Конспект открытого урока по музыке в 3 классе.
Тема: "Композиторы детям"
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с произведениями композиторов, написанными для детей.
Планируемые результаты:
Воспитывающие: прививать любовь к музыке русских композиторов, расширить знания о великих композиторах России: П.И.Чайковском, А.П.Бородине, А.К.Лядове, Ц.А.Кюи и Н.А.Римском-Корсакове.
Развивающие: расширить кругозор о композиторах, закрепить знания о творчестве П.И. Чайковского,
Обучающие: учить чисто интонировать мелодии песен, учить чувствавать ритм песни; учить чувствовать и передавать характер во время исполнения.
Планируемые результаты урока:
Предметные: эмоционально откликаться на музыку, определять эмоционально-образное содержание и характер музыки, рассуждать о ее звучании;
- выразительно и осознанно исполнять музыку в разных видах деятельности – пении, музыкально-пластическом движении.
- знать названия произведений, тексты выученных песен, имена композиторов, названия музыкальных инструментов.
Метапредметные УУД:
познавательные – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия. исполнения, оценки музыкальных сочинений; построение речевого высказывания в устной форме; выбор способов решения творческих задач;
регулятивные – планирование; прогнозирование – предвосхищение результата, оценка;
коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем; постановка вопросов; умение выражать свои мысли;
личностные – умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства; уважительное отношение к культуре своего народа; формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально-эстетического чувства.
Ход урока:
Дети входят в класс под мелодию вальса из фортепианного цикла «Времена года» П. И. Чайковского, кружась у доски, делают реверанс (поклон) и занимают свои места.
Организационный момент
Учитель музыкально приветствуется с детьми, дети приветствуют присутствующих учителей (гостей):
- Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте,
Все дети планеты «Земля!»
-Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте,
Все наши учителя!
Учитель: Прозвенел вот-вот звонок, начинается урок!
Урок музыкальный наступил, заниматься пригласил!
А заниматься мы с вами будем творческой работой. Тема урока интересная, но ее нужно отгадать.
Актуализация знаний. Определение темы
У меня на столе находится шкатулка, не простая, а музыкальная. Давайте послушаем мелодию, звучащую из этой шкатулочки! (играет мелодия).
Ребята, интересно, что внутри находится? Сейчас посмотрим. Это музыкальные загадки!
1 гр.: Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?
2 гр.: Сон и отдых позабыты… Песню пишет?
- Конечно же, это композитор (на доске открываются слова). Ребята, эти загадки, конечно, и первоклассники могут отгадать. А вот эту отгадаете?
3.Он родился на Урале, вундеркиндом называли.
На рояле он играл, выступал и сочинял.
Для любителей природы есть альбом «Времена года»,
Для детей — «Детский альбом».
Я, надеюсь, вам знаком?
(Дети говорят варианты ответов - Чайковский, открывается слово).
- Совершенно верно! Речь идет о Чайковском. Обратите внимание на портреты великих композиторов. Кто покажет в какой ряду и где находится портрет Чайковского? (желающие выходят к доске)
III. Целеполагание. Постановка учебной задачи
- Ребята, когда вы заходили в класс, обратили внимание - какое произведение звучало? Кто автор? (ответы).
- Интересно, что же еще находится внутри нашей музыкальной шкатулочки? Здесь задание для вас, ребята! Прослушайте следующее произведение и ответьте на вопрос. (Звучит фрагмент пьесы из Детского альбома П. И. Чайковского "Игра в лошадки")
–Скажите, это произведение написано для взрослых или для детей?
–Для детей!
–Почему вы так решили?
(Варианты ответов: музыка озорная, весёлая, похожа на детскую игру.
–Значит, о какой музыке пойдёт речь на уроке?
–О детской! (открывается слово)
–Верно. Тема нашего урока: «Композиторы–детям»
–Кто помнит, как называется эта пьеса?
– «Игра в лошадки»
–Верно, Кто автор этой пьесы?
–П.И. Чайковский (дописать тему)
IV. Изучение нового материала
–Молодцы, всё верно, эта пьеса из "Детского альбома" Петра Ильича Чайковского "Игра в лошадки". Этот сборник композитор сочинил в 1878 году и посвятил его своему семилетнему племяннику Володе.
–Ребята, опишите характер музыки.
–Лёгкий, весёлый, стремительный. Быстрый темп, который изображает игру детей наперегонки.
- Запишите ответы в свои карточки.
–Молодцы, верно. А кто сможет обыграть эту пьесу, соревнуясь друг с другом наперегонки? (Желающим вручаются лошадки на палке, снова звучит «Игра в лошадки» и они скачут под музыку наперегонки)
–Молодцы, ребята! Как вы думаете, сколько пьес содержит «Детский альбом" Петра Ильича Чайковского? (Ответы). В альбоме 24 детские пьесы и сборник этот входит в Золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. Пьесы этого альбома слушают и любят не только дети, но и взрослые.
- Дети, пьеса «Игра в лошадки» описывает игры, забавы, развлечения, происходящие днем. Весь «Детский альбом» как будто описывает целый день ребёнка с момента его пробуждения и до сна. А начинается сборник пьесами, объединенными общей темой «Утро»: («Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама»)
4. Кто нас крепко любит,
Кто нас утром будит,
Книжки нам читает,
Песни напевает,
Кто нас обнимает,
Хвалит и ласкает? (мама)
Давайте посмотрим тематическую презентацию, прослушаем некоторые пьесы, определим их характер, настроение. И, конечно, же определим жанры звучащих произведений на слух и отгадаем загадки.
(Во время прослушивания и загадок дети заполняют карточки)
5. У меня есть целый полк,
Я в сраженьях знаю толк.
И ребята в том полку
При оружье, начеку.
Понарошку та война -
В комнате идет она.
Кто они, мои ребята?
Все в мундирах и бушлатах (солдатики)
Звучит «Марш деревянных солдатиков» (музыка ставится на паузу)
- Ребята, кто ответит, к какому жанру отнесем эту пьесу? (ответы)
- Правильно, к маршу. Предлагаю в качестве разминки помаршировать
(Дети маршируют под музыку).
- Сейчас предлагаю увлекательные путешествия по разным странам, вслед за П.И.Чайковским: по Италии, Франции, Германии, и, конечно, России!
Звучат фрагменты произведений: «Неаполитанская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Русская песня», «Камаринская».
-Чем отличаются эти произведения, что их объединяет? (ответы)
- И снова загадка!
Мы шагали по планете
Средь загадочных дорог.
Карта, глобус – нам в подмогу...
Видим вдруг: лежит сапог.
Возмутился громко Коля
И с восторгом закричал:
– Кто же это на планете
Сапожок свой потерял?
Разъяснила это детям
Девочка Наталия,
Что сапог на карте мира –
Славная ... (Италия)
- Интересно, какой характер «Итальянской песенки»? (можно предложить подвигаться в характер музыки). Что происходит с ритмом данной пьесы? (ответы)
- В нашей музыкальной копилочке остались еще загадки:
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь —
Будет спать
День, и два, и даже пять (кукла)
- Правильно, кукла! У нас тоже есть куклы. Предлагаю девочкам запеленать кукол и уложить их спать под «Колыбельную» Чайковского, ведь близится вечер (выходят 3 девочки)
(Девочки поют вокализ под «Колыбельную», класс подпевает)
- Ребята, а тем, кто не может уснуть, что рассказывают? Да, сказки.
- Пьесы «Нянина сказка», «Баба Яга» и «Сладкая греза» Петр Ильич объединил в тематический блок «Вечер».
-Давайте, ребята, сейчас на время станем художниками-иллюстраторами к «Детскому альбому» П.И.Чайковского.
Пока будет звучать пьеса «Баба Яга», вы представьте этот музыкальный образ и изобразите его на листе бумаги.
(Все рисуют Бабу-Ягу, прикрепляют на доску «Художественная галерея»)
- Вот, какие замечательные иллюстрации получились!
- Итак, ребята, мы с вами не только слушали пьесы, мы определяли их характер, настроение, музыкальные образы, рисовали, танцевали, пели, двигались в такт и ритм музыки, определяли жанры. Эти детские пьесы и многие другие принадлежат творению П.И.Чайковского. Какой вывод можно сделать? (ответы детей)
- Петр Ильич Чайковский внес огромный вклад в музыкальные произведения для детей.
V. А сейчас объявляю физкультминутку «Танцы сидя»!
- Ребята, хочу познакомить вас с ещё одним детским произведением, которое написали сразу четыре композитора-классика. Четыре композитора, одна тема, двадцать четыре вариации и пятнадцать разножанровых пьес… Все это — «Парафразы» — очень интересное и оригинальное произведение конца XIX века. «Парафразы» (1879 г.) — коллективное сочинение, на титульном листе сразу несколько знаменитых фамилий: Бородин, Лядов, Кюи и Римский-Корсаков.
Еще одна необычная деталь, которая встречается на обложке этого издания — милое посвящение: «…маленьким пианистам, способным сыграть тему одним пальцем каждой руки». В основе 24-х вариаций и 15 пьес, которые вошли в «Парафразы», лежит детская тема, шутливо названная «Тати-Тати». Простую и незатейливую мелодию, совершенно по-разному представили в своей музыке композиторы. От вариации к вариации, от пьесы к пьесе меняются характеры, темпы, тональности, гармоническое сопровождение, фактура, жанровая трактовка. Авторы искрометно обращаются с главной темой, заставляя ее каждый раз переливаться новыми красками и удивлять слушателя.
(Слушание музыки, беседа об образе, характере, настроении произведения)
-Какие эмоции вас, ребята, наполняют, слушая это произведение для детей? Передайте их с помощью дирижирования (звучат «Парафразы»)
- Ребята, в нашей музыкальной копилочке для вас есть еще одно задание: «Угадай мелодию». (Звучит мелодия песни «Если с другом вышел в путь»)
(Дети отгадывают, как называется песня и кто ее написал)
Итак, авторы песни «Если с другом вышел в путь»: Владимир Шаинский (автор музыки) и Михаил Танич (автор текста).
(Заранее подготовленные дети вкратце рассказывают о Владимире Шаинском и его произведениях для детей, в т.ч. для мультфильмов. На экране – слайд-шоу)
- Давайте хором споем эту замечательную песню!
VI. Закрепление изученного материала
–Подведём итоги нашего занятия: какие композиторы писали музыку для детей?
–Какие из услышанных на уроке произведения вам понравились больше?
–Назовите композиторов этих произведений.
VII. Рефлексия
Попробуйте оценить свою работу на уроке (работа с карточками, устные ответы, творческие задания)
Если вы считаете, активно участвовали в пении, загните один пальчик.
Если вы сможете определить музыкальные жанры, загните еще один пальчик
Вы можете загнуть еще один пальчик, если вы танцевали от всей души.
Загните 4 пальчик, если вы были прекрасным дирижером
Если вы сможете назвать не менее 5 композиторов, которые пишут произведения для детей, загните 5 пальчик.
Итак, если вы загнули 5 пальчиков - смело поставьте в карточку (графа «отметка») пятерку, ну, а если 4, тогда четыре.
Домашнее задание: выучить детскую песенку из любимых мультфильмов (на выбор). Всем спасибо!