Тема урока: «Плод, многообразие и значение»
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока:
Образовательные:
-
создание условий для актуализации и расширения знаний, учащихся о плодах как репродуктивном органе цветкового растения;
-
ознакомления с классификацией плодов;
-
формирование умений и навыков распознавать плоды.
Воспитательные:
-
создание условий для сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
-
воспитания аккуратности, наблюдательности и любознательности.
Развивающие:
-
создание условий для развития творческих способностей, логического и алгоритмического мышления, внимания и эстетического вкуса; развития умений анализировать, делать выводы
Задачи урока:
-
Сформировать понятие о плоде, как важном генеративном органе растений;
-
Познакомить учащихся с разнообразием плодов и семян;
-
Показать приспособления к распространению;
-
Продолжить формирование умения работать с учебной литературой;
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, работа в парах
Методы, приемы работы на уроке: Словесный, наглядный, частично-поисковый, организация самостоятельной учебной деятельности, поисковая работа с учебником, постановка проблемы, выдвижение гипотез и их обсуждение.
Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация; плоды, корнеплоды растений; рабочие листы для каждого ученика; раздаточный материал для рефлексии.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, проблемного обучения, технология сотрудничества, групповые технологии, развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии.
Предметные результаты:
1. Формировать умение определять основные органы растений (плод).
2. Формировать умение объяснять особенности строения плодов, их многообразие и роль в жизнедеятельности растения.
3. Формировать умение понимать смысл биологических терминов: плод.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
1. Сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Сформировать умения планировать свою индивидуальную образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Познавательные УУД
1. Сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Ход урока
1.Организационный момент (приветствие детей, психологический настрой, мотивация к учебной деятельности) – 1-2 мин.
- Доброе утро. Садитесь.
Все мы с вами все разные, но чем- то похожи. Давайте проверим?
-
Кто любит фрукты? (поднимите правую руку)
-
Кто любит отдыхать в саду? (поднимите левую руку)
-
Кто уважает своих одноклассников? (хлопните в ладоши)
-
У кого есть друзья? (улыбнитесь)
Повернитесь друг к другу, поприветствуйте друг друга и наших гостей, улыбнитесь. Ведь Улыбка - залог хорошего настроения, так мы дарим друг другу здоровье и радость.
Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. Удачной, вам работы!
«Собраться вместе – это начало,
Держаться вместе – это прогресс,
Работать вместе – это успех»
Чарльз Генри Форд, американский поэт
-Недавно у нас был самый красивый урок во всем школьном курсе. О чем мы с вами говорили?
(о цветах).
-Один из сказочных героев Незнайка из Цветочного города изготовил чудесный цветок, но вот задача, названия частей цветка он перепутал. Давайте исправим эту ошибку. (По одному человеку от каждой группы желающие исправить ошибку).
Молодцы. Спасибо. Хорошо справились.
2. Определение темы и целеполагание 1-2 минуты
А сегодня у нас самый вкусный урок, и опять нам Незнайка,
приготовил нам сюрприз, мы получили от него посылку. Давайте проверим, что он нам отправил. (определение темы урока)
-Сейчас я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзине, ваша задача назвать их
(грецкий орех, морковь, яблоко, перец, арахис, тыква, рябина, виноград, огурец, апельсин, гранат, банан, помидор)
-Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом? (плоды).
-Чудо природы, тайна цветка давно интересовала человека, и она нам открылась на прошедших уроках. Сегодня мы откроем еще одну тайну: что же происходит, когда цветки отцветают, и образуется очередное чудо, имя которому? – плод
-Значит что мы будем изучать? (Плоды). Это и есть тема нашего урока, давайте запишем
«Плоды, их разнообразие и значение»
-Ребята, какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? (учащиеся высказывают предположения: узнать, что такое плод; какое он имеет строение; какое значение имеют плоды и т.д.) Спасибо!
-А для чего человеку надо знать всё о плодах?
1. Употребляет в пищу.
2. Сырьё для промышленности (хлопчатник, подсолнечник и т.д.) *жмых и шелуха подсолнечника – наполнитель для пластмасс.
3. В медицине (источник витаминов и лекарственных веществ, например, шиповник, малина, черника и т.д.);
4. В с/х надо знать агротехнику выращивания и размножения растений.
Молодцы, вы сами сказали, как важно изучать человеку плоды. Каждый человек должен знать как и где их использовать.
Итак, основным понятием урока является «плод», попробуйте сформулировать самостоятельно, что такое плод растения?
Решение проблемной ситуации.
-Ребята, нас очень любят сказочные герои, и прекрасный лук- от семи недуг, Чипполино, очень обеспокоен тем, что его и его друзей нет среди плодов, которые прислал нам Незнайка, и сами пришли к нам в гости. Так давайте их тоже включим в команду плодов. (Поднос: лук, картофель, морковь, свекла, капуста).
-Ребята: -нет, мы не можем их включить, т. к. плоды образуются на месте цветка.
(Лук, картофель и капуста — видоизменения побегов, морковь и свекла — видоизменения корней)
Молодцы ребята!
Беседа
-Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?
( Цветение, опыление и оплодотворение)
-На странице 66 найдите ответ на вопрос: Какое строение имеет плод? И составьте схему.
(Плод состоит из околоплодника и семян)
-Околоплодник – это наружная часть плода, она образуется из стенок завязи.
(В образовании околоплодника нередко участвуют основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе)
-Какова роль околоплодника?
(защищает семена от высыхания, механических повреждений и других неблагоприятных воздействий окружающей среды)
-Ребята, я предлагаю вам сегодня выступить в роли исследователей. Сейчас давайте обратимся к плодам, которые находятся у вас на столах.
-Аккуратно, соблюдая правила безопасности, изучите, пожалуйста, каждый плод.
-Возьмите препоравальные иглы и попробуйте проколоть
-Все ли плоды удалось проколоть? (нет)
-Почему? (оболочка плода жёсткая)
-Какие изменения произошли с плодами? После того, как вы их прокололи?
(из некоторых плодов вытекает сок)
-Как можно назвать те плоды, из которых вытекает сок? (сочные)
-А как назовём плоды, из которых сок не вытекает? (сухие)
-Разрежьте плод винограда, яблока, сливы и расщелкните семечку.
Чем ещё отличаются плоды? На какие группы можно разделить еще плоды?
(по количеству семян на односемянные и многосемянные))
Молодцы.
Физпауза!!!
- Ребята представьте, что вы в яблоневом саду, давайте дружно встанем и попробуем сорвать угоститься яблочком с дерева.
Мы за веткой потянулись
Плод сорвали и прогнулись
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё прыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись
- Давайте продолжим нашу работу. (Работа в группе)
- Разнообразие плодов очень велико. У каждого плода есть свои названия, давайте с ними познакомимся.
А) Сочные плоды:
Ягода – сочный плод с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей, внутри плодов находится много мелких семян.
Яблоко – сочный плод с мякотью, покрытый кожицей, но семена лежат в пленчатых сухих камерах.
Тыквина – семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый (арбуз, тыква, огурец).
Померанец или гесперидий – ягодовидный плод у цитрусовых (апельсин, лимон, мандарин).
Костянка – сочный плод с тонкой кожицей, мякотью и косточкой, внутри которого находится 1 семя (вишня, слива).
Б) Сухие плоды:
Орех – околоплодник жесткий, деревянистый, семя лежит свободно (лещина, фундук).
Желудь – околоплодник менее жесткий, плод окружен защитным покровом(дуб).
Семянка – сухой плод, околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним (подсолнечник).
Зерновка – сухой плод, околоплодник срастается с семенной кожурой (рожь, пшеница).
Боб – сухой плод, который вскрывается двумя створками (горох, фасоль, бобы).
Стручок – сухой плод с двумя створками, но семена развиваются не на створках, а на перегородке плода (репа, капуста).
Коробочка – сухой плод, в котором находятся многочисленные семена (мак).
Каждая группа получает набор муляжей и натуральных объектов. Пользуясь рисунком 80 в учебнике на стр 67, пользуясь раздаточным материалом, определите в группе тип плода, заполните таблицу и представите результаты работы.
1 группа на тарелочке : арахис (боб), лещина (орех).
2 группа на тарелочке : подсолнечник (семянка), пшеница (зерновка)
3 группа абрикос или слива (костянка), помидор, виноград (ягода)
4 группа малина (многокостянка), огурец (тыквина)
5 группа на тарелочке : яблоко (яблоко), клубника (фрага (земляничина), апельсин (гесперидий (померанец)
Типы плодов
типы | название | характеристика | пример |
Сухие многосеменные плоды | боб – | удлиненный плод, раскрывающийся от верхушки к месту прикрепления, с семенами, прикреплёнными к створкам (горох, фасоль). | Горох, фасоль, чечевица, вика |
| Стручок | удлиненный плод, раскрывающийся двумя створками, имеющий внутри перегородку на которой располагаются семена (редис, сурепка). | Капуста, редис, горчица, пастушья сумка |
| коробочка | Плод, вскрывающийся крышечкой, отверстиями или распадающийся на части. | Мак, тюльпан, дурман, белена, лен. |
Сухие односеменные плоды | Орех (орешек) | Невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником | Лещина, липа, гравилат, лотос |
| Желудь | - плод с кожистым околоплодником, погруженным в крышечку – плюску | Дуб, бук. |
Сухие односеменные плоды | семянка | Невскрывающийся одногнездный плод с кожистым околоплодником, часто имеющий различные наросты | Подсолнечник, одуванчик, череда, василек. |
| Зерновка | – Невскрывающийся плод, с пленчатым околоплодником, близко прилегающим к семенной кожуре, сросшийся с семенем | Пшеница, рожь, рис, ячмень, кукуруза. |
Сочные односеменные плоды | Костянка - | Плод с твердым деревянистым внутриплодником, сочным околоплодником и пленчатым окрашенным внеплодником. односемянный плод с сочным околоплодником, в центре находится одно семя (косточка) | Вишня, слива, персик, калина, манго |
Сочные моносеменные плоды | многокостянка | Сборный плод. Образуется из цветков, имеющих большое количество пестиков. Представляет собой сросшиеся между собой маленькие костянки | Малина, ежевика, костяника, морошка. |
Ягода | - многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей. Семена погружены в сочную мякоть околоплодника | Смородина, виноград, картофель, томат. |
Яблоко (яблочко) | многосемянный плод с сочным околоплодником и тонкой кожицей, семена лежат в плёнчатых сухих камерах. Кроме завязи в образовании плода участвуют и другие части цветка. | Яблоня, груша, рябина, боярышник. |
Тыквина | – многосемянный плод , семена лежат в сочной мякоти, но наружный слой околоплодника деревянистый Кроме завязи в образовании плода участвует цветоложе | Огурец, тыква, дыня, кабачок, арбуз |
Фрага (земляничина) | Многоорешек с разросшимися при созревании мясистым цветоложем | Земляника, клубника |
Померанец или гесперидий | – ягодовидный плод у цитрусовых Многогнездный плод, состоящий из трех слоев: флаведо, альбедо и пульпы. | Апельсин, мандарин, лимон. |
-Ребята, мы с вами изучили типы плодов, а в чем же заключается их значение?
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ
В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Развитие семени Продукты питания
Созревание семян Корм скоту
Расселение растений Лекарство
Пища для животных Сырьё в промышленности
Освоение новых территорий
Плоды нужны для распространения семян.
Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.
Как правило, на самом растении семена не прорастают. Чем дальше от материнского растения семя прорастёт – тем больше возможность для дальнейшего распространения вида, тем меньше растения будут конкурировать между собой за свет, почвенное питание. Со способами распространения нас ознакомят учащиеся.
1.Саморасбрасывание
К саморазбрасыванию способны чаще сухие семена. Плоды коробочки рассыпают их при качании стебля (мак, тюльпан). Из стручков и бобов семена часто выстреливают (недотрога, горох). Семена таких растений имеют хорошо развитую семенную кожуру, которая защищает их после того, как они оказались вне плода. Плоды даже могут сами зарываться в почву (арахис).
2. Распространяют животные
Некоторые сухие плоды имеют разнообразные шипики и крючочки, которыми они цепляются за шерсть проходящих животных (у череды, репейника). У растений с односемянными сухими плодами (жёлудь, орех, семянка, зерновка) рассеиваются сами плоды вместе с семенем. Семенная кожура у таких семян развита слабо, т.к. функцию защиты выполняет околоплодник. Такие плоды часто распространяют звери, которые ими питаются и делают запасы (бурундуки, белки, мыши). Семена сочных плодов распространяют животные, которые их поедают. Такие семена должны сохранить способность прорастать, пройдя через пищеварительный тракт животного (некоторые при этом даже улучшают свою всхожесть). Поэтому у них есть плотная семенная кожура (у ягод) или каменистый слой околоплодника – косточка. Некоторые семена переносят насекомые. Например, муравьи перетаскивают семена трав с сочными придатками-выростами (чистотел, копытень, фиалка). Поэтому заросли этих растений могут указывать и на муравьиные тропы.
3.Человек.
Человек также участвует в распространении семян. Занимаясь сельским и лесным хозяйством, он случайно или сознательно расселяет плоды и семена ценных и сорных трав, а также древесных растений, изменяя растительный покров Земли.
4.Ветер.
Плоды и семена, которые распространяются ветром или очень лёгкие (орхидеи), или имеют увеличенную парусность за счёт разнообразных крылышек (клён, ясень), парашутиков и хохолков (одуванчик, осина, иван-чай).
5.Вода.
Плоды водных и околоводных растений распространяются водой. Соответственно они не намокают и приспособлены к плаванию, иногда на очень большие расстояния (кокосовая пальма, осока).
-Растения не умеют передвигаться как животные, однако один и тот же вид растения может встречаться в самых разных, удалённых друг от друга местах. Одна из важных функций плодов – расселение растений по поверхности Земли. Благодаря этой функции не только виды осваивают новые территории, но и покрываются растительностью территории после пожаров, осушения болот, строительства, свалок и т. д. (Играют роль озеленения территории после экологических нагрузок)
Закрепление, тренировка отработанного способа действия – 7-9 минут
Тема плоды включена в вопросы ОГЭ по биологии. Задание 29
Я предлагаю вам прочитать текст и каждой группе найти ответ на свой вопрос.
Используя содержание текста «Кокосовая пальма» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
1) Как называется плод кокосовой пальмы?
2) Какое значение имеют плоды кокосовой пальмы (как используют?)
-
Что позволяет кокосовой пальме расселяться?
КОКОСОВАЯ ПАЛЬМА
В числе самых распространённых в мире пальм кокосовая (Cocos nucifera). Название ей дали матросы экспедиции Васко да Гамы, которые усмотрели в её волокнистых лохматых плодах сходство с обезьяньей мордочкой (в португальском языке слово «обезьяна» звучит как «коко»). Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг. Кокосовую пальму заслуженно называют деревом жизни, она входит в число 10 важнейших деревьев мира.
Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. Масло – пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35% кокосового масла, а остающийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде – служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.
Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.
Ствол кокосовой пальмы достигает 20–25 м в высоту и до 0,5 м в диаметре, завершаясь веером перистых листьев. Отдельные листья могут достигать длины в 6,5 м и ширины до 1,5 м. Остатки оснований их черешков придают поверхности ствола характерный ступенчатый вид. После плодоношения пальмы отмирают, поэтому их стволы можно использовать сразу после сбора урожая.
1) Как называется плод кокосовой пальмы? Ответ: Плоды кокосовой пальмы – волокнистые костянки длиной до 30 см и массой до 2 кг.
2) Какое значение имеют плоды кокосовой пальмы (как используют?) Ответ: Плоды пальмы используют для получения масла, жмыха. Масло – пищевое и техническое – отжимают из зрелого ореха. В нём есть твёрдая белая «копра», содержащая до 35% кокосового масла, а остающийся жмых – прекрасный корм для скота. А если орех ещё незрелый, вместо довольно твёрдой копры внутри окажется кокосовое «молоко», которое можно использовать как питьё. Волокно из оболочки плодов – прочное, эластичное, устойчивое к солёной морской воде – служит материалом для изготовления верёвок, канатов, циновок. Из твёрдой оболочки ореха делают посуду, гребни, браслеты, музыкальные инструменты и другие изделия.
3) Что позволяет кокосовой пальме расселяться?
Ответ: Кокосовые орехи надёжно защищены скорлупой, и это помогает кокосовой пальме расселяться, преодолевая пространства между океаническими островами. Несколько недель волны океана могут нести орех к новым островам, и за это время скорлупа ореха не пропускает опасную солёную воду внутрь. Выброшенный на пустынный берег острова орех прорастает и под палящим тропическим солнцем. У зародыша пальмы есть запас воды.
(видеофрагмент)
З
адание 1 №
Укажите рисунок, на котором изображён сухой многосемянной плод.
Задание 2 №
Укажите рисунок, на котором изображён плод ягода.
Какое значение имеют плоды? В учебнике страница 89, прочитайте пункт значение плодов
(Ответы детей: плоды обеспечивают развитие, созревание семян – основная функция семян, участие в расселении растений.
Высококалорийный продукт питания всему животному миру
Человек использует плоды и семена в пищу, на корм скоту, в медицине, промышленности)
-Давайте посмотрим басню «Свинья под дубом!»(Роль для животных), ведь мы люди, тоже относимся к растениям не очень доброжелательно, думая только о себе мы не задумываемся о природе, о его ценности.
- Так же как и цветы, плоды вдохновляют художников и поэтов, на создание великих произведений. Как называются картины, где нарисованы фрукты и овощи. Учитель: (Натюрморт)
Живописцы
Валентин Серов «Девочка с персиками» (1887г) ,
Адия Ситдикова -»Башкирский натюрморт», «Башкирский мед»
Габдулла Ахметшин -
-вы тоже создали свои шедевры. (Рисунки детей)
А какие сказки связаны с растениями и их плодами? Как называются эти плоды?
-
Плод боб – “Принцесса на горошине” Андерсен; “Боб, соломина и уголек” братья Гримм; “Петушок и бобовое зернышко” русская народная сказка.
-
Плод зерновка – русская народная сказка “Мужик и медведь” (рожь); “Конек-горбунок” П. Ершов (пшеница).
-
Плод стручок – “Мужик и медведь” (река).
-
Плод тыквина – “Золушка” Ш.Перро (тыква); “Приключение Чиполлино” Дж. Родари(тыква).
-
Плод ягода – “Приключение Чиполлино” Дж. Родари (вишенка).
Рефлексия - 2 минуты
Скоро праздник Новый год. Обязательно на новогоднем столе присутствуют фрукты, давайте наполним фруктами корзинку на доске
Желтая груша – Я все хорошо понял, мне было интересно! Цель достигнута!
Зеленое яблоко - Тему усвоил! Она мне пригодится в жизни! Полезно!
Красное яблоко – Мне не все удалось, я могу лучше! Мне надо больше стараться!
-Ребята, вы замечательно работали на уроке.
Молодцы! Вы показали хорошие знания.
Наше исследование приближается к концу.
Домашнее задание – 1 минута: Параграф §12;
-
придумать кроссворд «Плоды»;
-
написать сочинение – «Мой любимый плод» (указать признаки).
-
Подготовить сообщение «Экзотические плоды»
-
Найти пословицы о плодах
Подведение итогов урока – 2 -3минуты
Выводы
Плоды и семена поспевают на солнце, они несут нам энергию солнца.
Плод – важный орган цветочного растения, обеспечивающий развитие, созревание, защиту и распространение семян. Многообразие плодов объясняется различными способами развития и распространения семян. Плоды служат пищей животными и человеку, используются в косметике, парфюмерии, а также для приготовления лекарств, их перерабатывают на консервы, соки, мармелад. О плодах и семенах народ говорил, как о самом сокровенном, слагал пословицы, поговорки, сказки. Но это еще не все. В плодах содержаться витамины, без которых мы не можем быть здоровыми. И я хочу вам преподнести витамины в виде мандарин.
Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
Рабочий лист
Фамилия имя_______________________________
Тема урока: «_________________________________________________________»
Этап урока | Балл |
Р абота №1: Расположите термины в правильной последовательности | 0 ошибок- 1 балл |
Работа №2 Друзья Чипполино. Дать правильный ответ. | За каждый правильный ответ - 1 балл |
Работа №3: Закончите схему «Строение плода»: П лод ?____________ ?_____________ | Без ошибок – 1 балл; Ошибочно - 0 баллов. . |
Работа №4: Покажите стрелками на схеме, из каких частей цветка развились соответствующие части плода: | Без ошибок – 2 балла; 1 ошибка - 1 балл; Ошибочно - 0 баллов |
Работа №5: Закончите схему П лод (по консистенции околоплодника) ?____________ ?_____________ | Без ошибок – 1 балл; Ошибочно - 0 баллов. . |
Работа №6: Закончите схему П лод (по количеству семян) ?____________ ?_____________ | Без ошибок – 1 балл; Ошибочно - 0 баллов. . |
Работа №7. Работа с текстом 1) Как называется плод кокосовой пальмы? -
Какое значение имеют плоды кокосовой пальмы (как используют?) -
Что позволяет кокосовой пальме расселяться? | За каждый ответ – 1 балл; |
Работа №8: Укажите рисунок, на котором изображён сухой многосемянной плод. | Без ошибок – 1 балл; |
Работа № 9: Укажите рисунок, на котором изображён плод костянка | Без ошибок – 1 балл; |
Итого баллов: _____________ Оценка за урок: _________
«Собраться вместе – это начало,
Держаться вместе – это прогресс,
Работать вместе – это успех»
Чарльз Генри Форд, американский поэт