СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока литературы: « Бунт крестьян в романе Пушкина «Дубровский».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока литературы: « Бунт крестьян в романе Пушкина «Дубровский».»

МОУ « Октябрьская школа»









Конспект открытого урока литературы:

« Бунт крестьян в романе Пушкина «Дубровский»».







Подготовила : Кулаевская Г.И., учитель

русского языка и литературы



















П.Южный

2020г.

Тема: « Бунт крестьян в романе Пушкина «Дубровский»».

Урок литературы в 6 классе

Цели: продолжить формировать читательские умения; определять характер героя по его речи и поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического текста, выяснить мотивировку поступков героев. Помочь понять, какую роль играет анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» в авторской позиции, и какие средства помогают автору в создании образа Владимира Дубровского.

Планируемые результаты:

Предметные: Ученик научится владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Научиться приемам устного иллюстрирования.

Метапредметные:

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Организационный момент.


2. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Беседа.

  1. Кто из героев вам понравился и почему? Кто вызвал неприязнь?

  2. Какие эпизода романа вам запомнились и чем именно?

  3. Как относились к Троекурову помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие героя?

  4. В чем же сходство и различие характеров Кирилла Троекурова и Андрея Дубровского?


3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Ребята, скажите, пожалуйста, а как жилось крестьянам во время, описанное А.С. Пушкиным в повести «Дубровский»? (время крепостного права)

2. Как жилось крестьянам у таких помещиков, как Троекуров? (собакам лучше жилось, чем людям)

3. Какие взаимоотношения сложились с крепостными у Андрея Гавриловича Дубровского?

4. После чего погиб Дубровский-старший? (передача жилья с крепостными Троекурову)

5. К чему это привело?


4. Сообщение темы, задач урока.

_Итак, ребята, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.

- Правильно тема нашего урока: Бунт крестьян в романе Пушкина «Дубровский»

Открываем тетради и записываем число, классная работа и тему урока

- Какие цели мы с вами определим ?


  1. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.


  • Что мы узнаем о жизни Владимира Дубровского в Петербурге?

(Владимир "был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста", "воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать".)

  • Каковы были отношения отца и сына Дубровских?

(Владимир "лишился матери с малолетства, к отцу был "романтически привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями".)

  • Как воспринял Владимир известие о болезни отца?

("Мысль потерять отца : тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного :ужасала его", "Владимир упрекал себя в преступном небрежении" и он срочно выезжает к отцу.)

  • - Как развивались события после приезда молодого Дубровского в родное имение?

(Кистеневка официально отошла Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих событиях и какую роль во всем этом играет Троекуров.)

  • - Почему Владимир велел выгнать Троекурова?

(Потому что при виде Троекурова отца В.Дубровского охватило "ужасное смятение", он "с видом ужаса и гнева" показывает на Троекурова и падает без чувств, "паралич его ударил". Владимир понял, что виновником всех бед является Троекуров.)


  • Устное рисование.

- Опишите, как ведут себя слуга, крепостные Дубровских и сам Троекуров.

(Слуга с радостью бежит исполнять приказание своего барина: передать ответ молодого Дубровского Троекурову. Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в их взгляде торжество и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова, а значит, заступится и за них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно поглядел на дворню, и в его взгляде читалось: он им этого не простит.)


  1. Применение учащимися знаний.

  • Работа с текстом. Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»

Выразительное чтение.

(озаглавим ее «Пожар») («Поднялся ветер…»)

- Как повели себя крестьяне Дубровского, когда судейские чиновники приехали отбирать имение?

(Они пытались поднять бунт.)

- Как ведет себя Дубровский?

(Владимир останавливает крестьян, обещает просить милости у государя.)

- Как его это характеризует?

(Дубровский поступает благородно, спасая крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)

– Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

(Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено.» Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать)

– Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

(Владимир пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение: «положил письма в карман, взял свечку и вышел из кабинета». Эти мысли были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.).

Просмотр фрагмента фильма «Дубровский», решение проблемы режиссером А. Ивановским

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского.


Физкультминутка.


  • Сравнительная работа.

Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

(Нет, он отговаривал Архипа убивать их: «Не приказные виноваты»; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.)

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

(Крестьяне присоединились к Д., потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит «слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесенное их господину, крестьяне воспринимали, как собственное оскорбление).


  • Выразительное чтение эпизода «Архип спасает кошку»…

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

(Архип «со злобной улыбкой взирал на пожар», ему не жаль было «окаянных» подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать кошку – сточки зрения Архипа – грех. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь…» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон, что крепостными могут владеть и распоряжаться только дворяне. Помогая вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.)

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

«– Архипушка, – говорила ему Егоровна, – спаси их, окаянных. Бог тебя наградит.
– Как не так, – отвечал кузнец».

– Где мы уже слышали эти слова?

Вывод: в сцене с приказным (глава 5) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Правдиво изобразив быт и нравы крепостников, Пушкин тем самым сурово осудил дворянский крепостной строй жизни. В образах Дубровских Пушкин смело выступил на защиту чести, справедливости, человеческого достоинства.

Рядом с помещиками и чиновниками Пушкин показал русских крестьян, их ум и сердечность, их ненависть к богатому барству. Доведенные до отчаяния жестокостью и хищничеством Троекурова и его слуг, крестьяне Дубровского смело вступают в борьбу со своими врагами.

В своем стихотворении «Деревня» Пушкин так говорил о крепостной жизни:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца…
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

Это беспощадное осуждение «дикого» барства, защита человеческой чести и достоинства, глубокая любовь Пушкина к родному народу и сочувствие его страданиям и составляют идейный смысл повести «Дубровский».

– С каким героем хотел бы встретиться?

– Какие вопросы по тексту остались?

– Чью роль исполнил бы в спектакле? В фильме?

8.Домашнее задание.

Подготовить рассказ об отношениях Маши Троекуровой и Владимира Дубровского. Ответить на вопросы к главам XIII - XIX на стр.148 учебника. Выучить определения: роман, сюжет

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме:

«Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Учитель: Кулаевская Г.И.

Тема урока: « Бунт крестьян в романе Пушкина «Дубровский».

Цели: продолжить формировать читательские умения; определять характер героя по его речи и поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического текста, выяснить мотивировку поступков героев. Помочь понять, какую роль играет анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» в авторской позиции, и какие средства помогают автору в создании образа Владимира Дубровского.

Планируемые результаты:

Предметные: Ученик научится владеть: изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи. Научиться приемам устного иллюстрирования.

Метапредметные:

Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров.

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  1. В 6 классе обучается 5 человек. Уровень мотивации  учебной деятельности – средний. Большинство учащихся слабо владеют навыками создания связных высказываний, для них представляет определённую трудность анализировать текст, осмысливать его. Одной из причин является то, что 2 учащихся читают ниже нормы .Ученики 6 класса не могут выразить себя творчески.  На уроках наблюдается пассивность.

  2. Характеристика урока с  позиции  его места  в  курсе.

Урок «Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский» является составной частью учебной дисциплины «Литература», следовательно, на данном уроке должны были решаться задачи, как данного урока (формировать навык анализа эпизода художественного произведения, умение интерпретировать текст художественного произведения), так и всего курса в целом, в том числе такие как:

вызвать потребность в чтении художественных произведений, совершенствовать речевую, мыслительную культуру ознакомления учащихся с образцами русской и мировой художественной культуры, с духовными исканиями выдающихся писателей, воспитать у школьников интерес к русской литературе, научить их понимать слово писателя,  формировать эстетические вкусы, взгляды, потребности и высокую человеческую культуру. Эти задачи определяют, в свою очередь, цель преподавания русской литературы - становление духовного мира ученика, создание условий для формирования личности с высокими ценностными установками, интересами и потребностями. Это очень сложный и трудоёмкий процесс, так как он протекает в условиях отсутствия литературной среды. Учащиеся слышат образцы грамотной литературной речи и пытаются высказывать своё мнение только на уроках;

развить умения применять знания с целью успешной социализации.

3. При постановке целей урока учитывались следующие факторы:

• возраст учащихся (12 лет): психологические особенности подростков (появление чувства взрослости, самости «я»);

•  средний уровень обученности школьников; 

• специфика темы урока «Бунт крестьян в повести А.С.Пушкина «Дубровский» (объективная содержательная сложность произведения - роман, большой объем) в рамках учебной дисциплины «Литература»; на протяжении всего урока шла работа с понятиями «бунт, сюжет, композиция» в различных аспектах и на различных уровнях;

4. С учётом личностно-ориентированного подхода к определению сущности содержания образования, на данном уроке моя деятельность была направлена на формирование у школьников:

а) опыта познавательной деятельности, в форме ее результатов – умения высказывать своё мнение о прочитанном;

б) опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умения пользоваться монологической и диалогической речью, углубляясь в художественную ткань текста.

в) опыта поисковой деятельности – в форме умений находить цитаты в тексте романа

г) опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций: личностных отношений к героям романа К. Троекурову, А.Дубровскому (например, ответов на вопросы:

Опираясь на ведущие характеристики  возраста подростков в ходе изучения нового материала, стараюсь формировать познавательные умения шестиклассников (умение отвечать на вопросы, связно выражать свои мысли, умение переносить имеющиеся знания в качественно новую, незнакомую ситуацию). Использую методы проблемного обучения, а именно: ответов на проблемные вопросы и исследовательского метода (поиска ответов на вопросы текстом А.Пушкина) и методы самостоятельной работы (работа с книгой, работа в группе).

Помимо этого, мною на уроке при формировании способов умственных (анализ, синтез) и практических действий (работа с текстом) использовались элементы технологии поэтапного формирования умственных действий, что надеюсь, облегчило понимание учащимися художественный замысел писателя.

5.Используемые на уроке наглядные средства.

а). Фрагмент из кинофильма Ивановского «Дубровский»;

б) иллюстрации художника Д.Шмаринова к роману А.Пушкина как дидактическое средство активизации познавательной  деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств;

в) учебник «Литература. Учебник-хрестоматия» (часть I), 6 класс. Учебник-хрестоматия использовался на уроке в качестве пособия с текстом (стр. 75-151), а для неподготовленных к уроку учащихся и в качестве отдельных вопросов к главам при проверке знаний (стр. 152-153).

6. Исходя из места урока в общей системе уроков литературы, а также целей и функций урока, мною был выбран тип урока – анализ художественного текста.

7. Опираясь на требования к современному уроку литературы, структура урока была запланирована следующим образом:

1.Организационный момент с определением цели урока (2 мин).

2. Теория литературы с записью в рабочих тетрадях литературоведческих терминов (2 минуты)

3.Словарная работа (с последующим включением в ответ слов честь, бунт, произвол, судебный произвол, приказные, подъячные, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня). (2-3 минуты)

5.Постановка проблемного вопроса. Работа над анализом текста с зачитыванием цитат из текста (примерно 30 минут)

6.Вывод урока. (1-2 мин)

7.Дом. задание (1 мин)

Опираясь на вышеперечисленную специфику содержания материала урока, при изучении нового материала применялся словесный, наглядный и исследовательский методы обучения с элементами технологии проблемного обучения.

На протяжении урока учащиеся работали со словами, которые им было предложено  включить в свою речь. Учу детей применять их в различных вариантах (как однокоренные, с изменением формы слова), направляю ход размышления и рассуждения, расширяю лексикон шестиклассников. Учитывая низкий уровень обученности учащихся, были разработаны практические задания разноуровненного характера: от простого (чтение текста и ответы на вопросы учебника для тех, кто дома не готовится, не читает) до творческого  уровня.

На этапе расширения знаний (30 мин.) осуществлялся анализ текста с опорой на предыдущие знания.

Считаю, что урок  состоялся, и при  планировании   следующих  уроков буду  использовать знания  и  умения  учащихся,  достигнутые  ими  на  этом  уроке.




























 













Открытый урок русского языка в 6 классе (с использованием активных и интерактивных

методов обучения)

учитель русского языка Кулаевская Г.И.

Тема урока: Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Лексикология.

Фразеология».

Цель урока:

Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Фразеология»


Задачи:

Образовательные:

- формировать умение применять полученные знания на практике;

- закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

Развивающие:

- развивать творческое мышление, активность учащихся;

- развивать умение работать в группах.

- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

- привить любовь к слову, повысить интерес к изучению  русского языка;

- воспитывать бережное отношение к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные результаты – научиться различать единицы языка, находить фразеологизмы в тексте и определять их значение.

Метапредметные результаты – объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над фразеологизмами.

Личностные результаты – формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно- познавательной деятельности.


.

Тип урока: Обобщение и систематизация изученного материала.

Оборудование: дидактический материал, информационные карточки, плакаты, оценочные листы, толковые словари.



Ход урока

Берегите наш язык, наш прекрасный

русский язык, этот клад, это достояние,

переданное нам нашими предшественниками.

И.С.Тургенев.




І. Организационный момент.

1 АМО Упражнение «Поздоровайся глазами»

- Ребята, сейчас каждый из вас повернется друг к другу и поздоровается. Но

поздоровается не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение

IІ. Мотивация учебной деятельности (2-3 мин)

Красотой и богатством русского языка восхищались многие писатели и поэты. Эпиграфом

к уроку я предлагаю взять слова И.С.Тургенева.

Интерактивный метод «Микрофон» Почему русский язык богат и прекрасен?

–Он мелодичен, очарователен.

- Много прекрасных исконно-русских слов.

-Для названия предметов, признаков, действий в русском языке много точных и

выразительных слов.

-Многие русские слова имеют несколько значений.

-Русский народ любит использовать слова не только в прямом, но и в переносном значении.

-В нашем языке большое количество омонимов, синонимов. антонимов, которые являются богатством русского языка.

- На смену устаревшим словам приходят новые слова.

-Фразеологические обороты придают русской речи выразительность.

- Часто используются крылатые слова, в которых отражена мудрость поколений.

-Пословицы и поговорки составляют клад русской речи, они делают наш язык метким, гибким и красочным.

Учитель: Бесспорно, русский язык имеет очаровательную красоту, прелестную мелодичность, несметное богатство.

IІІ. Сообщение темы и ожидаемых учебных результатов (1-2 мин)

Сегодня мы обобщим полученные знания, которые приобрели, путешествуя по странам

«Лексикология» и «Фразеология».

На уроке вы будете работать в парах и вместе. К концу урока вы должны:

-уметь определять лексические значения слов;

-различать слова, употребленные в прямом и переносном значении, многозначные слова и омонимы;

находить в тексте диалектные, профессиональные, устаревшие и новые слова;

-использовать синонимы (как средство выразительности речи),

антонимы (для создания контраста);

-для решения определенных коммуникативных задач употреблять в своей речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения;

-уметь работать с толковыми словарями;

-иметь навыки работы в парах и группах.

IV. Предоставление необходимой информации (1-2 мин)

На партах у вас лежат карточки с заданиями. Сначала вы выполняете задание вдвоем (на

выполнение отводится 20 минут), затем обсуждаете выполненные задания, дополняете, принимаете общее решение и сдаете результаты.

V. Интерактивная часть «Два – четыре - все вместе» (30 мин) Учащиеся выполняют

задания в парах (20 минут), затем в четверках (10 мин)

Карточка №1 «Лексикология»

Задание 1 Укажите словосочетания, в которых слова употреблены в переносном

значении:

а) серебряная цепочка;

б) серебряный голос;

горячее

сердце;

горячая

печь;

холодный

воздух;

холодный

человек;

ж)

открыть

окно;

открыть

правду.

Задание 2

Составьте и запишите словосочетания, подбирая к синонимам - прилагательным существительные.

Бездушный, черствый (человек, хлеб). Прохладный, свежий (воздух, газета). Старый, ветхий (диван, парк)

Задание 3 Выпишите сначала словосочетания с многозначными словами, а затем - синонимами.

( При затруднении обращайтесь к толковому словарю.)

Шелковое полотно, полотно конвейера; разведка полезных ископаемых, воздушная разведка; иметь выдержку, выдержка из статьи; развести детей по домам, развести мосты; ловить мяч.; ловить момент; кузнечный горн, звонкий горн. Задание 5 Допишите слово.

Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой и в бутылке лимонада, а зовут меня...(прохлада).

Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука. И для отдыха, для сна, да и в школе я нужна. Называюсь... (тишина).

Карточка 2

«Диалектные и профессиональные слова. Устаревшие слова и неологизмы»

Задание 1 Найдите в толковом словаре 2-3 диалектных слова, выпишите их. Какие общеупотребительные слова им соответствуют?

Задание 2 Верните каждому из специалистов (фотографу, художнику, столяру, музыканту) его слова.

Палитра, проявитель, закрепитель, наждак, акварель, шрифт, фиксаж, мольберт. гуашь, втулка, нота, негатив, октава, зубило, аккорд, вокал.)

Задание 3 Выпишите в один столбик устаревшие слова, а. в другой - неологизмы.

Ветрило, кафтан, телешоу, видеоряд, персты, чело, лизинг, брифинг, уста, логин, ланиты.

Карточка 3 «Заимствованные слова. Крылатые выражения»

Задание 1 Пользуясь указанными признаками, выпишите из данных слов заимствованные. Некоторые признаки иноязычных слов:

1 Если слово начинается на а или э, оно всегда нерусского происхождения.

2 На заимствованный характер слова указывает буквы ф, а также сочетания ке, хе, че в

корне.

3 В исконно русских словах не бывает сочетаний кк, пю, бю, рю, мю.

4 В корнях заимствованных слов встречаются сочетания двух и более гласных.

Агитатор, внучка, бюро, фехтование, вьюга, дорога, диалект, театр, фартук, хвоя, кювет,

рюкзак, экипаж, абажур, стол, стул, экзамен, пюре, медный, магнитофон, зимовать, факт,

бессловесный, денек, диагноз, бережок, арифметика, экран, весенний, астрономия,песчаный.

Задание 2 Определите, из каких басен И.А.Крылова следующие крылатые слова.

А Васька слушает да ест. (_____________________)

Слон и Моська. (_________________)

У сильного всегда бессильный виноват. (__________________)

Спой, светик, не стыдись. (______________________)

А ларчик просто открывался. (_____________________)

Ответы: «Кот и Повар», «Слон и Моська», «Волк и Ягненок»,

«Кукушка и Петух», «Ларчик».

Задание 3 Объясните смысл образных выражений.

Танталовы муки -.....; Дамоклов меч-... ; Ахиллесова пята-..;

Гордиев узел -...; Метать перуны-...; Вернулся в свои пенаты-... Предполагаемые ответы:

Танталовы муки. Нестерпимые муки, вследствие невозможности достичь цели, хотя она

близка. Царь Фригии Тантал, возгордившись, оскорбил богов, за что был жестоко наказан:

стоя по горло в воде, он не мог напиться, видя роскошные плоды - не мог утолить голод.

Дамоклов меч - это выражение возникло из древнегреческого предания. Дионисий

проучил Дамокла, завидовавшего ему, повесив над его головой острый меч на тонком

конском волосе. Это, по мнению Дионисия, эмблема опасностей, подстерегающих его как

властителя, и ему не надо завидовать. Отсюда значение: нависшая, угрожающая

опасность.

Гордиев узел. По легенде древних, простой земледелец Гордий был провозглашен Зевсом

царем. Он завязал чрезвычайно запутанный узел, сказав, что тот, кто распутает узел, будет

властителем всей Азии. Александр Македонский просто рассек его мечом. Отсюда

выражение «разрубить гордиев узел» разрешить сложное, запутанное дело

прямолинейным способом.

Метать перуны. Перун - бог грозы в славянско - русской мифологии. Значение:

негодовать, злиться и ругаться.

Вернулся в свои пенаты. Пенаты - у древних римлян боги-покровители домашнего очага.

Переносное значение: родной дом.

Карточка 4 «Фразеологические обороты»

Задание 1 Объясните быстро и кратко значение устойчивых фразеологизмов.

Золотые руки-; Светлая голова-; Бить баклуши-; На седьмом небе-; Как снег на голову-

Держать язык за зубами-; Как две капли воды-; Вешать нос-; На вес золота-; Как рыба в

воде-.

Предполагаемые ответы:

Золотые руки - так говорят о мастере своего дела. Светлая голова - умный, талантливый.

Бить баклуши - бездельничать. На седьмом небе - быть очень счастливым. Как снег на

голову - неожиданно.

Держать язык за зубами - помалкивать, хранить тайну. Как две капли воды - абсолютно

похожи. Вешать нос - унывать, огорчаться. На вес золота - очень дорогой. Как рыба в воде

- чувствовать себя уютно, комфортно.

Задание 2 Найдите пару, противоположную по смыслу:

Ни зги не видно -; Заваривать кашу-; Чуть свет -; Душа в душу -; Сидеть на чужой шее -;

Сидеть сложа руки -.

Для справок: не покладая рук, жить своим горбом, как кошка с собакой, на ночь глядя,

хоть иголки собирай, расхлебывать кашу.

Задание 3 Составьте предложения с двумя фразеологизмами (по выбору) и запишите их.

Карточка 5 «Пословица к поговорки»

Задание 1 Подберите синонимы к пословицам. Своя земля и в горсти мила. Хвали день

по вечеру. Предполагаемые ответы:

- С Родиной разлука - одна мука. Где птица не летает, а свое гнездо знает.

На чужой стороне Родина милей вдвойне. На чужбине жить - слезы лить. На чужой

сторонушке рад своей воронушке. Не считай хлеб в поле, а считай в амбаре. Не хвались на

словах, покажи на деле. Велико дело начать: смелое начало - та же победа.

Задание 2 Какие вы знаете пословицы об учении, о науке? А о дружбе? Запишите их.

Предполагаемые ответы: Век живи - век учись. Ученье - свет, неученье - тьма. Учись

смолоду, пригодится под старость.

Без наук - как без рук. Старый друг лучше новых двух. Друзья познаются в беде. Сам

погибай, а товарища выручай.

Кто старых друзей забывает, тот новых не наживает. Дружба крепка не лестью, а правдой

и честью.

Задание 3 Переведите украинские пословицы на русский язык. Ранок вечора мудріший.

Час все лікує.

Бережи час, його за гроші не купиш.

VІ. Подведение итогов (рефлексия) урока (2-3 мин)

Оцените свои знания и умения по теме:

 Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.

 Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.

 Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.

 Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней

VІІ. Оценивание результатов урока (3-4мин)

VІІІ. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по теме «Лексикология.

Фразеология» (индивидуальные задания учащимся). (2мин)

















Самоанализ урока обобщение и систематизация изученного материала по теме: «Лексикология. Фразеология».

Урок разработан для учащихся 6 класса по теме «Обобщение и сестематизация изученного по лексике и фразеологии».

В работе использую программу общеобразовательных учреждений Русский язык 5 – 9 классы авторов: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского Просвещение 2010 года и учебник Русский язык для 6 класса авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.М. 2010г.

В 6 классе на изучение русского языка отведено 204 часа (6 часов в неделю).

Данный урок проводила в разделе «Лексика и фразеология. Культура речи». Урок повторения и обобщения спланировала, включив различные виды и формы работ, с целью создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения.

Считаю, что поставленные передо мною цели обобщения и систематизации

знаний учащихся по изучаемой теме достигнуты. К обучающим задачам урока я отнесла

активизацию мыслительной деятельности учащихся, совершенствование умений и

навыков работы с толковыми словарями, к воспитательным – любовь к красоте и

многозначности русского языка, обогащение словарного запаса. Урок был также призван

способствовать развитию у учащихся связной речи, формированию коммуникативной

компетентности, развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной

и письменной речи, критического мышления.

По типу – это урок обобщения и закрепления знаний. Он является логическим

завершением серии уроков, относящихся к данной теме среди которых были уроки:

тематический, урок – дискуссия, урок в форме игры-путешествия с использованием

интерактивных методов обучения.

Правильно выбранная мотивация с учетом возрастных особенностей учащихся

способствовала активизации творческой деятельности и заинтересованности детей.

Применение этого урока оправдано и целесообразно: урок - яркий, наглядный,

эмоционально воздействующий на чувства детей. Сильной стороной является разумное

использование мною технических средств обучения (компьютер, телеэкран), набор

тестовых испытаний - карточек умело подобран.

Задания подобраны не только с лексическими и орфографическими требованиями,

но и с учетом социальных и личностных потребностей. Ребята получают задания для

закрепления. Сочетание оптимальных этапов содержания учебного материала в

зависимости от этапов формирования навыков - повторение правил, использование

опорного конспекта, установление аналогий,

иллюстративность позволяло не

перегружать внимание и память. Новые знания добывались с помощью наблюдения,

сравнения, анализа, комментированная работа, работа в парах и малых группах позволяет

усвоить материал и слабоуспевающим ученикам.

Оценка эффективности выбора методов и приемов обучения, способов формирования

и развития познавательного интереса к учебной мотивации. На уроке были использованы

разнообразные виды деятельности, активные и интерактивные формы совместной

деятельности учеников, учителя. Применялись современные педагогические технологии:

развитие критического мышления, работа в парах и малых группах, творческий подход к

структуре урока. На протяжении урока учитель выступал в роли консультанта и

советчика, поэтому познавательный интерес и самостоятельная работа учащихся были на

высоком уровне.

Большая роль отведена формированию личностного подхода к учащимся, дана

возможность каждому проявить себя через различные формы деятельности. Умело

сочетаются традиционные, активные и интерактивные методики: «Поздоровайся

глазами», «Микрофон», «Мозговой штурм», работа в группах, работа с текстом,

На уроке формировались: коммуникативная, социальная, информационная,

здоровьесберегающая компетентности.

Весь ход урока свидетельствует о создании ситуации успеха: каждый ученик имеет

возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться.

Активная работа детей на протяжении урока позволяет сделать вывод о том, что

материал ребятами усвоен, цели урока достигнуты.

Учитель русского языка и литературы Г.И.Кулаевская





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!