Коррекционный урок по литературному чтению:
«Лягушка-путешественница»
Введение в увлекательное чтение с Гаршиным.
Учитель: Карцева Анна Лазаревна
Погружение в мир литературы
Познакомимся с произведением В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Изучим идеи, совершенствуем навыки чтения.
2
Цели урока
Основная цель – познакомиться с произведением В.М. Гаршина. Также продолжаем работу над чтением и анализом текста, изучаем содержание и героев.
Научимся формулировать мнение, аргументировать свою позицию, координироваться в сотрудничестве, а также выражать мысли в процессе коммуникации.
3
Вопросы для обсуждения
- Какие произведения мы изучили на последних уроках литературного чтения?
- Что такое басня?
- Кто такой Толстой Л.Н., что вы о нем знаете?
- С баснями какого баснописца мы ещё знакомились?
- Чем басни Толстого Л.Н. отличаются от басен И. А. Крылова?
- На уроке мы будем знакомится с произведением, главной героиней которого была лягушка.
- Тема сегодняшнего урока «Лягушка-путешественница»
4
Актуализация знаний
Учитель задает вопросы об известных фактах о лягушках и причине их отнесения к земноводным. Учащиеся делятся знаниями о лягушках и слушают сообщение от одноклассника.
Обсуждение причин написания сказки «Лягушка-путешественница». Гаршин создал её за год до смерти, чтобы передать важные идеи через приключения.
Представлена краткая биография автора произведения, В.М. Гаршина. Родился в 1855 году, участвовал в войне, писал книги после возвращения.
5
Первичное усвоение
Обсуждаем смысл эпиграфа урока «ХВАСТОВСТВО САМО СЕБЯ НАКАЗЫВАЕТ» и его связи с темой урока.
Кто такие путешественники? Обсуждаем способы путешествий и их связь с произведением и темой урока.
6
Физкультминутка
Мы весёлые лягушки, мы зелёные подружки.
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались.
Ручками хлопали, ножками топали.
Влево, вправо наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкульт-привет !
6
Первичная проверка понимания
Выборочное чтение: Что увидела лягушка, и почему она решилась путешествовать? Анализ черт характера лягушки и мотивации её поступков в сказке.
Обсуждаются чувства и восприятие лягушки в сказке. Анализируется время года в произведении.
- Вам лягушка понравилась?
-О каком времени года идет речь в сказке?
- А какая это осень: ранняя или поздняя?
- Найдите подтверждение в тексте
- Нравится ли лягушке погода?
- Почему вы так думаете? Подтвердите свой ответ словами из текста.
- Как относится наша героиня к мнению окружающих ее лягушек.
- Как автор относится к героине?
Чтение «цепочкой». Выполняется проверка понимания главного содержания произведения. Обсуждение характера и поступков лягушки.
- Что испытывала лягушка, услышав удивление и похвалу уток?
- Какие чувства испытывала лягушка во время полета?
- Какая черта ее характера проявляется в дальнейшем
- Как же случилось, что лягушка сорвалась и оказалась на земле?
7
1. Поднимаем глаза вверх - опускаем вниз. Вверх - вниз.
2. Вправо - влево .
3. Вправо - вверх. Потом влево - вниз.
4. Рисуем прямоугольник глазами.
7
Ответы на главные вопросы
Какие чувства волновали лягушку, услышав комментарии уток? Чувство восхищения и желание признания.
Причина, почему лягушка сорвалась и упала - хвастовство и невнимательность. Анализируем последствия поступков героя.
8
Закрепление знаний и работа с пословицами
Анализ произведения через русские пословицы. Необходимо выбрать наиболее подходящую к основной идее сказки.
- Свой выбор необходимо доказать.
- Богатого с хвастливым не различишь.
- Хвались, да назад оглянись.
- На рубль работы, на два похвальбы.
- Хвастовство само себя наказывает.
9
Итоги урока и основные понятия
- С произведением какого писателя мы познакомились на уроке?
- Какой порок осудил автор в образе лягушки?
- Что нового узнали о лягушке?
10
Рефлексия и впечатления
- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
– Какое настроение появилось у вас после чтения сказки?
– Что вас рассмешило?
– Что заставило задуматься?
11
Заключение урока
Мы изучили сказку «Лягушка-путешественница», осудили хвастовство.
Развиваем навыки чтения и нравственные качества через литературу.
12
СПАСИБО
ЗА УРОК
13