СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока: «Наброски и зарисовки человека карандашом, фломастером, мягкими материалами (уголь, соус, сангина и т.д.) Выразительные возможности линии, пятна, силуэта».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока: «Наброски и зарисовки человека карандашом, фломастером, мягкими материалами (уголь, соус, сангина и т.д.) Выразительные возможности линии, пятна, силуэта».»

МБОУ ДО «ДШИ №4» г. Курска







Конспект открытого урока:


«Наброски и зарисовки человека карандашом, фломастером, мягкими материалами (уголь, соус, сангина и т.д.) Выразительные возможности линии, пятна, силуэта».











Выполнила:

преподаватель

изобразительного искусства

Панина М.В.









Курск

2019

Класс 3

Четверть 2

Урок № 5


Дата:

  1. Тема урока:






  1. Вид урока:

  2. Тип урока:

  3. Цели урока:

А)Образовательная:






















Б)Развивающая:




















В)Воспитательная:














Планируемые результаты:


Личностные:

















Метапредметные:


Познавательные:

















Регулятивные:













Коммуникативные:









Предметные:












Формы обучения:


Технологии обучения:



  1. Методы и методические приёмы:




  1. Оборудование для урока:


Для учителя:











Для учащихся:



  1. Схема оформления доски:











  1. Структура урока:






Содержание урока.






  1. Содержание урока:




  1. Орг. момент




  1. Постановка целей и задач урока:



  1. Объяснение нового материала:






























































































































































































































































































  1. Закрепление нового материала:
























  1. Итоги урока:






  1. Окончание урока:












  1. Литература:





« Наброски и зарисовки человека карандашом, фломастером, мягкими материалами (уголь, соус, сангина и т.д.) Выразительные возможности линии, пятна, силуэта».


Рисование с натуры.

Комбинированный.


Способствовать формированию представлений о многообразии набросков и зарисовок.

Задачи:

-ознакомить обучающихся с понятиями «набросок», «зарисовка»;

-ознакомить обучающихся с набросками , где средством выразительности является: линия, пятно, штрих, точка, комбинация этих средств;

- ознакомить с набросками и зарисовками, выполненными различными графическими материалами: карандаш, уголь, сангина, сепия, гелиевая ручка, маркер/фломастер;

- объяснить правила изображения и средства выразительности набросков и зарисовок.


Способствовать формированию художественно-творческой активность личности, его пространственного мышления и воображения.

Задачи:

- совершенствовать умение анализировать произведения искусства, работы художников, собственные работы;

- совершенствовать навыки владения карандашом и другими графическими материалами (уголь, сангина, маркер/фломастер, гелиевая ручка);

- способствовать развитию у детей умения анализировать сложный предмет (фигура человека);

Способствовать формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; формировать у обучающихся эстетический вкус, пониманию роли изобразительного искусства в жизни общества.


Задачи:

- способствовать формированию понимания красоты окружающего предметного мира, чувства прекрасного, способности видеть красоту в обыденном.




- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения;

- гармонично развитые социальные чувства и качества;

- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.


- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- внесение учащимися необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.


- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


- способность отличать набросок от зарисовки;

- способность применять основные средства выразительности рисунка в собственных работах;

- способность анализировать произведения искусства, работы художников, собственные работы;

- способность использовать различные графические материалы согласно своему творческому замыслу.


Рисование с натуры


Проблемное, групповое, личностно-ориентированное, объяснительно-иллюстративное.


Словесные, наглядные, объяснительно-иллюстаритивные методы с элементами проблемного обучения, практические, педагогический рисунок.


Наглядный материал (наброски и зарисовки, выполненные различными графическими средствами и с применением различных средств выразительности.

Карандаш мягкий, уголь-карандаш, уголь древесный, сепия, сангина, фломастер тонкий, маркер, гелиевая ручка, бумага различных сортов.


Карандаш мягкий, уголь-карандаш, уголь древесный, сепия, сангина, фломастер тонкий, маркер, гелиевая ручка, бумага различных сортов




1.Орг.момент (1-2 мин)

2.Постановка целей и задач урока

(1-2 м.)

3.Объяснение нового материала

(10-15 м.)

4.Закрепление нового материала

(20-25 м. )

6. Итоги урока (1-2 м.)

7.Окончание урока (1 м.)





































































































































































































Деятельность школьников.


Взаимное приветствие.









Графические изображения, выполненные в небольшой промежуток времени. Набросок за более короткий - 3-10 мин., зарисовка более длительный. В наброске главное отобразить общие, характерные детали человека: силуэт, движение, положение, действие и др., без прорисовки конкретных мелких деталей (глаз, носа, рта и др). В зарисовке же уже отображается характер, схожесть человека с натурой, прорисовываются конкретные черты человека, детали.


Для развития глазомера, зрительной памяти, в собственных композициях, творческих работах.


Линия, пятно, точка



Закон контрастов: тёмного на светлом и светлого на тёмном.




















Детям необходимо определить набросок это или зарисовка, материал и использованное средство выразительности в них.





Набросок карандашный, средство выразительности - линия, пятно.




























Набросок карандашный, линия как средство выразительности.


















Угольный карандаш, линия как основное средство выразительности, лёгкое введение тона.










Угольный карандаш, линия и пятно как средство выразительности.










Набросок, уголь древесный, здесь средство выразительности - пятно. Чётко читаются силуэты людей.











Набросок, фломастер, линия как основное средство выразительности..











Маркер, линия и пятно.














Набросок, сочетание пятна и линии, штриха; гелиевая ручка и фломастер.


















Краткосрочная зарисовка, уголь древесный, линия и пятно как средство выразительности. Контраст светлого лица на плотном воротнике куртки. Ритм линий и пятен.










Зарисовка, угольный карандаш, средство выразительности основное - пятно.









Набросок, гелиевая ручка, линия, штрих.








Зарисовка, гелиевая ручка, средства выразительности: линия, точка.


















Линия, штрих.













Обучающиеся выполняют наброски с натуры. Чередуясь, в роли натуры не более 3-5-6 мин. каждый. 8-10 мин. для зарисовки. Различными графическими средствами.












Обучающиеся выполняют зарисовки с натуры.









Графические изображения, выполненные в небольшой промежуток времени. Набросок за более короткий - 3-10 мин., зарисовка более длительный. В наброске главное отобразить общие, характерные детали человека: силуэт, движение, положение, действие и др., без прорисовки конкретных мелких деталей (глаз, носа, рта и др). В зарисовке же уже отображается характер, схожесть человека с натурой, прорисовываются конкретные черты человека, детали.


Линия, пятно, точка.



Карандаш, уголь, сангина, сепия, гелиевая ручка, маркер/фломастер, тушь/перо, соус.



Деятельность учителя.


Взаимное приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, отметка отсутствующих.




Выполнить наброски и зарисовки различными графическими материалами, используя разные средства выразительности.



- Что такое «набросок» и «зарисовка»? Чем они отличаются? -Для чего они нужны художнику, где может использовать и применить их?




















-Назовите средства выразительности, которые можно использовать в графике?


-Какой закон композиции можно использовать для придания большей выразительности изображению в ч\б., например варианте?


Предоставляется зрительный ряд собственных набросков и зарисовок, а также других художников: И.Репина, В.Серова, выполненных различными графическими материалами и с использованием различных средств выразительности.


Учитель комментирует, и поправляет учеников, при необходимости.





1.

Линия в рисунке должна быть «живой», плавной; в тени и то, что к нам ближе более чётко, темнее, толще, в даль и не важные для нас детали тонкой полупрозрачной линией, которая постепенно сходит на нет.

В наброске необходимо увидеть натуру целиком, и сразу постараться повторить характерное движение, силуэт, действие, без подробного прорисовывания деталей.

Для себя необходимо делать отбор главного и второстепенного в рисунке.


Отображать в наброске основные части человека: голова, изгиб руги, ног, позвоночника.


2.







3.


4.


5.


Тональность пятна тоже может быть разной.


6.


7.


8.


Также мы здесь можем видеть и контраст светлого и тёмного, должны помнить о ритме линий и пятен.


9.





10.

11.


12.


13.

В. Серов, зарисовка, карандаш.


Практическая часть.


Во время практической части учитель наблюдает за работой обучающихся и при необходимости оказывает помощь; при типичных ошибках останавливает практическую работу, делает фронтальный просмотр работ, анализируя их с участием детей.



Преподаватель делает поправки и небольшие пед. рисунки на работе обучающихся, для большей наглядности .

Там, где рисунок ведётся одной только линией меняет материал обучающегося (например, карандаш на фломастер), и рекомендует попробовать вести работу от пятна.


Преподаватель показывает пример зарисовки любым из графических материалов.


Зарисовка это более длительный по времени рисунок, чем набросок. Это своего рода, продолжение наброска, с утонением конкретных черт и деталей человека, характерных ему. Более детальная проработка лица, одежды.



Вопросы:

1. Чем отличается набросок от зарисовки?



















2. Какие средства выразительности можно использовать для создания набросков и зарисовок?

3. Какие графические материалы можно использовать при создании наброска и зарисовки?



Просмотр и анализ результатов художественно-творческой деятельности детей, оценивание работ в соответствии с выполненными поставленными задачами урока.


Сообщение обучающимся какие материалы им необходимо принести на следующий урок.



Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970.