СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока на тему:"Натюрморт в технике "граттаж"".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 Конспект открытого урока по рисунку в 3 классе художественного отделения программы художественно-эстетической направленности на тему:" Натюрморт в технике « граттаж»"  .    

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему:"Натюрморт в технике "граттаж"".»

МБУ ДО «Южская ДШИ»









Конспект

открытого урока

по рисунку в 3 классе художественного отделения

программы художественно-эстетической направленности



Тема: Натюрморт в технике « граттаж».













Подготовила и провела

преподаватель художественного отделения

Буцанова Наталья Сергеевна.





Цель: познакомить учащихся с вариантами выполнения техники «граттаж», как одной из разновидностей графики. Показать новые возможности художественной техники, графических материалов. Выполнение натюрморта в технике граттаж.

Задачи:

  • Повторить с учащимся знания о понятии «натюрморт»;

  • развивать и совершенствовать умения и навыки в графической технике выполнения натюрморта; творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом в технике «граттаж»;

  • способствовать творческому отображению окружающего мира средствами нетрадиционных материалов и техник;

  • воспитывать эстетическую восприимчивость, усидчивость, точность, аккуратность;

Тип урока: урок повторения, закрепления и изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

.

Материалы:

Восковые мелки, либо акварель, бумага, гуашь, тушь, восковые свечи, зубочистки ,деревянные палочки, использованный стержень от шариковой ручки, кисть большого размера ,жидкое мыло, емкость для воды, клеенка (газета), салфетки для рук.

Наглядные пособия ( зрительный ряд) :

- образцы с видами декора;

- презентация: « Граттаж» ;

Оборудование: компьютер.

.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Беседа-опрос.

3.Объявление темы урока, его цель и задачи.

4.Самостоятельная работа учащихся.

5.Итог урока: экспресс-выставка работ учащихся, их анализ и обсуждение. Выставление оценок.

Ход урока.

1.Организационный момент.

-Проверка готовности учащихся к уроку;

2.Беседа-опрос.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок по рисунку на тему «Натюрморт, выполненный в технике «граттаж».

Ребята, в процессе обучения мы с вами рисовали много натюрмортов. Давайте проверим те знания ,которые вы получили на предыдущих уроках.

Вопросы для учащихся: 1.А что же такое натюрморт с художественной точки зрения?

Ответ учащихся:

Натюрморт-это мертвая натура, или « тихая жизнь». Т е.Натюрморт-это постановка из неживых предметов.

2.Что изображают на натюрмортах?

Ответ:

на натюрмортах изображается: предметы быта, посуда, фрукты, овощи, букеты сорванных цветов ,книги.

3.Расскажите о понятиях «простой» и «сложный» натюрморт.

Ответ:

Простой натюрморт состоит из 1-2 предметов, а сложный из множества предметов, дополненных различными драпировками, складками и т.д.

Учитель:

Мы с вами знаем, что «рисунок»-это вид графики и основа всех видов изобразительного искусства.

4.Назовите ,что является основными средствами графики?

Ответ:

-основными изобразительными средствами графики являются :линия, штрих, пятно, светотень, фактура.

Учитель:

Правильно, ребята! Ещё графика ограничена в своих цветовых решениях, и никогда не может (и не должна) соперничать в этом отношении с живописью, имитировать её и гнаться за цветовым богатством, доступным только одной живописи. И в силу особых задач графического искусства и своеобразия графических материалов, цветовые решения в графике существенно отличаются от цветового решения в живописи. Т.е. цвет в графике применяется более ограниченно и условно, чем в живописи.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с одной интересной техникой – граттаж, которая относится к нетрадиционным техникам рисования.

5.Кто из вас расскажет, что такое « граттаж»?

Ответ:

-граттаж (в переводе с французского- скрести, царапать)- это способ выполнения рисунка путем процарапывания или соскребания пером или каким-либо острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью(гуашью).Работы, выполненные в технике « граттажа» похожи на ксилографию и линогравюру.

Учитель:

Совершенно верно. Другое название техники - воскография. Эта техника открывает много различных возможностей.

6.Расскажите о технике выполнения. Её последовательность.(Расставить образцы выполнения техники поэтапно).

Ответ:

-Лист бумаги прокрашивается восковыми мелками, либо акварелью;

-затем покрываем слоем воска ( парафина ) ;

-после чего наносится темная тушь или гуашь(чтобы тушь не собиралась в капли на восковой поверхности, её смешивают с мыльным раствором);

-после высыхания грунта процарапывают рисунок.

Учитель:

Молодцы! Правильно.

Существует несколько вариантов выполнения работы в технике «граттаж»:

  • Один из вариантов: рисование острым предметом по заранее загрунтованному листу.

  • Проявление рисунка сквозь черный грунт – это когда выполняется рисунок карандашом, обводится контур рисунка черным маркером, рисунок внутри контура заполняется цветом, затем всё покрывается черной гуашью ( тушью) и процарапывается штрихами, частично снимая черный слой. В результате чего проявляется рисунок, который имеет эффект состаренной картинки.

  • И еще один вариант выполнения этой техники, но о нём мы поговорим позже.

А сейчас я хочу задать вам еще вопрос: Когда вы рассказывали об этапах выполнения граттажа, то сказали, что для создания цветного фона используют восковые мелки. Как вы думаете, кроме мелков можно использовать другие художественные материалы? Какие? Ответ:

Акварель, гуашь, пастель, фломастеры.

Учитель:

Чтобы убедиться в этом, предлагаю провести эксперимент. Перед вами лист бумаги, закрашенный акварелью и загрунтованный черной гуашью.И теперь попробуйте поцарапать на нем.( В результате процарапывания одна сторона процарапывается хорошо, а другая нет. Почему? Как вы думаете? ).

Ответ:

Потому что на одной части листа между слоем акварели и гуаши нанесен слой воска, а на второй нет.

Учитель:

Ребята, какой же можно сделать вывод?

Ответ:

Для цветного фона в граттаже можно использовать различные художественные материалы: акварель, гуашь, пастель и др.,но главное условие – это то, что поверх них нужно обязательно нанести слой воска, а уже потом черный грунт.

3.Объявление темы урока, его цель и задачи.

Учитель:

Так как тема нашего урока « Натюрморт», мы с вами нарисовали эскизы натюрмортов и подготовили загрунтованные гуашью листы. Теперь накладывем рисунок на черный просохший фон, для удобства закрепив его скрепками, и обводим его по контуру шариковой ручкой. Рисунок отпечатается на мягкой восковой поверхности, и в результате появится изображение.

Следующий этап - самый интересный ,где проявляется ваша фантазия и индивидуальность – это процарапывание.

Исполнение техники я вам предлагаю на выбор:

  • рисование, приближенное к реальности (штрих, линия , точка, различные виды декора) ;

  • изображение объектов с элементами стилизации ( переработка, изменение формы предметов), виды декора так же любые.

Посмотрите, какие работы можно выполнять в этой технике (слайды).

А теперь перейдем к практической работе.

Ребята, т.к. мы будем использовать в работе острые инструменты, то необходимо соблюдать правила техники безопасности:

- нельзя размахивать руками и инструментами во время работы;

- стол перед началом работы застелить клеенкой (газетой);

- работаем аккуратно, без суеты ;

- спину держим прямо , не горбимся;

- используем салфетки для вытирания рук.

И так, приступим!

« Возьмите в руки шпажку, зубочистку

И лист бумаги непростой.

И словно фокусник – царапкой

Рисунок вы создайте свой.

Здесь равнодушием не пахнет,

Простор для творчества такой,

Что иногда не веришь даже,

Что это сделано тобой».

( Тишкова Н.В. )

Если нет вопросов, то можно начинать работу над своими натюрмортами.

4.Самостоятельная работа.

Во время самостоятельной работы учитель проверяет:

- организацию рабочего места;

- правильность выполнения приемов работы;

- оказание помощи учащимся ,испытывающим затруднения.

5.Итог урока.

- экспресс – выставка;

- анализ работ учащихся;

- выставление оценок.

( В конце урока делаем просмотр творческих работ, подводим итоги, выявляем недочеты и ошибки в работах.

Задаю детям несколько вопросов:

Что нового и интересного вы узнали на уроке?

С какой новой графической техникой вы познакомились?

Какими необычными инструментами пользовались в этой технике?

Молодцы, ребята, хорошо поработали, надеюсь, вам понравилось. И закончить урок хочу четверостишием:

«Как часто видим жизнь мы в черном цвете, И счастье – словно призрачный мираж… Под черной тушью – мир из радуг, света. Люблю картины в технике граттаж!» А. (Неленко).



Литература :

1. Фаворский В. О графике как основе книжного искусства [Электронный ресурс] 

2. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки / А. А. Фатеева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 98 с.

3.  Коротеева, Е. И. Искусство и ты : учебное пособие / Е. И.

Коротеева. – М.: Просвещение, 1997. –144 с.: ил.

4. Мелик-Пашаев, А. А., Новлянская, З. Н. Ступеньки к творчеству: Книга для учителей и родителей / А. А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. –М.: Искусство в школе, 1995. – 120 с.

5. Немешаева Е. А. Художества без кисточки .- Феникс, 2014


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!