Класс 3 Четверть 2 Урок № 5 Дата: Тема урока: Вид урока: Тип урока: Цели урока: А)Образовательная: Б)Развивающая: В)Воспитательная: Планируемые результаты: Личностные: Метапредметные: Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: Предметные: Формы обучения: Технологии обучения: Методы и методические приёмы: Оборудование для урока: Для учителя: Для учащихся: Схема оформления доски: Структура урока: Содержание урока. Содержание урока: Орг. момент Постановка целей и задач урока: Объяснение нового материала: Закрепление нового материала: Итоги урока: Окончание урока: Литература: | « Наброски и зарисовки человека карандашом, фломастером, мягкими материалами (уголь, соус, сангина и т.д.) Выразительные возможности линии, пятна, силуэта». Рисование с натуры. Комбинированный. Способствовать формированию представлений о многообразии набросков и зарисовок. Задачи: -ознакомить обучающихся с понятиями «набросок», «зарисовка»; -ознакомить обучающихся с набросками , где средством выразительности является: линия, пятно, штрих, точка, комбинация этих средств; - ознакомить с набросками и зарисовками, выполненными различными графическими материалами: карандаш, уголь, сангина, сепия, гелиевая ручка, маркер/фломастер; - объяснить правила изображения и средства выразительности набросков и зарисовок. Способствовать формированию художественно-творческой активность личности, его пространственного мышления и воображения. Задачи: - совершенствовать умение анализировать произведения искусства, работы художников, собственные работы; - совершенствовать навыки владения карандашом и другими графическими материалами (уголь, сангина, маркер/фломастер, гелиевая ручка); - способствовать развитию у детей умения анализировать сложный предмет (фигура человека); Способствовать формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; формировать у обучающихся эстетический вкус, пониманию роли изобразительного искусства в жизни общества. Задачи: - способствовать формированию понимания красоты окружающего предметного мира, чувства прекрасного, способности видеть красоту в обыденном. - проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения; - гармонично развитые социальные чувства и качества; - умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; - патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность. - умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдение; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью, соотносить учебные действия с известными правилами, выполнять учебное действие в соответствии с планом; - внесение учащимися необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. - умение слушать и вступать в диалог; - участвовать в коллективном обсуждении проблем; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - способность отличать набросок от зарисовки; - способность применять основные средства выразительности рисунка в собственных работах; - способность анализировать произведения искусства, работы художников, собственные работы; - способность использовать различные графические материалы согласно своему творческому замыслу. Рисование с натуры Проблемное, групповое, личностно-ориентированное, объяснительно-иллюстративное. Словесные, наглядные, объяснительно-иллюстаритивные методы с элементами проблемного обучения, практические, педагогический рисунок. Наглядный материал (наброски и зарисовки, выполненные различными графическими средствами и с применением различных средств выразительности. Карандаш мягкий, уголь-карандаш, уголь древесный, сепия, сангина, фломастер тонкий, маркер, гелиевая ручка, бумага различных сортов. Карандаш мягкий, уголь-карандаш, уголь древесный, сепия, сангина, фломастер тонкий, маркер, гелиевая ручка, бумага различных сортов 1.Орг.момент (1-2 мин) 2.Постановка целей и задач урока (1-2 м.) 3.Объяснение нового материала (10-15 м.) 4.Закрепление нового материала (20-25 м. ) 6. Итоги урока (1-2 м.) 7.Окончание урока (1 м.) | Деятельность школьников. Взаимное приветствие. Графические изображения, выполненные в небольшой промежуток времени. Набросок за более короткий - 3-10 мин., зарисовка более длительный. В наброске главное отобразить общие, характерные детали человека: силуэт, движение, положение, действие и др., без прорисовки конкретных мелких деталей (глаз, носа, рта и др). В зарисовке же уже отображается характер, схожесть человека с натурой, прорисовываются конкретные черты человека, детали. Для развития глазомера, зрительной памяти, в собственных композициях, творческих работах. Линия, пятно, точка Закон контрастов: тёмного на светлом и светлого на тёмном. Детям необходимо определить набросок это или зарисовка, материал и использованное средство выразительности в них. Набросок карандашный, средство выразительности - линия, пятно. Набросок карандашный, линия как средство выразительности. Угольный карандаш, линия как основное средство выразительности, лёгкое введение тона. Угольный карандаш, линия и пятно как средство выразительности. Набросок, уголь древесный, здесь средство выразительности - пятно. Чётко читаются силуэты людей. Набросок, фломастер, линия как основное средство выразительности.. Маркер, линия и пятно. Набросок, сочетание пятна и линии, штриха; гелиевая ручка и фломастер. Краткосрочная зарисовка, уголь древесный, линия и пятно как средство выразительности. Контраст светлого лица на плотном воротнике куртки. Ритм линий и пятен. Зарисовка, угольный карандаш, средство выразительности основное - пятно. Набросок, гелиевая ручка, линия, штрих. Зарисовка, гелиевая ручка, средства выразительности: линия, точка. Линия, штрих. Обучающиеся выполняют наброски с натуры. Чередуясь, в роли натуры не более 3-5-6 мин. каждый. 8-10 мин. для зарисовки. Различными графическими средствами. Обучающиеся выполняют зарисовки с натуры. Графические изображения, выполненные в небольшой промежуток времени. Набросок за более короткий - 3-10 мин., зарисовка более длительный. В наброске главное отобразить общие, характерные детали человека: силуэт, движение, положение, действие и др., без прорисовки конкретных мелких деталей (глаз, носа, рта и др). В зарисовке же уже отображается характер, схожесть человека с натурой, прорисовываются конкретные черты человека, детали. Линия, пятно, точка. Карандаш, уголь, сангина, сепия, гелиевая ручка, маркер/фломастер, тушь/перо, соус. |
Деятельность учителя. Взаимное приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, отметка отсутствующих. Выполнить наброски и зарисовки различными графическими материалами, используя разные средства выразительности. - Что такое «набросок» и «зарисовка»? Чем они отличаются? -Для чего они нужны художнику, где может использовать и применить их? -Назовите средства выразительности, которые можно использовать в графике? -Какой закон композиции можно использовать для придания большей выразительности изображению в ч\б., например варианте? Предоставляется зрительный ряд собственных набросков и зарисовок, а также других художников: И.Репина, В.Серова, выполненных различными графическими материалами и с использованием различных средств выразительности. Учитель комментирует, и поправляет учеников, при необходимости. 1. Линия в рисунке должна быть «живой», плавной; в тени и то, что к нам ближе более чётко, темнее, толще, в даль и не важные для нас детали тонкой полупрозрачной линией, которая постепенно сходит на нет. В наброске необходимо увидеть натуру целиком, и сразу постараться повторить характерное движение, силуэт, действие, без подробного прорисовывания деталей. Для себя необходимо делать отбор главного и второстепенного в рисунке. Отображать в наброске основные части человека: голова, изгиб руги, ног, позвоночника. 2. 3. 4. 5. Тональность пятна тоже может быть разной. 6. 7. 8. Также мы здесь можем видеть и контраст светлого и тёмного, должны помнить о ритме линий и пятен. 9. 10. 11. 12. 13. В. Серов, зарисовка, карандаш. Практическая часть. Во время практической части учитель наблюдает за работой обучающихся и при необходимости оказывает помощь; при типичных ошибках останавливает практическую работу, делает фронтальный просмотр работ, анализируя их с участием детей. Преподаватель делает поправки и небольшие пед. рисунки на работе обучающихся, для большей наглядности . Там, где рисунок ведётся одной только линией меняет материал обучающегося (например, карандаш на фломастер), и рекомендует попробовать вести работу от пятна. Преподаватель показывает пример зарисовки любым из графических материалов. Зарисовка это более длительный по времени рисунок, чем набросок. Это своего рода, продолжение наброска, с утонением конкретных черт и деталей человека, характерных ему. Более детальная проработка лица, одежды. Вопросы: 1. Чем отличается набросок от зарисовки? 2. Какие средства выразительности можно использовать для создания набросков и зарисовок? 3. Какие графические материалы можно использовать при создании наброска и зарисовки? Просмотр и анализ результатов художественно-творческой деятельности детей, оценивание работ в соответствии с выполненными поставленными задачами урока. Сообщение обучающимся какие материалы им необходимо принести на следующий урок. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970. |