. Эти детские пьесы и многие другие принадлежат творению П.И.Чайковского. Какой вывод можно сделать? (ответы детей)

- Петр Ильич Чайковский внес огромный вклад в музыкальные произведения для детей.

V. А сейчас объявляю физкультминутку «Танцы сидя»!


- Ребята, хочу познакомить вас с ещё одним детским произведением, которое написали сразу четыре композитора-классика. Четыре композитора, одна тема, двадцать четыре вариации и пятнадцать разножанровых пьес… Все это — «Парафразы» — очень интересное и оригинальное произведение конца XIX века. «Парафразы» (1879 г.) — коллективное сочинение, на титульном листе сразу несколько знаменитых фамилий: Бородин, Лядов, Кюи и Римский-Корсаков.

Еще одна необычная деталь, которая встречается на обложке этого издания — милое посвящение: «…маленьким пианистам, способным сыграть тему одним пальцем каждой руки». В основе 24-х вариаций и 15 пьес, которые вошли в «Парафразы», лежит детская тема, шутливо названная «Тати-Тати». Простую и незатейливую мелодию, совершенно по-разному представили в своей музыке композиторы. От вариации к вариации, от пьесы к пьесе меняются характеры, темпы, тональности, гармоническое сопровождение, фактура, жанровая трактовка. Авторы искрометно обращаются с главной темой, заставляя ее каждый раз переливаться новыми красками и удивлять слушателя.

(Слушание музыки, беседа об образе, характере, настроении произведения)

-Какие эмоции вас, ребята, наполняют, слушая это произведение для детей? Передайте их с помощью дирижирования (звучат «Парафразы»)

- Ребята, в нашей музыкальной копилочке для вас есть еще одно задание: «Угадай мелодию». (Звучит мелодия песни «Если с другом вышел в путь»)

(Дети отгадывают, как называется песня и кто ее написал)

Итак, авторы песни «Если с другом вышел в путь»: Владимир Шаинский (автор музыки) и Михаил Танич   (автор текста).

(Заранее подготовленные дети вкратце рассказывают о Владимире Шаинском и его произведениях для детей, в т.ч. для мультфильмов. На экране – слайд-шоу)

- Давайте хором споем эту замечательную песню!

VI. Закрепление изученного материала

–Подведём итоги нашего занятия: какие композиторы писали музыку для детей?

–Какие из услышанных на уроке произведения вам понравились больше?

–Назовите композиторов этих произведений.

VII. Рефлексия

Попробуйте оценить свою работу на уроке (работа с карточками, устные ответы, творческие задания)

  1. Если вы считаете, активно участвовали в пении, загните один пальчик.

  2. Если вы сможете определить музыкальные жанры, загните еще один пальчик

  3. Вы можете загнуть еще один пальчик, если вы танцевали от всей души.

  4. Загните 4 пальчик, если вы были прекрасным дирижером

  5. Если вы сможете назвать не менее 5 композиторов, которые пишут произведения для детей, загните 5 пальчик.

Итак, если вы загнули 5 пальчиков - смело поставьте в карточку (графа «отметка») пятерку, ну, а если 4, тогда четыре.

Домашнее задание: выучить детскую песенку из любимых мультфильмов (на выбор). Всем спасибо!